Поиск Написать

Пять принципов принципала и чек-лист прилежного агента

Речь пойдет об агентских отношениях. Интересные, привлекательные, экономные, перспективные и одновременно пугающие. И хочется, и колется вывести продавцов да маркетологов на уровень агентов, но… и возникают разные «НО»: «А вдруг что-то пойдет не так? А вдруг агент не удовлетворит требования налоговиков?».


Чтобы отношения шли, как по маслу, и не возникло всякого рода «а вдруг», нужно следовать успешному опыту бизнесменов, не забывать про реальность, грамотный документооборот, самостоятельность и добросовестность, и всему тому, что написано ниже. Начнем со свежего судебного решения, которое в очередной раз подтвердило законность агентских отношений.

Постановление АС Волго-Вятского от 09.11.2017 г. по делу №А11-6162/2016. Компания занималась производством лекарственных средств. Продавать самостоятельно препараты получалось не совсем удачно, поскольку выделение средств на продвижение – лишняя трата денег… Решили доверить маркетинг и продажи сторонней компании и заключили агентский договор. Ну, как сторонней, скорее слегка взаимозависимой: агент являлся единственным акционером принципала. Налоговикам такая идея продаж и маркетинговые штучки в виде бонусов и скидок не понравились. Цель: доначислить принципалу.

Взгляд налоговиков на агентскую «схему»
К документам не придраться: все четко. Поэтому сотрудники фискальной службы решили пойти другим путем и потеребить экономическую составляющую отношений:
  • У принципала отсутствовало намерение получить экономический эффект от заключения агентского договора;
  • Объем поставок не влиял на размер скидки и, зачастую, при меньшем объеме, скидка предоставлялась в большем размере, что стимулировало покупателей к снижению объемов закупки;
  • Принципал не устанавливал и не контролировал размер скидок для покупателей: этим занимался агент;
  • Затраты налогоплательщика на выплату агентского вознаграждения с суммы недополученного дохода в размере предоставленных покупателям скидок экономически не оправданы.


Аргументы налогоплательщика
Сначала про документы. Агентским договором было предусмотрено, что принципал поручает агенту от своего имени и за свой счет продавать товар и заниматься продвижением (организовывать семинары, изучать конъюнктуру рынка, рекламировать товар, бесплатно раздавать образцы и т.д.).
За услуги принципал платил агенту вознаграждение в размере 20% без учета НДС от стоимости реализованного товара. К тому же, договором были предусмотрены «стимуляторы торговли»:
  • Документальное подтверждение расходов на рекламу не требовалось, поскольку эти траты покрываются агентским вознаграждением;
  • Условия предоставления финансовых скидок и суммы (бонусов, премии) были предусмотрены дополнительным соглашением к договору;
  • В дополнительных приложениях к договору и соглашениях с покупателями указано, что скидки не уменьшают базисную цену товара, не являются элементом ценообразования и не приводят к изменению цены товара;
  • Расчет финансовых скидок покупателям производился агентом с учетом поручений принципала.

Помимо договора, отношения «агент-принципал» были подкреплены всей необходимой документацией: отчеты агента, акты оказанных услуг, платежные документы.

А теперь про отношения. С помощью скидок агент стимулировал покупателей к приобретению наибольшего объема реализуемого товара и получения экономического эффекта. Финансовые результаты деятельности принципала после заключения договора значительно улучшились: объем продаж вырос в 8 раз. Кроме роста финансовых показателей, увеличилось количество покупателей продукции.

Вывод суда
Суд поддержал налогоплательщика: реализуя продукцию через агента, принципал осуществлял реальную предпринимательскую деятельность, т.е. деятельность, направленную на получение прибыли:
  • Предоставление скидок было связано с намерением получить экономический эффект, который и был достигнут;
  • Скидки предоставлялись покупателю за выполнение определенных действий в интересах продавца, а агентское вознаграждение выплачивалось агенту за совершение действий по продвижению и продаже товара третьим лицам. Фактически скидки покупателям предоставлял сам принципал, как продавец товара, поэтому в соответствии с пп.19.1 п.1 ст.265 НК РФ скидки являлись затратами принципала;
  • В соответствии в п.6 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006г. №53 «участие в агентском договоре и сделках купли-продажи товара взаимозависимого лица само по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной»;
  • После заключения агентского договора финансовые результаты деятельности принципала значительно улучшились: увеличились объем продаж и количество покупателей.


Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:
Отличное решение суда. В пользу налогоплательщика сыграли такие решающие факты, как:
• Грамотный документооборот;
• Агент обладал всеми признаками добросовестности и самостоятельности;
• Принципал получил экономическую выгоду от сотрудничества с агентом.

Взаимозависимость не так страшна, как все ее боятся. Если взаимозависимые компании самостоятельны, то риски равны нулю. Согласно статье 54.1 НК РФ, главное – это экономическая выгода и реальность сделки. В агентских взаимоотношениях, так же очень важны подробные отчеты агента, из которых четко видны основания, по которым выплачивается вознаграждение.

Чек-лист прилежного агента

А теперь тот самый чек-лист прилежного агента. И пять принипов принципала, по которым он должен проверять «качество» работы своего агента и отношений в целом.
Открыть оригинал изображения (712x875, 142.09 Кб)
Открыть оригинал изображения (723x883, 182.89 Кб)
Открыть оригинал изображения (703x883, 190.78 Кб)
Открыть оригинал изображения (714x886, 186.35 Кб)
Открыть оригинал изображения (716x882, 174.58 Кб)


Агентская схема: как внедрить и сэкономить по максимуму

На онлайн-интенсиве «Агентская схема: как внедрить и сэкономить по максимуму», который стартует 1 декабря, Мария Морозова расскажет обо всех деталях посреднических отношений. Курс состоит из четырех занятий. Вы узнаете абсолютно все: от теории до внедрения и дальнейшего построения отношений, с учетом свежей судебной практики и новинок законодательства.

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:
  • Используя агента в своем бизнесе, вы получаете много преимуществ, таких как:
  • Главная компания защищена от претензий третьих лиц и контролирующих органов в части взаимодействия с контрагентами через агента;
  • Вознаграждение агента полностью ставится в расходы как на ОСН, так и на УСН;
  • Используя в качестве агента ИП или ПК, вы экономите страховые взносы;
  • ИП Агент совершенно законно снимает наличные д/с;
  • Агент, получая вознаграждение в виде процентов, мотивирован работать лучше.


Но для того, чтобы извлечь все перечисленные выгоды нужно все грамотно оформить и учесть нюансы.

Узнать подробнее и записаться на онлайн-интенсив.
Редактировано: 17 ноября 2017

Комментарии:
 

Подтвердите удаление записи