Поиск Написать

Банкротство как повод

Процедуры банкротства нередки в наше время. Даже самые большие и, казалось бы, не потопляемые компании способны в одночасье стать неплательщиками по счетам. Причем здесь сложно говорить об общих тенденциях и причинах, что привели их к этому печальному моменту. Каждый случай индивидуален. Наш журналист провел небольшое исследование и выяснил подробности нескольких самых громких банкротств в России за всё начало двадцать первого века. В это число входит банкротство турфирмы «Нева», «Дома Лаверна» и других. В большинстве случаев, под темой банкротства скрывается множество внутренних проблем, которые собственникам надоело решать или череда управленческих ошибок, которые были допущены в ходе работы с финансами. Но есть в российской практике и примеры, когда тема банкротства звучала более чем загадочно и даже самые отъявленные спецы от агентств журналистских расследований не смогли докопаться до сути и причин.

Турфирма «Нева»

Начнем с самого, наверное, нашумевшего банкротства – все потому, что процедура задела интересы очень многих простых граждан. Так и осталась непознанным фактом. Почему такую махину не смогли уберечь и вовремя не стали бить в колокола остается загадкой. Конечно, много турфирм закрылось в 2014 году, когда экономическая ситуация была крайне нестабильной, но «Нева» была самой крупной из них. И одной из самых больших в России. Социальные гарантии, рабочие места, контракты с городом, приличные налоговые выплаты в бюджет и достаточно хорошее обеспечение активами.  Но банкротство как гром оказалось для граждан полной неожиданностью.  Компания появилась в самом начале 90-х годов, и новые нормы для выезда госслужащих существенно подкосили её незадолго до собственного 25-летия. Владимир Кацевич – эксперт в области туристического бизнеса прокомментировал ситуацию просто «кто-то захотел слить активы и подставил целый коллектив под экономическое убийство»

Причины – неграмотное отношение к активам. Многие называли банкротство компании «загадочным» и «финансовой мистификацией». На самом деле целый комплекс факторов сработал против – начиная от резкого изменения рынка, когда туристы стали совершать самостоятельные покупки путешествий, а турфирмы не предоставили рынку более дешевого и качественно комплексного продукта чем существующий привычный ассортимент, и заканчивая ситуацией, когда работа по планированию финансового обеспечения поездок клиентов не обеспечивалась в должной мере. Дополнительный момент – изменения регламента выезда за границу государственных чиновников, также ударил по финансовым возможностям компании. Злые языки говорили, что легче было обанкротить, чем отвечать по обязательствам. А менеджмент компании упорно отстаивал идею о том, что сделали все что могли, но именно экономическая ситуация и ее резкая дестабилизация стала причиной банкротства.

«Дом Лаверна»

Один из самых душевных и устойчивых брендов на рынке. До сих пор название остается узнаваемым. Сам нематериальный брендовый актив «Дом Лаверна» был продан компании «Первый дом». Сегодня сеть интерьерных салонов продолжает работать под одноименной изначальной маркой. Новые владельцы вместе с харизмой бренда получили и историю банкротства за плечами. Компания была закрыта по собственному заявлению в связи с большим количеством задолженностей перед банками. Была проведена упрощенная процедура ликвидируемого должника. Сегодня руководство все время возвращается к старым проблемам, пытаясь урегулировать и скорректировать репутационный фон.  Но журналисты так и не смогли тогда установить причину распада империи. А сегодня «Лаверна» работает, но остается скромным напоминанием о былом величии.

Marussia Motors – российские автомобили

Эту компанию организовали российский бизнесмен Ефим Островский и российский же актер Николай Фоменко. Закрылась она также в 2014 году. У компании была даже своя гоночная команда, но она продержалась только 4 года. Масс-медиа сообщают, что Marussia Motors не платила сотрудникам зарплату более полугода. Из-за этого работники объявляли забастовки, производство подолгу простаивало, и в результате заказы на 500 машин не были выполнены. Руководители компании оставили ситуацию без комментариев, и в апреле 2014 года компания закрылась. Здесь дело было в невозможности произвести обещанное, неправильном распределении финансов, полученных Фоменко в качестве предоплаты за кары и непоследовательном менеджменте в управлении проектом. Причины банкротства так никто и не стал объяснять, а Фоменко и до сих пор не дают никаких комментариев и бегают от журналистов.

Порт УстьЛуга

Часто компании губит не менеджмент или невозможность платить по счетам, а просто банальное искажение информации. Пример тому довольно нашумевший кейс о возможности банкротства Порт Усть Луга из-за исков Сбербанка и ВТБ. Но в реальности порт представляет из себя устойчивую структуру содружества многих компаний и чувствует себя вполне хорошо. Активы компании как никогда прочны и речь идет не о банкротстве, а о простой процедуре реструктуризации долга, которая является стандартной для многих стран.

Александр Романовский – санкт-петербургский журналист, исследователь бизнеса и предпринимательства много лет занимается темой банкротства: «Не в первый раз пишу материалы по данной теме и могу сказать, что во всем цивилизованном мире это просто процедура. И только у нас это пятно на репутации компании, которое очень сложно смыть. Часто компании рушит не сам факт финансовой нестабильности, а постоянный информационный негативный шум вокруг самой проблемы. Он заставляет волноваться клиентов, партнеров, членов самих коллективов и в результате вместо выхода из кризиса и попыток реструктуризации долга русский бизнес попадает в воронку скандалов и разборок. Мне всегда было интересное следить именно за тем, как команда управленцев борется, пытаясь отстоять профессию и активы. Но мои коллеги по цеху всегда охотнее реагировали на новость о финансовом крахе очередного монстра рынка, чем на информацию о том, по каким причинам это произошло».

Александр Еремин, доцент экономического факультета СПбГУ, специализируется на теме банкротства:

«Тема информационного сопровождения банкротства очень интересна и в России совершенно не освоена. Компании, которые подверглись рискам должны реагировать быстро, но нешумной рекламой оппонировать своим коллегам, а стараться больше уделять внимание спокойной реакции и фактам. Журналистская же среда сегодня не богата на глубокие аналитические материалы – скорее на разжигание цепной реакции. Отсюда и расхождение теории и практики. В теории все красиво, а на практике паника портит всю картину подачи информации».

«В последние годы экономическая ситуация в России и мире (как и политическая) крайне нестабильна, особенно начиная с 2014 года. Многие компании становятся банкротами, даже не успев толком развиться» - отмечает Александр Кац. Даже крупные компании, долгие годы, просуществовавшие на рынке, повсеместно закрываются. Что уж говорить о небольшом бизнесе, особенно только стартовавшем.

«На основании материала, что мне удалось найти про причины банкротства, можно сказать, что есть советы для бизнесменов как не нужно реагировать в процессе», - комментирует Еремин.

1.  умерить панику;

2.  подготовить факты «за» и «против»;

3.  быть в своих аргументах и высказываниях максимально честными;

4.  сформировать прочный тыл в виде заранее подготовленных высказываний, суть которых разделяет и понимает весь коллектив;

5.  создать систему последовательной работы с лидерами мнений в отрасли, не отвлекаясь на диалог с публикой, но и не пропуская острых высказываний мимо ушей;

6.  запастись терпением и в течении нескольких лет целенаправленно работать с репутационными характеристиками, постепенно выправляя имидж реальными делами;

и самый главный совет от Александра Романовского –  вовремя обращаться к банкам за реструктуризацией долга, «резать, не дожидаясь перитонита».

Комментарии:
 

Подтвердите удаление записи