Как повысить качество отчетности по МСФО, подготовленной в 1С
На сайте ИПБ России есть раздел, посвященный международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). В нем регулярно появляются новые публикации.
Сегодня представляем материал, который поможет компаниям повысить качество и достоверность отчетности по МСФО, подготовленной в 1С.
Предприятия, которые автоматизируют процесс подготовки отчетности по МСФО на базе программных продуктов «1С», стремятся не только повысить качество и достоверность отчетности по МСФО. Сокращение сроков и снижение стоимости подготовки отчетности и аудита — также довольно важная задача. Эти выгоды обеспечивают окупаемость затрат на внедрение программного продукта за два-три года.
Факторы, влияющие на подготовку отчетности
Как показывает практика, запланированных показателей выгод в виде уменьшения временных и финансовых затрат на подготовку отчетности достигают далеко не все компании, поскольку после внедрения «1С» множество трансформационных корректировок по-прежнему рассчитывается вручную в Excel и вводится в виде ручных операций в программный продукт, подготовка отчетности затягивается из-за нестыковок в организации рабочего процесса и проблем, связанных с человеческим фактором.
К сложностям, возникающим в связи с человеческим фактором, как правило, относится позднее поступление информации от ответственных структурных подразделений и проблемы корпоративной политики при обмене данными между управляющей компанией и дочерними обществами.
Несвоевременное предоставление документов контрагентами — это внешний фактор. На ситуацию можно влиять частично. Есть три варианта решения этого вопроса.
Решение 1. Измените условия договоров с контрагентами:
Однако чем меньше предприятие, тем сложнее устанавливать особые условия расчетов в договорах. Особенно это касается взаимоотношений с крупными корпорациями, которые безальтернативно предлагают типовые договоры для большинства клиентов. В этом случае попробуйте воспользоваться следующими решениями.
Решение 2. Применяйте принцип начисления резервов (или accruals).
Если какой-либо расход, например плата за электроэнергию или аренду, является типичным и приблизительно одинаковым от месяца к месяцу, его можно прогнозировать и признавать в качестве расхода в корреспонденции со счетом 96 «Резервы», не дожидаясь поступления документов от поставщика. Закрепите такой метод учета в учетной политике организации.
Решение 3. Принимайте к учету документы, оформленные ненадлежащим образом, и заменяйте их впоследствии.
Часто из-за мелких ошибок и неточностей в документах их возвращают на доработку, в результате чего процесс сбора оригиналов первичных документов от поставщиков затягивается.
Обратите внимание!
Большинство проблем организации рабочего процесса, не связанных с человеческим фактором, можно решить за счет более эффективного использования встроенных в «1С» инструментов автоматизации контрольных процедур: проверочных отчетов, чек-листов закрытия, портала сверки ВГО.
Но существуют еще и проблемы технического плана, связанные с интеграцией с другими программными продуктами и сбором данных по холдингу. Они тоже тормозят процесс подготовки отчетности. К ним относятся такие нюансы, как импорт системы показателей по удаленным дочерним обществам на базе форм сбора данных, когда не настроен мэппинг между учетной системой дочернего общества и формой сбора данных и эти формы приходится заполнять в ручном или полуавтоматическом режиме, и другие.
Однако в более широком смысле интеграция заключается в том, что некоторые раскрытия в отчетности по МСФО, в частности раскрытия по структуре будущих денежных потоков от погашения финансовых инструментов по МСФО (IFRS) 7, могут быть автоматизированы за счет построения единого информационного поля с другими подсистемами: бюджетированием, казначейством, закупками. Например, импорт плановых данных по денежным потокам в подсистему МСФО и составление на основе этих данных раскрытий к отчетности.
Автор: Шуклов Лев Викторович, к.э.н., ведущий методолог управления бухгалтерского учета и контроля ООО «Нефтегазовая компания ИТЕРА».
Полностью статью вы можете прочитать на сайте ИПБ России.
