Тенденции по сокращению рентабельности бизнеса подталкивают менеджмент торговых компаний к поиску новых механизмов получения конкурентных преимуществ. Возрастающая конкуренция и насыщение рынка не позволяют, как раньше экстенсивными методами наращивать обороты и повышать рыночную стоимость компании только за счет проверенных методов: обширной рекламной компании, большой базы постоянных клиентов, представительств в регионах и прочее. В условиях торговли не эксклюзивными товарами все очевидней становиться использование проектных маркетинговых акций, удовлетворяющих ажиотажный спрос и свертываемых при уменьшении рентабельности. Также необходимы схемы, позволяющие без дополнительного финансирования, только за счет более грамотного управления, достигать требуемых результатов. Одной из тенденций, которая набирает все большую популярность, становиться использование виртуальных складов.
Торговля с виртуального склада - способ перепродажи товаров без хранения на собственном складе, т.е. забираем товар у поставщика и везем его сразу покупателю. Действительно, преимущества, получаемые от оптимизации складских запасов и высвобождения финансовых средств достаточно очевидны. Одной из основных проблем становиться увеличение складских остатков низколиквидных товаров. Причем, иногда это принимает крайние формы, и дешевле уничтожить товар, чем хранить его дальше. Если стоимость хранения учитывать в себестоимости товаров, часто выходит так, что одной из главных составляющих цены для конечного покупателя становиться «сумма за место на полке». При этом увеличение складских площадей требует все возрастающие затраты на логистику. Доходит до того, что управление складом превращается в «вещь в себе». Кому нужны большие, сложные системы и штат сотрудников, обслуживающих склады? Деньги, лежащие мертвым грузом, и все растущая себестоимость товара? Уж точно не собственникам бизнеса. Огромный склад - это скорее всего показатель неудовлетворительного соотношения оборачиваемости товара к его остаткам. А при торговле высокотехнологичными товарами, уменьшение складских запасов выходит на первое место.
Основная идея виртуального склада заключается в том, чтобы уменьшить время нахождения товаров на реальном складе компании. Расходы на логистику и стоимость аренды помещений пропорционально уменьшаются. Добиться такого эффекта можно путем реализации «еще не поступившего товара», например заказанного за границей и находящегося в пути. Соответственно к информационной системе предъявляются требования работы с планированием прихода и резервированием из «заказов поставщику». Дополнительной сложностью для учетной системы будет необходимость расчета себестоимости. Обычно формула достаточно проста, это Цена FOB + Стоимость Фрахта + Таможня + Автоперевозка + Прочее, но возникает вопрос о разнесении затрат по номенклатуре (весу, стоимости, объему). Решив вопросы с «поступлением», необходимо скоординировать службу «продаж». Ведь очевидной является мысль о том, что дата счета (или даже расходной накладной, при длительной доставке) не обязательно должна быть больше даты «поступления» на временной оси. Таким образом, мы получаем как бы «кредитные средства» от покупателей. Предварительная продажа может быть еще выгоднее так как, появляется возможность снижения цен до минимума. Даже если просто деньги, полученные за «товар в пути» положить в банк, организация получит ощутимую прибавку к оборотным средствам. При достижении идеальной стройности системы, работа торговой организации будет проводиться по следующей схеме (этап с определение товаров и маркетингом опустим как не относящейся к данной теме).
1. Заказ товара у поставщиков.
2. Определение «будущих» остатков на складах.
3. Продажа и резервирование.
4. Получение оплаты.
5. Управление грузоперевозками (поставка товара сразу на склад клиента).
Таким образом, мы проследили цепочку бизнес процессов создающих еще один контур работы для сферы торговли. И возможно в ближайшее время эта схема войдет в широкое употребление в организациях, стремящихся повысить качество своей работы. При таких методиках работы, на складе «зависают», только товары, возвращаемые покупателем или сверхликвидные товары класса «А».
Попутно решается вопрос с планированием закупок. Достаточно многие организации до сих пор не используют всех средств, предоставляемые современными информационными системами, (например методики заложенные в 1С:Предприятие 8.0 Управление торговлей, позволят решить большинство проблем «отдела закупки»), таких как планирование на основании продаж в прошлых периодах, на основании заказов покупателей, учет возможного роста или снижения продаж, сезонности и т.д.
Использование современных информационных технологий и методик маркетинга (для реализации которых наконец-то хватает «мощности» компьютеров) приближает момент перехода торговли в виртуальное пространство. Предопределенность функций складских рабочих и уменьшение человеческого фактора в организации хранения товаров в скором времени, возможно, приведет к тому, что менеджер за рабочим терминалом, будет единственным, кто принимает решение о торговой сделке. Остальные проблемы, так часто возникающие в данный момент, такие как сборка заказов, инвентаризация, размещение по местам хранения, недостача и т.д. будут решены оптимальным способом за счет информационной системы.
Андрей Калинин