CHIOS island
Остров ХИОС
CHIOS island
(Greek)
Прежде чем рассказать о случае, происшедшем в конце 1969 года, необходимо сделать небольшое отступление.
Торговые суда строятся, а потом эксплуатируются, разное количество времени. Много значит то, какие грузы они перевозят в период эксплуатации. Ну, и в каких условиях они работают. То есть погода и климатические пояса. В Арктике их убивают льды, а в тропиках влажность и ржавчина.
Не знаю, как сейчас, но во время моей работы в торговом флоте было принято, что нормальная эксплуатация судна с момента постройки – десять лет. Но, как вы, наверное, знаете, суда работают много больше лет. Из них пытаются выжать все соки и получить максимальную сверхприбыль.
Но всё равно, когда-то всему подходит конец. Судовладелец, с подачи капитана, видит, что судно разваливается. И тогда ему нужно принять какие-то меры. Кто-то продает судно на металлолом, а кто-то пытается получить максимальную прибыль даже в этом случае.
Судно и груз страхуются на максимально возможную сумму. На борт садят минимальное количество людей. И обреченное судно идёт в свой последний рейс. Капитан ищет либо сильный шторм, в котором судно тонет, понятно, что с помощью команды, либо ищет судно, которое его ударит. То есть умышленно подставляется под случайное судно. Обреченное судно тонет, команда, готовая к этому, спасается. Судовладелец получает страховку, делясь, при этом, с капитаном и командой. Сразу замечу, что шторм более опасен, так как неизвестно спасется ли вся команда или нет. Море есть море.
Судоводители об этом знали в те, далекие уже, времена и, надеюсь, знают и сейчас.
И вот, где-то в декабре 1969 года, я четвертый помощник капитана т/х «Дебальцево»,
который шел из Александрии в Жданов (Мариуполь ныне), в 20.00 сдал вахту третьему помощнику Володе К..Спустился в кают-компанию, выпил чай и сидел в красном уголке. Около 21.30 слышу, вдруг, три сигнала аварийной сирены. А это значит, капитану надо срочно подняться на мостик. Я вышел в коридор и услышал, как капитан по трапам побежал на мостик.
Переждав минут десять, я тоже поднялся на мостик. На трапе встретился с капитаном, уже покинувшим мостик. Спрашиваю у Володи, - Что случилось? А ты посмотри на курсограф, - отвечает. (Курсограф – прибор, связанный с гирокомпасом и графически, на специальной ленте, фиксирующий движение судна)
Я посмотрел. А там – циркуляция! Т.е. полный оборот судна по кругу.
И Володя рассказывает. Я иду, - говорит,- вдоль острова Хиос, (http://www.greek-islands.us/chios/ ) на траверзе (т.е. перпендикулярно судну) уже середина острова.
Вдруг, впереди по курсу, появляются огни не очень большого судна (по раствору огней можно, приблизительно, определить размеры судна). Вижу, что оно идёт прямо на меня. Даю команду рулевому, - Пять градусов вправо. Тот выполняет, но то судно тоже подворачивает и снова идёт прямо на меня. Я снова командую, - Пять вправо! И вижу, что тот стремится к столкновению. Подворачивать больше было нельзя, так как мы влетели бы в остров. Я, - говорит Володя, - дал три звонка и скомандовал, - Право на борт! Мы пошли на циркуляцию, благодаря тому, что остров похож на подкову, а мы были посредине её, - добавляет помощник,- а тот мудак проскочил.
Видно было, что человек пережил не
очень приятный момент в жизни.