Все, что нужно знать о резервном копировании
…Эта история началась с позднего звонка. Обычно ничего хорошего в таких звонках нет. Этот не стал исключением. Наш давний клиент «потерял» всю свою базу данных из-за сбоя в электропитании в офисе. Сотни счетов и актов выполненных работ, платежки, отчетность в контролирующие органы, реквизиты контрагентов, банковские выписки, словом, вся деятельность компании за несколько лет хранилась в базе, которую невозможно было восстановить.
Другой случай – позвонила главный бухгалтер другого клиента, ничего не может запустить на своем рабочем компьютере, поймала вирус-шифровальщик. А на нем, между прочим, находились учетные базы нескольких компаний. Вымогатели-вирусописатели требовали немалых денег в биткойнах за восстановление данных.
Только тот, кто оказывался в подобной ситуации, может представить себе весь ужас положения.
Хорошо, что у наших клиентов была настроена система резервного копирования и потерянная информация была достаточно быстро восстановлена.
А если бы нет? Мы надеемся на то, что если долгое время проблем не возникает, то и заниматься регулярным созданием архивных копий незачем. Пока однажды не случился сбой, последствия которого могли быть просто катастрофическими.
С какой периодичностью создавать и где хранить?
У специалистов нет четких рекомендаций, с какой периодичностью имеет смысл копировать базу. В первую очередь, нужно ориентироваться на частоту внесения информации. Если бухгалтер ежедневно регистрирует по несколько хозяйственных операций, то копию стоит делать в конце каждого рабочего дня. В случае большого документооборота это лучше делать несколько раз в день.
Обычно, чтобы минимизировать затраты своего времени, бухгалтер сохраняет резервные копии базы на том же компьютере или даже на том же диске, где расположена рабочая база. На мой взгляд, это ненадежно. Идеальным вариантом для локальной версии программы будет сохранять резервные копии на устройстве, где установлена программа, и дублировать на внешний носитель – флешку или жесткий диск. Еще один вариант - хранить их в «облаках», например, воспользоваться бесплатным для подписчиков ИТС ПРОФ сервисом 1С:Облачный архив (backup.1c.ru). Но этот вариант приемлем только при наличии стабильного интернета.
Как создавать резервные копии?
Для начала нужно четко понимать, какая версия программы используется в вашей компании – локальная или клиент-серверная.
Для создания резервных копий в файловом режиме локальной версии «1С: Предприятие» можно использовать встроенные механизмы программы. Если у вас один или небольшое количество пользователей в базе, то в разделе «Администрирование» или «НСИ и администрирование» найдите пункт «Поддержка и администрирование». Открываем подпункт «Резервное копирование» и ставим флажок напротив «Выполнять автоматическое резервное копирование». Далее нам предлагают на выбор два варианта: «регулярно по расписанию» и при «завершении работы». Примите во внимание, что бэкап должен выполняться, когда программа запущена, но все сотрудники уже завершили работу в ней. Выбор – за вами.
Еще один вариант – настроить сохранение и архивирование файла базы данных 1Cv8.1CD. Он находится в каталоге информационной базы, который можно увидеть в форме списка информационных баз. Архивировать нужно только один файл «1Cv8.1CD». Для этого используются любые программы для резервного копирования данных: Бэкапер-1С, Backuper, Handy Backup, Effector Saver, Acronis Backup и др.
Резервная копия базы 1С в клиент-серверном режиме – история более сложная, но, если следовать нашим рекомендациям, вы с ней справитесь. Преимущество этого способа в том, что можно делать бэкап своих данных, не завершая работу пользователей в системе. В этом случае резервное копирование настраивается с помощью системы управления базами данных (СУБД). Платформа 1С:Предприятие 8 поддерживает взаимодействие со следующими СУБД: MS SQL Server, PostgreSQL, IBM DB2, Oracle Database. В зависимости от используемой системы настройка будет отличаться. Остановлюсь на самых распространенных – MS SQL Server и PostgreSQL.
Базы данных MS SQL Server состоят из двух частей: таблицы с данными и лого-файла, содержащего транзакции, происходившие в базе. Для полного резервного копирования понадобятся обе части, это займет больше времени и места на диске. Для простого сохранения необходима только первая часть, однако в случае восстановления придется возобновлять данные с момента последнего backup вручную. Итак, для создания резервной копии правой кнопкой мыши в менеджере щелкните по ее представлению в списке баз и нажмите «Создать резервную копию». Появится всплывающее окно, где выбираем подменю «Назначение» и добавляем адреса, где будет храниться наш архив.
Для резервного копирования через PostgreSQL рекомендую установить утилиту PgAdmin, она значительно упростит процесс. Выгрузка возможна либо в виде SQL-выражений, либо в виде полного бэкапа базы. Щелкаем правой кнопкой мыши по необходимой базе и выбираем пункт «Резервное копирование». Если нужна база в виде сжатых таблиц, оставляем формат Compress и нажимаем ОК. Для сохранения копии в виде выражений устанавливаем формат PLAIN. Далее выбрать «Команды Insert» и база сохранится в виде INSERT-выражений. После чего в левой части указываем, что конкретно нужно сохранить.
Как сохранять данные в «1С:Fresh»?
В сервисе «1С:Fresh» наиболее простой вариант резервного копирования. Здесь создание копий происходит без непосредственного вмешательства пользователя. При использовании сервиса данные хранятся в отдельном от рабочего дата-центре, пользователи не имеют к ним свободного доступа. Но, если вам нужен свой порядок создания копий, есть смысл настроить бэкап по расписанию. Для этого заходим в «Личный кабинет», в раздел «Мои приложения». В «Менеджере сервиса» находим в списке карточку требуемого для копирования приложения. Выбираем «Резервное копирование / Настройки резервного копирования». В настройках устанавливаем параметры резервного копирования и сохраняем с помощью кнопки «Записать и закрыть». Теперь база будет копироваться еще и в указанное пользователем время. Если нужна срочная копия именно сейчас, то можно сделать ее вручную. Для этого открываем «Личный кабинет» –> из списка приложений выбираем необходимое для копирования –> «Резервное копирование / Создать резервную копию» –> «ОК» –> Ждем окончания процесса.
Как видите, сделать самостоятельно резервное копирование в 1С несложно. Но если что-то не получается, лучше обратить к помощи профессионалов, например, к специалистам компании «ЗУБР Текнолоджис», которые всегда рады оказать помощь своим клиентам.
Редактировано: 25 октября 2018