Kherson-4
ХЕРСОН- 4
и л и
УЧЁБА В ХМУ ММФ
1964-1968гг.
О том, как я поступал в Херсонское мореходное училище Министерства Морского Флота (Х М У ММФ) я уже описал ранее.
С 1-го сентября 1964 г. должны начаться занятия. До занятий нам выдали рабочую форму одежды и белье. Перечисляю - брюки и голландка,хлопчатобумажные, синего цвета, трусы, носки, тельняшки, ботинки рабочие («гады»). Всех распределили по группам. Я попал в 1СВС «б». СВС – судоводительская специальность. Определили в экипаж (общежитие). Первый год мы жили на первом этаже в кубрике на 30 человек. Затем перешли на второй этаж, кубрики по 4 человека. Занимались мы в первом учебном корпусе на втором этаже, практически весь период обучения. Иногда переходили во второй учебный корпус. Столовая находилась в подвале первого учебного корпуса, вместе с кухней. Ели за деревянными столами на 10 человек, сидели вплотную к друг другу на деревянных - же скамейках. Столы не покрывались ничем. Вот только уже не помню, были ли они покрашены. Ходили в наряды. Очередные наряды были – дневальным или дежурным по роте (это в экипаже на своём этаже), а также дневальным или дежурным по учебным корпусам. Были также и наряды на камбуз. Ну, а внеочередные наряды были, в основном на камбуз. Распорядок дня был таким - утром подъём в 07.00,туалет, затем построение возле экипажа и переход строем в учебный корпус. Там завтрак и начало занятий.
Летняя форма одежды
Занимались до обеда. Затем обедали, и начиналась самоподготовка. Самоподготовка длилась до ужина. После ужина каждый был предоставлен сам себе. Но увольнения в город были только в субботу и воскресенье. По субботам в училище устраивались танцы. На эти танцы из города допускались только девушки, которых в те времена в Херсоне было много. Только на Хлопчатобумажном комбинате работало более 30 тысяч женщин, в основном молодых. Кормили нас, я считаю, неплохо. На завтрак обычно давали какую-либо кашу, масло и чай, хлеб сколько хочешь. На обед первое – суп или борщ, второе - каша с мясом или котлета, компот. На ужин то же без первого.
В училище на последнем этаже находилась хорошая библиотека и читальный зал. Там же был и актовый зал, в котором проходили в холодное время танцы, новогодние вечера и т.п. Платили нам и стипендию- 6 рублей. Но из них мы оплачивали еще различные взносы. Оставалось около 5 рублей. Их, в общем-то, хватало на кино, да на то, чтобы сходить в городе на танцы.
В рабочей одежде мы ходили два месяца. А к концу октября нам выдали парад-
ную форму или форму №3.Мы получили – черные флотские (без ширинки, застегивались на бедрах) брюки, синюю фланелевую голландку, бушлат, шинель, шапку, фуражку и гюйсы (съёмные воротники) мы получили ранее, подворотнички (слюнявчик или сопливчик). Всё это, кроме шинели и бушлата, требовало подгонки. Все перешивалось. Перешить брюки стоило 6 рублей, а ещё меняли козырёк на фуражке и т.д. Подворотничок или сопливчик одевался на шею в холодное время, чтобы не задувал ветер. Но его носили очень редко. На левом рукаве на всех видах формы, кроме робы, пришивались курсовки, количество курсовок менялось в зависимости от курса, на котором учился – на первом – одна, на втором – две, и т.д. На кокарде, которая крепилась на фуражку и шапку, был выдавлен якорь. На бляхе ремня тоже
якорь. Бляху необходимо было чистить, чтобы блестела. Чистили, чем попало, и зубным порошком и специальной жидкостью и т.п. Гюйсы гладили и сгибали, чтобы было три складки, одна внутренняя и две наружных. Если гюйс не был одет, то его носили на левом плече сложенным под голландкой.
Весь курс считался ротой и был разбит на три части - «а», «б», «в». Были назначены старшины.
перекур старшины
Старшина роты и его заместитель, старшины групп и их заместите-
ли. Старшинами вначале назначили старших по возрасту курсантов. Но так как почти
все они до конца не доучились, кроме Фурсова Анатолия, то потом назначали уже из наших
одногодков. Толик Фурсов окончил училище старшиной роты. Все бытовые вопросы, за редким исключением, решали старшины.
Учился я средне. Особенно не блистал. Но так училось большинство. Отчисляли из училища, в основном, за неудовлетворительную учебу. Из, приблизительно,110 человек, за 4 года обучавшихся в нашей роте, выпускные гос. экзамены сдало лишь 43 человека. Очень высокие были требования к успеваемости.
