Помнится попадалось мне в книгах определение – мрачная немецкая готика. Да! Именно так и выглядит Кельнский собор. Когда-то светлый песчаник за годы «эксплуатации» почернел, впитывая в себя копоть дымовых труб окрестных домов и, в большей степени, паровозов. Та сторона, которая обращена прямо на «чугунку», заметно чернее.
Рассмотреть собор, окинув его одним взглядом или «поймать» в объектив аппарат ( если это не широкоугольник) – невозможно. Территория вокруг собора тесно застроена , а высота стен и, особенно, башен – впечатляет
Уже не первый подобный храм посещаем, но в голове по- прежнему не укладывается – как? Как можно без подъемных механизмов, бетономешалок и прочего строительного оборудования вот это вот воздвигнуть? Сколько нужно затесать камней, поднять их к облакам и уложить «с точностью до миллиметра»! Какие там египетские пирамиды! Не мудрено, что храм строили несколько веков. А вот разрушить могли в минуту. Только негласное соглашение пилотов союзной авиации - использовать собор в качестве ориентира, позволило ему сохраниться в годы войны. При том, что город был разрушен на 85%
В самом соборе шла служба и праздные туристы толпились у решетки, перегораживающей проход глубже. Мы уже было решили – другим разом, но тут служба закончилась и прихожане повалили на выход. Образовалось некоторое двустороннее движение, причем – левостороннее, которое и нас затянуло внутрь. Первое, что поражает внутри – витражи! Высоченные, светящиеся изнутри ( хотя снаружи собора их не видно! Они закрыты чем –то темным) картины на стекле. Здесь и христианские темы, и всяческие сценки «из рыцарской жизни». Вероятно, всё это должно отражать непростой путь, пройденный создателями и жертвователями храма.
Три нефа, разгороженных колоннами, поддерживающими высоченные своды.
В боковых – крипты ( кажется так называются отдельные помещения, часовни), тут же- стоят саркофаги местных епископов и «почетных граждан». На саркофагах возлежат – статуи тесанные из мрамора или отлитые в бронзе. У каждого епископа – посох, с крючком на верхней части. Посмертные маски полны умиротворения и благости. У каждого, но не у всех. Один из покойных изображен эдаким весельчаком, полулежит, облокотившись на руку. Рядом – фигура ангела, как бы «на посылках».
За «большие заслуги» в соборе захоронен и граф Готфрид Арнсбергский .Он изображен в рыцарских доспехах, но не этим он знаменит. По преданию, родственники умершего были сильно раздосадованы тем, что граф завещал все свои земли храму и намеревались разнести его могилу в пух и прах. Дабы этого не случилось, скульптуру графа обнесли металлической решеткой. К сожалению в этом месте собора очень темно и как я ни старался, «вытянуть» картинку не удалось. Пользоваться вспышкой, не позволяло воспитание. Впрочем, если угодно, можно полюбоваться на рыцарские сапоги графа и пару собак, лежащих у его ног.
Главные сокровища храма – ковчег с мощами трех королей ( волхвов), резная фигура «Миланская мадонна» и распятие (крест) Геро. Крест Геро – 2-х метровый дубовый крест с фигурой распятого Христа. В отличие от других канонических распятий, здесь Иисус изображен мертвым. Фигура отличается точной проработкой всех деталей – мускулов, костей. Надо полагать, авторы неоднократно имели возможность рассматривать мертвые тела. Миланская мадонна – производит удивительное впечатление. Прежде всего, как художественное произведение. Хочется просто сидеть перед ней и рассматривать отдельные элементы статуи. А когда вспоминаешь ( благодаря предварительно «заряженному» планшету) её возраст, то , понимаешь встающих перед ней на колени.
Ларец трех волхвов выставлен на высоком постаменте. Хорошо просматривается со всех сторон благодаря разумной подсветке. Однако, особого трепета не вызвал. Ну сундук и сундук! Может быть из-за от бесконечной суеты, перемещающихся вокруг него туристов и приличного удаления, не дающего возможности рассмотреть все эти драгоценные каменья, жемчуга и золотые фигурки, выгравированные на его облачении .
В подвальных помещениях собора прежде всего обращаешь внимание на камни, служащие основанием собора. Вся эта каменная кладка была сделана задолго до строительства католического собора и «помнит» эпоху Римских императоров. С наружной части собора, интересно рассматривать фигуры святых и королей, как это принято в католических традициях, выставленные на выступах стен. Кто-то с мечом, кто-то с епископским посохом или крестом в руках. Правда, для этого потребуется бинокль.
Пользуясь теплой погодой, десяток людей сидели, опустив ноги в фонтан, расположенный у собора, со стороны вокзала. Не знаю есть ли это традиция, аналогичная бросанию монеток, или просто люди ноги моют, экономя на воде в своих домах. Нам воду экономить было не нужно, но мы обошлись только умыванием рук.
Питерское, знаете ли, воспитание
правда, в этом фонтане никто не купается. Только каменные скульптуры, но им - по должности положено!