Коробка или облако?
Дело происходило в нашем любимом кафе во время обеденного перерыва. За соседним столиком обедали и негромко о чем-то разговаривали двое мужчин. Одному из них на вид было около 40, другой был немного моложе. Михалыч и Серёга - так они называли они друг друга.
Их столик был совсем рядом, поэтому я стал невольным свидетелем их беседы. Мужчины обсуждали насущные дела своих компаний, и когда нам уже принесли салаты, поток разговора плавно перетек в русло проблем автоматизации учета.
— Я вообще-то сейчас штат отдела продаж расширяю, - сказал Михалыч, - набираю дополнительных менеджеров. И задумался — у нас сейчас все базы в компьютере в офисе находятся. Работает все небыстро, но тратиться еще и на новый сервер и программы для него — бюджета особого нет. Вот и хотел бы с тобой посоветоваться.
— А в чем вопрос, собственно? - спросил Серёга. — Продолжать работать так, как у меня все привыкли, или перейти на эти модные “облака”? Понимаешь, вокруг столько хакеров развелось, а мне предлагают хранить свою клиентскую базу где-то в интернете, куда каждый может залезть!
— Ну это ты загнул! На самом деле все совсем не так. У меня самого, как ты знаешь, все программы в “облаке” держатся, и я ничуть не беспокоюсь по этой теме. Вот у тебя офис в этом же бизнес-центре, да? И хоть охранник ночью типа бдит, но это не помешало кому-то в прошлом году обчистить пару офисов на 2-м этаже и унести оттуда все ценное, верно? Вместе с компами и базам бухгалтерским ноги приделали. И где они сейчас гуляют? Ты, я знаю, иногда работу на дом берешь, копию базы на ноуте держишь. И не думаешь о риске получить по голове в темном переулке от наркомана какого-нибудь, остаться без кошелька и отдать свою базу непонятно кому? А у меня все хранится в дата-центре, который фирма “1С” обслуживает. Вот у тебя, Михалыч, кто проблемами информационной безопасности занимается? Кто за твоим компом с базами следит? Ну там антивирусы всякие обновляет?
— Так ты же знаешь, Серёга, я, если надо, вызываю для этих дел фрилансера-сисадмина, плачу ему вменяемые деньги, и он решает мне все проблемы.
— Вот! Ты ему платишь за то, что он занимается твоими проблемами. Как думаешь, ему интереснее к тебе пореже приходить или решать проблемы почаще? Вот то-то и оно! А в облачном сервисе все наоборот - там же люди изначально заинтересованы в том, чтобы все работало бесперебойно, надежно и быстро! А иначе же клиентов не будет.
— Ну ладно, допустим, убедил. А скорость? В локальной сети же данные быстрее передаются?
— “Облако” – это что? На твой компьютер устанавливается облегченная версия программы 1С, “тонкий клиент” называется. Кстати, место на диске экономится. А все вычисления происходят уже на удаленных серверных мощностях. Я думаю, что производительность тех серверов посерьезней твоего офисного компа будет. По зашифрованному интернет-каналу твои данные передаются на серверы, которые физически находятся в отдельно стоящем здании. С круглосуточной охраной и резервированием питания и связи. Каждый день автоматически производится архивное копирование. Ты вообще знаешь, что резервные копии и оригиналы информации в “облаке” 1С Фреш находятся в дата-центрах в разных регионах?
— Нет, не знал, откуда?
— Ну так вот. У тебя же интернет стабильный и скорость нормальная, так что программа работать будет на том же уровне, что и локальная версия, а то и быстрее. «Офлайна» нет, но зачем он при постоянном подключении к интернету? Зато работать можно откуда угодно и в любое время, и всю бухгалтерию вести, и менеджеры твои счета будут выписывать когда угодно и где угодно. А по цене сервис выходит выгодней, чем покупка коробочных программ. Администрирование оплачивать не надо, сервер покупать тоже, за обновления ваших баз каждый раз платить не придется. Цена сопровождения твоих программ, ИТС, между прочим, рупь в рупь такая же, как цена 1С-Фреша. Я, считаю, тысяч 300 реально сэкономил, когда 3 года назад не стал программы покупать, а сразу сервисом стал пользоваться.
— Ну хорошо, допустим. Но ведь придется еще тратить время на переобучение сотрудников.
— Зачем? Они вообще не заметят принципиальных изменений. Разве что главный бухгалтер твой спасибо скажет. Потому что ей не придется ни классификаторы самой загружать, ни ждать часами, когда же ее базы обновят. Утром приходит на работу - а все уже готовое и свеженькое.
Михалыч на минуту призадумался, попивая сок: «Слушай, Серёга, так это значит, я смогу себе удаленных менеджеров нанять, в регионах? На этом же я тоже смогу сэкономить? Да и производительное время работы компании увеличится, если они в других часовых поясах будут. Один на час раньше начнет, другой на час позже Москвы закончит. Да, надо бы еще подумать, какую пользу из этого “облака” получить можно...»
Я уж не знаю, чем их разговор закончился, и что в конце концов решил Михалыч - они рассчитались и ушли. Но настроение было прекрасным, потому что мы уже 6 лет занимаемся обслуживанием наших клиентов в сервисе “БухОблако 1С:Фреш”. И с каждым месяцем их число растет. Наша компания, «ЗУБР Текнолоджис», уже 8 лет занимается автоматизацией учета и бизнеса. При этом мы всегда исходим из потребностей клиента. Для крупного бизнеса чаще подходят коробочные решения, так как у них, как правило, большое количество пользователей, есть возможность оборудовать свою серверную, приобрести необходимые лицензии и содержать свои ИТ-отделы.
Они могут себе позволить оплачивать полномасштабное внедрение сложных продуктов, информационно-технологическое обслуживание и т.п... Это недёшево, но, по статистике крупный бизнес выбирает покупку ПО. Для микро-, малого и среднего бизнеса, несомненно, оптимальным решением будет аренда облачных решений. Такие клиенты чаще используют удаленных работников, следовательно, им нужен доступ к программе не только из любой точки Земли и в любое время, но и техподдержка 24/7. БухОблако 1С:Фреш получается экономичнее, и мы всегда предоставляем возможность бесплатно попробовать сервис в течение 30 дней.
Генеральный директор нашей компании Вадим Зарецкий рассказал мне о своем опыте работы с облачными и коробочными решениями: