Sevastopol
С Е В А С Т О П О Л Ь
1967,1969.
В первый раз я попал в Севастополь летом 1967 года. Буксир «Ямал»,
на котором я тогда работал на практике, был направлен в Измаил, Там мы должны были взять два понтона и притянуть их в Керчь. Потом на них поставили две буровые вышки. А мы, уже в августе, тягали их по Азовскому морю, искали газ. Нашли уже после того, как я списался.
Так вот, по пути в Измаил, мы зашли в Севастополь и стали к причалу в Казачьей бухте,
на ночь. Наш старпом Светоч Александр, сказал мне, что Севастополь для него, родной и предложил мне показать город.
Вкратце расскажу драматическую историю уже покойного, на данный момент, Александра Светоча.
Сразу сделаю оговорку, что рассказал мне её он сам. А подтверждение, частично, я на*шел в книге (она у меня есть) - Крым в годы войны. В этой книге рассказываются некоторые факты, только немного в другом изложе*нии (что понятно).
Так вот родился Саша до войны, но точно не знал, в каком году. Отца призвали на фронт. Мать фашисты расстреляли у него на глазах. Он попал в детдом, где врач дал ему день рождения-конец апреляи год на вскидку -1936.Дни рождения в детдоме, по его сло*вам, давали, приурачивая к праздникам. В данном случае к 1 мая. И праздновали все в куче. Он, в конце 50-х нашел в Подмосковье отца, и тот сказал, что он 1939 года рождения.
После войны он попал в Севастополь и стал работать юнгой на каком-то катере в порту. Напомню, что тогда Севастополь был закрытым городом. А вокруг города, да на его территории оставалось ещё куча оружия. И пацаны его находили и ходили стрелять. Он говорил, что у него была своя винтовка, автомат, пулемет и ещё что-то.
Где-то в 1951 году, его друг Слава, взял у него винтовку и пошел за город пострелять. Но его засекли сотрудники ОРУД, ГАИ по-нынешнему, а они тогда ходили вооруженные. И, как-то так получилось, что погиб сотрудник ОРУД и Слава.
Светоча судила, так как он признался, что винтовка была его. Дали десять лет. В 53,после смерти Сталина, вызвали. - Вино*вен?,он сказал, что нет. Сиди дальше. Освободился в 1954 году. Татуировки были по всему телу, Даже на интимных местах, по его словам. Помню, на одном колене шестиконечная звезда, на другом – дуля. На спине – сцены из сказок. Одна – неокончена.
В Севастополь сидевшему попасть было невозможно. А в Керчи долго не мог устроиться, пока не пошел в горком партии. Направили в моррыбпорт. Уж потом он закончил мореходку и стал судоводите*лем.
А в тот вечер мы пешком обошли полгорода. Были и на холмах, где проходили бои Крымской войны и у часовни, где похоро*нены адмиралы. Ну и, соответственно, на набережной, у памятника Затопленным кораблям.
Светоч был в морской форме, гражданского флота, и морячки, возвращаясь из увольнения, отдавали ему честь. Что для него было неожиданно и смешно.
Второй раз я попал в Севастополь летом 1969 года. Мы гнали т/х «Тихвин» из Жданова на ремонт в Одессу.
Это был небольшой теплоход «Тихвин». Грузоподъемностью всего 1200 тонн.
Использовался, в основном, на линии Ялта – Феодосия, возил уголь.
И вот, кажется весной 1969 года, на выходе из Ялты его ударил пассажир- «Узбекистан».
Ударил в левый борт. Смял крыло мостика, дыра была чуть выше ватерлинии. Так как судно, на тот момент было уже старое, в пароходстве решили – на металлолом. Но ММФ заартачилось, потребовало наказать материально виновных. И Черноморское пароходство решило его отремонтировать
Судно могло идти только днем и при штилевой погоде. Не ра*ботал не один навигационный прибор, кроме магнитного компаса. Так мы шли – днем идем, ночью стоим в каком-либо порту.
В то день мы стояли опять таки в Казачьей бухте. Часа два, помню, погуляли по городу.