Сегодня представляем материал, который поможет компаниям повысить качество и достоверность отчетности по МСФО, подготовленной в 1С.
Предприятия, которые автоматизируют процесс подготовки отчетности по МСФО на базе программных продуктов «1С», стремятся не только повысить качество и достоверность отчетности по МСФО. Сокращение сроков и снижение стоимости подготовки отчетности и аудита — также довольно важная задача. Эти выгоды обеспечивают окупаемость затрат на внедрение программного продукта за два-три года.
Факторы, влияющие на подготовку отчетности
Как показывает практика, запланированных показателей выгод в виде уменьшения временных и финансовых затрат на подготовку отчетности достигают далеко не все компании, поскольку после внедрения «1С» множество трансформационных корректировок по-прежнему рассчитывается вручную в Excel и вводится в виде ручных операций в программный продукт, подготовка отчетности затягивается из-за нестыковок в организации рабочего процесса и проблем, связанных с человеческим фактором.
К сложностям, возникающим в связи с человеческим фактором, как правило, относится позднее поступление информации от ответственных структурных подразделений и проблемы корпоративной политики при обмене данными между управляющей компанией и дочерними обществами.
Несвоевременное предоставление документов контрагентами — это внешний фактор. На ситуацию можно влиять частично. Есть три варианта решения этого вопроса.
Решение 1. Измените условия договоров с контрагентами:
- введите финансовые санкции за задержку документов;
- закрепите в договорах сроки предоставления документов;
- разработайте и закрепите в качестве приложения к договору шаблоны оправдательных документов;
- откажитесь от агентских схем в пользу прямых договоров с поставщиками.
Однако чем меньше предприятие, тем сложнее устанавливать особые условия расчетов в договорах. Особенно это касается взаимоотношений с крупными корпорациями, которые безальтернативно предлагают типовые договоры для большинства клиентов. В этом случае попробуйте воспользоваться следующими решениями.
Решение 2. Применяйте принцип начисления резервов (или accruals).
Если какой-либо расход, например плата за электроэнергию или аренду, является типичным и приблизительно одинаковым от месяца к месяцу, его можно прогнозировать и признавать в качестве расхода в корреспонденции со счетом 96 «Резервы», не дожидаясь поступления документов от поставщика. Закрепите такой метод учета в учетной политике организации.
Решение 3. Принимайте к учету документы, оформленные ненадлежащим образом, и заменяйте их впоследствии.
Часто из-за мелких ошибок и неточностей в документах их возвращают на доработку, в результате чего процесс сбора оригиналов первичных документов от поставщиков затягивается.
Обратите внимание!
Большинство проблем организации рабочего процесса, не связанных с человеческим фактором, можно решить за счет более эффективного использования встроенных в «1С» инструментов автоматизации контрольных процедур: проверочных отчетов, чек-листов закрытия, портала сверки ВГО.
Но существуют еще и проблемы технического плана, связанные с интеграцией с другими программными продуктами и сбором данных по холдингу. Они тоже тормозят процесс подготовки отчетности. К ним относятся такие нюансы, как импорт системы показателей по удаленным дочерним обществам на базе форм сбора данных, когда не настроен мэппинг между учетной системой дочернего общества и формой сбора данных и эти формы приходится заполнять в ручном или полуавтоматическом режиме, и другие.
Однако в более широком смысле интеграция заключается в том, что некоторые раскрытия в отчетности по МСФО, в частности раскрытия по структуре будущих денежных потоков от погашения финансовых инструментов по МСФО (IFRS) 7, могут быть автоматизированы за счет построения единого информационного поля с другими подсистемами: бюджетированием, казначейством, закупками. Например, импорт плановых данных по денежным потокам в подсистему МСФО и составление на основе этих данных раскрытий к отчетности.
Автор: Шуклов Лев Викторович, к.э.н., ведущий методолог управления бухгалтерского учета и контроля ООО «Нефтегазовая компания ИТЕРА».
Полностью статью вы можете прочитать на сайте ИПБ России.
Редактировано: 25 июля 2018