Поиск Написать

Azov,Black&other seas-3

 

АЗОВСКОЕ,

ЧЁРНОЕ

И

ДРУГИЕ  МОРЯ - 3

Вот вспомнил, как на п/х «Василий Головнин»

мы шли в Жданов (Мариуполь) зимой и во льдах. У всех судов этого типа был самый маленький ледовый класс -3. Я уже рассказывал, как на т/х «Шахты» нас сжимал лёд в Азовском море и как лопались шпангоуты.

А данный случай был немного раньше. Шли мы по ледовому каналу за ледоколом. Капитан распорядился, чтобы я, боцман и все свободные матросы были на баке. Хоть и мороз был довольно сильным.

 
Какое-то время шли сами, но потом лоцман с локационной станции «Раскат», следивший за нами, сказал, что нас подвижкой льда сносит на бровку канала. И с ледокола

была принято решение взять нас« в усы». Что и было сделано. То есть толстый канат, поданный с ледокола, мы провели через оба якорных клюза и палубу бака и отдали назад. А в ледоколе, для таких случаев, имеется выемка в корме. Получилось как-бы одно целое. Так и шли всю ночь, так как ледовая обстановка была очень сложная, дул сильный юго-восточный ветер и подвижка льда шла в сторону берега.

Лишь к утру зашли в порт, ледокол ушел, а за нас взялись буксиры. А так как порт также был весь покрыт льдом, то ошвартоваться к причалу было тоже совсем нелегко. Делалось это так. С бака подавался швартовый конец и крепился на берегу. Если надо было стать к причалу правым бортом, то в левый борт упирался буксир и давил. Но до определенного момента, так как между бортом и причала скапливался лед. Тогда другой буксир входил в это пространство между причалом и бортом и своими винтами пытался выгнать лед. Все это занимало немало времени и сама швартовка могла длиться около четырех часов.

А мы всю эту ночь торчали на морозе, только иногда спуская в подшкиперскую. Но там тоже было холодно, разве что ветра не было.

Теперь немного о другом. В те, уже далекие времена обязанности у всех помощников капитана были разные. На больших судах, где был четвертый помощник, то он отвечал за электро и радионавигационные приборы и кассу. Вел все журналы и оформлял приходы и отходы. Печатал судовые роли на русском и английском языках. Вахту стоял одну с 16.00 до 20.00.А вот на судах поменьше четвертого помощника уже не было и за всё отвечал третий помощник. И вахта была с 08.00 до 12.00 и с 20.00 до 24. 00.Это на ходу, конечно. На стоянках стояли суточные вахты. И, если был четвертый помощник, то старпом суточные вахты не нёс. Я, работая на судах типа «Чулым»

и «Шахты»,

отвечал за все приборы, карты, документацию, кассу. Приборы должны все работать, карты должны быть своевременно откорректированы и так далее. Карты получались в навигационной камере пароходства, откорректированными на день получения. Но текущую корректировку должен был проводить помощник. По рации получались НАВИМ и НАВИПс текущими изменениями морской обстановки и все это надо было нанести на карты данного рейса. И ещё. Капитан делал предварительную прокладку курса данного рейса на карте большого масштаба, а текущую прокладку на рабочих ходовых картах делал уже третий помощник.

Второй помощник тогда занимался только погрузкой и выгрузкой судна, ну и вахты, конечно.

А вот у старпома обязанностей было много. На нем было все хозяйство судна, палубная команда и вспомогательный состав.

Вот вспомнил один случай, когда я чуть не утонул. Спасло только самообладание.

Есть такое устройство, называемое лаг. Он показывает скорость судна. Но, для того, чтобы он работал надо было спуститься в машинное отделение, открыть шахту лага, спуститься в неё (около 2 метров), открыть клинкер, опустить шток лага и снова закрыть клинкер. При подходе к порту или узостям всё проделывалось в обратном порядке. Все это проделывал третий помощник.

И вот, подходим мы к какому-то порту. Я спускаюсь в машинное отделение. На вахте четвертый механик и машинист. Снимаю плиту, открываю крышку шахты лага и спускаюсь в саму шахту. Открываю клинкер и начинаю вытаскивать шток лага. И, в это время, закрывается крышка шахты лага (механик решил так подшутить!). А я, видно, дернул шток сильнее, чем надо и он выскочил из отверстия. И в шахту хлынула забортная вода! Я не растерялся, левой рукой попытался закрыть отверстие, а правой начал закрывать клинкер. Закрыл, но был уже по пояс в воде. Открылась крышка шахты лага, механик и машинист были в ужасе! Никогда больше я так шутить не буду!- сказал механик. Хорошо еще, что скорость судна была снижена, иначе утонул бы…

 
Самой нормальной я считаю обстановку на борту, когда судно двигается. А так как лишних людей на борту обычно не было, то в коридорах стояла тишина. Одни стояли вахту, другие отдыхали после вахты. Только вечером свободные люди собирались в столовой команды. Играли в настольные игры, смотрели фильмы.

Хуже всего было тогда, когда приходилось стоять на рейдах портов в ожидании освобождения нужного причала. В европейских портах обычно все решалось довольно быстро, а вот в арабских страшно долго. Как-то в Ливии, в Триполи стояли на рейде почти месяц. В таких случаях больше всего убивает неизвестность. А если, допустим, кончается что-то из-запасов, то и нервотрепка. Хватит или нет. В ту стоянку на рейде Триполи закончились хорошие сигареты, и пришлось курить подмокшие ранее сигареты «Солнце» с цвелью. Я тогда ещё курил. Бросил же курить в 1977 году, уже после окончания своей мореходной эпопеи.

На таких стоянках скукота невообразимая. Фильмы уже все пересмотрели, книжки перечитали. Да и друг-другу уже порядком надоели. Отсюда и скандалы и руганки. В то время ещё ведь не было ни видеомагнитофонов, ни DVD.А наши телевизоры брали картинку, но не брали звук. Правда в арабских странах, как по мне, то и смотреть нечего. В Ливии, например, транслировали по пять – шесть часов муллу, читающего Коран. А в Египте старинные фильмы целый день. В Италии, конечно, было что смотреть, но звук надо было ловить по радиоприемнику. В те времена различные шоу вела молодая ещё тогда Раффаэлла Карра. Она за программу переодевалась до десятка раз. Но фильмы, по национальному телевидению, показывали тоже только старые.


Теги: море

Комментарии:
 

Подтвердите удаление записи