Права доступа изменены
в "Synerdocs"

3 вопроса, которые нужно изучить перед подписанием электронного договора


Нужно ли оставлять поля для подписи и печати, как в бумажном виде? Стоит ли в самом тексте указывать, что это электронный договор? И наконец, как представить такой документ налоговой?


Михаил: Если договор подписывается в электронной форме (или виде? юридически как правильно?), то тогда в тексте договора должно отсутствовать поле для собственноручной подписи и указанием места для печати, так?

Александр Валеев, бизнес-аналитик Synerdocs: «Если договор подписывается в электронной форме (или виде? юридически как правильно)» - с юридической точки зрения оба варианты возможны, если стороны одинаково трактуют эти понятия. Чтобы не допускать двоякого толкования терминов, рекомендую использовать понятия «электронный договор» или «договор в электронном виде». Под «формой договора» в ГК РФ понимается способ заключения соглашения, например «устная форма» или «письменная форма». Электронные договоры относятся к письменной форме соглашения.

«…тогда в тексте договора должно отсутствовать поле для собственноручной подписи и указанием места для печати, так?» - хотя законодательство строго не требует исключать эти поля из документа, разумно убрать поле для рукописной подписи и место для печати в электронном договоре. Это поможет исключить ситуации, когда одна сторона использует ЭП, а другая рукописную подпись в распечатанном бланке – в этом случае договор не может считаться подписанным, хотя каждая сторона его подписала по-своему. Это же справедливо для поля «Адреса, реквизиты и подписи сторон», которое стоит заменить на «Адреса и реквизиты сторон».

Михаил: Стоит ли отдельно писать в тексте договора, что он составлен в электронной форме и подписывается сторонами электронной подписью?

Александр Валеев: Обычаи делового оборота и практика рассмотрения дел арбитражными судами говорят о том, что в тексте стоит указать эту информацию. Данные сведения говорят о воле и согласии сторон заключить договор именно в электронном виде.

Михаил: Если налоговая при проверке попросит предъявить подписанный договор, что им показывать? Показать на компьютере PDF-файл и две открепленные электронные подписи к нему?

Александр Валеев: В случае выездной проверки этого может быть достаточно, если инспектор сможет проверить действительность и соответствие электронных подписей документу. Как показывает практика, ФНС РФ работает с заверенными копиями электронных документов: необходимо распечатать электронный документ с отметками об электронных подписях сторон (такая функциональность заложена в Synerdocs), написать «копия верна», заверить собственноручной подписью и печатью организации.

Ознакомиться с другими онлайн-консультациями >>
Редактировано: 24 мая 2018

Комментарии:
 

Подтвердите удаление записи