Maslenica
МАСЛЕНИЦА
MASLENICA
(Yugoslavia, Croatia)
В те, давние времена, это была Югославия, а сейчас это Хорватия. Масленица – это, в общем-то, был небольшой поселок. И там жили люди, работавшие на добыче бокситов. Бокситы – это руда, содержащая алюминий. В Масленице она красного цвета. А вот в Турции в порту Гулюк цвет руды очень светлый, там содержание алюминия побольше.
В Масленице я бывал много раз. А вот в Риеке, ещё одном порту Хорватии, так раза три. Ну, Риека – это большой город, мы там даже что-то покупали. В Риеку попасть намного проще, чем в Масленицу.
В Масленицу нужно довольно долго идти по Велебитскому проливу. А Велебитский пролив – это довольно опасная узкость. Справа и слева гористая местность, получается что-то вроде трубы. И, при сильном северном ветре, страшно опасно идти по этому проливу. На моей памяти, там давал «SOS» п/х «Василий Головнин» и тонул т/х «Павел Постышев». Но, тогда всё окончилось хорошо, никто не погиб. После Велебитского пролива следует ещё более узкий и опасный пролив и далее сама бухта.
Заходим в бухту и, если место свободное, становимся к сваям у транспортера. А если кто-то стоит, то становимся на якорь в бухте. В Масленице всё сделано как можно проще. Из карьера идет транспортерная лента,переходящая в телескопическую трубу, опускающуюся в трюм. Для нормальной и равномерной погрузки, судну надо самому, на швартовых двигаться вдоль, вперед-назад. Это огромная нагрузка на грузового помощника. А тогда погрузкой-выгрузкой занимался второй помощник. Сейчас, насколько я знаю, старпом, а на многих, особенно иностранных судах, так сам капитан.Ему нужно заранее рассчитать, сколько надо загрузить в данный трюм, чтобы не поломать пароход. Да и команде необходимо быть в постоянной готовности к авралу.
Как-то мы стояли на рейде, в бухте, в ожидании освобождения причала. Я был на вахте, на мостике. Вдруг поднялся сильный северный ветер. Я, по отправным точкам все время контролировал место судна. И вот вижу, что нас, ветром, потихоньку двигает назад. Якорь не держит. Доложил капитану. Включили двигатель, сделали расчет и отдали ещё один якорь. На двух якорях уже не двигались.