на занятиях
В училище была разработана своя особенная система, чтобы стимулировать курсантов лучше учиться. Дело в том, что неуспевающих курсантов в увольнения не пускали. В выходные, курсанты, имевшие двойки сидели в учебном корпусе и занимались самоподготовкой. И, чтобы двоек было меньше, был придуман такой ход - кроме основного журнала, у каждого преподавателя была ещё личная тетрадь, в которую вносились все оценки. В журнал же вносились все оценки, до тех пор, пока курсант не получал двойку. Двойка проставлялась, а дальше ставились точки. То есть в журнале оставалась открытая двойка, до тех пор, пока курсант её не исправлял. Исправил - в журнале появлялись все оценки, которые он получил за это время. И так до новой двойки. Не исправил – сиди в субботу и воскресение и самоподготавливайся.
Полтора года мы изучали программу 9 и 10 классов, с добавлением специаль-
ных предметов, Сразу же начали изучение английского языка. Я ведь в школе изучал немецкий
язык, а многие – французский. Нашу группу разбили на две подгруппы,в каждой был свой пре-
подаватель английского языка. Я до сих пор благодарен училищу за то, что мне вбили в голову
английский язык. Язык мы изучали три раза в неделю, чаще, чем чисто профессиональные предметы, как то навигацию или астрономию. В училище была разработана очень хорошая система по изучению языка. Когда я, спустя годы, в Азовском пароходстве пришёл сдавать экзамены на знание языка, то преподаватели, выслушав меня, сразу отметили, что я заканчивал Херсонскую мореходку. Они сказали, что выпускники высших мореходок не знают так языка, как мы.
30 октября я познакомился с будущей супругой. По выходным
мы встречались, гуляли по городу, ходили в кино и т.д. Встречали вместе Новый 1965 год у неё дома. Часа в 2 ночи мы пошли гулять и на ул. Пограничной, против завода им.8 марта, первый раз поцеловались. Вот с того времени и целуемся.
В январе 1965 г. зимние каникулы - две недели. Поехал домой в Ейск. Все, что помню о тех каникулах, так это то, что съел 10 литровый бутыль консервированных яблок.
Добирался я туда и обратно с двумя пересадками. И вот когда я сел в Краснодаре в купейный вагон, в купе вместе со мной оказались две молодые мамаши, с детьми. Одному 9 месяцев, другому год. Это была каторга для меня. Дети кричат по очереди. Столик всё время занят, покушать невозможно. Сесть тоже некуда. Пришлось всё время лежать на второй полке или гулять по коридору. После этого, я всегда просил проводника поселять меня в купе без маленьких детей.
После каникул, мы занимались до конца апреля. А потом нам предстояла практика на паруснике «Товарищ». «Товарищ» был трехмачтовый барк. У него был также двигатель не очень мощный. Он был нужен для прохода проливов и каналов, а также разных аварийных случаев. Уже не помню, неделю или две, мы всей ротой красили парусник от ватерлинии до ноков мачт. Кроме нас всё это время никого не было. Курсанты из Батуми и
Архангельска приехали позже, когда судно уже было покрашено.
упс "Товарищ" у стенки
Парусник стоял у набережной на Днепрев Херсоне. Когда все курсанты съехались, мы вышли в Черное море и три месяца ходили по нему, периодически заходя в порты. Заходили в Ялту, Новороссийск, Сочи, Батуми. Всех курсантов распределили по мачтам. Как я уже упоминал, на судне было три мачты – фок, грот, бизань. Первые две несли прямые паруса, третья – косые. Нижний, самый большой парус, всегда имел название мачты, к которой крепился. Меня прикрепили к бизани. Эти закрепления нужны были для авралов и больших поворотов, когда задействуется много парусов. Группа, закрепленная за мачтой, красила и убирала свой участок. Во время обычного хода под парусами, со всеми проблемами управлялась вахта, которая состояла, кажется, из 10 или 12 курсантов. Двое из них стояли на руле (штурвал с меня ростом, двойной), двое вперёдсмотрящими на баке, остальные занимались парусами – ставили, убирали. Было четыре боцмана – на каждой мачте и старший боцман. Они и командовали группами, закрепленными за мачтами.
На «Товарище» был стоячий и бегучий такелаж. Стоячий – удерживал мачты и был жестко закреплен, бегучим управляли парусами. Стоячий такелаж – это толстые стальные тросы, а бегучий – это растительные канаты разной толщины, в зависимости от того, для чего предназначен. Бегучий такелаж крепился на нагелях «восьмеркой». Нагель – круглый стальной стержень с ручкой, вставлялся в отверстие в кафельнагельных планках, которые находились вдоль бортов и вокруг всех мачт. Всего таких нагелей было 144 штуки. От нас – курсантов требовалось знание всего бегучего такелажа наизусть. Боцман подходил к кафельнагельной планке, тыкал пальцем и ты, не смотря наверх, должен был ответить, что это за конец.
Практика на «Товарище» продолжалась до конца июля.В августе я поехал в отпуск домой, в Ейск. Там ничего примечательного не было. Отец с мамой работали, брат учился в школе, ему было 12 лет, бабушка была дома на хозяйстве.
Продолжение в Херсон-5