Меня интересует вопрос: будет ли отвечать за уклонение от уплаты налогов и от ведения бухгалтерского учёта некоторых объектов налогообложения главный бухгалтер, а также руководитель организации, а также материально ответственные лица – например, кладовщики и водители-экспедиторы, в том случае, если некоторые документы по совершаемым хозяйственным операциям – например, некоторые приходные и расходные товарные накладные - они не предоставляют в бухгалтерию и всё это происходит в течение достаточно длительного времени с ведома и по негласным указаниям руководителя, а также собственников организации?
Могу объяснить ситуацию более подробно.
Имеется одна организация – общество с ограниченной ответственностью (ООО), на упрощённой системе налогообложения, которое существует уже несколько лет. За это время сменились несколько директоров и несколько главных бухгалтеров, и особых проблем с контролирующими органами не было и пока нет. Всё это время с целью ухода от налогов ведётся двойная бухгалтерия, и при этом не все накладные – приходные и расходные – предоставляются в бухгалтерию. Документооборот организован таким образом, что те документы – «непроводные» - которые не должны отражаться в официальной отчётности, вообще не предоставляются в официальную бухгалтерию, об их существовании обычно вообще даже не знает и не догадывается главный бухгалтер, с ними работают только операторы, которые находятся в подчинении у зав. складом, кладовщики, водители-экспедиторы, касса и экономисты – причём старший кассир и старший экономист подчиняются непосредственно директору – но не главному бухгалтеру.
При этом, когда оператор принимает заявку у клиента, он спрашивает, какую накладную надо оформить – «проводную» или «непроводную». Если документ нужен проводной, то это означает, что комплект документов будет оформлен как положено и отражён в официальном бухгалтерском и налоговом учёте надлежащим образом – и с этим проблем нет. А вот если документ нужен непроводной, тогда счёт-фактура не оформляется (впрочем, она, возможно, вообще не обязательна, т. к. организация работает на упрощёнке), товарная накладная оформляется в произвольной форме, существенно отличающейся от формы ТОРГ-12, фамилии и подписи директора и главного бухгалтера не ставятся и для них даже не предусмотрено соответствующей графы, вместо этого указывается только фамилия и подпись одного сотрудника данной организации – кто произвёл отпуск товара, - кроме того, указываются реквизиты данной организации и ставится печать. При этом одно время на таких документах даже не ставилось никаких печатей, не заполнялись название и реквизиты данной организации, а указывалось только название контрагента. Контрагент при получении продукции по такому документу оплачивает наличными и не ставит приход этой продукции на учёт в официальной бухгалтерии.
Аналогичным образом и приходы сырья и материалов от поставщиков тоже далеко не все становятся известными официальной бухгалтерии.
Кроме того, главный бухгалтер фактически не владеет всей полнотой информации о финансово-хозяйственной деятельности организации и фактически лишён возможности влиять на многие виды сделок. Помимо бухгалтерского учёта, ведётся ещё и управленческий учёт, в котором отражаются в более или менее подробном виде все операции, включая как «проводные», так и «непроводные» - то есть и те, которые отражены, и те, которые не отражены в бухгалтерском учёте, а значит, зачастую главный бухгалтер даже не всегда может предвидеть потенциально проблемные сделки и их последствия. Главному бухгалтеру долгое время даже не предоставляли доступ на просмотр к базе данных, в которой собраны в укрупнённом виде показатели управленческой отчётности и которая используется для планирования бюджета.
Главный бухгалтер даже не в состоянии разобраться в ситуации, решить или повлиять на решение многих текущих финансовых вопросов, например, если какому-то сотруднику не полностью заплатили неофициальную часть зарплаты.
При этом необоснованно много полномочий выполняет старший экономист – причём уже 2-ой по счёту за время существования организации – хотя это и не закреплено никакими должностными инструкциями, зато с ведома и по негласным указаниям руководителя. Старший экономист не находится в подчинении у главного бухгалтера, однако без его ведома выполняет такие функции, как «контроль за движением имущества и выполнением обязательств», которые согласно закону о бухгалтерском учёте возлагаются именно на главного бухгалтера, контролирует долги клиентов (покупателей), требуя своевременной оплаты, присутствует во время проведения ревизий на складе, чего за всё время существования организации ни разу не выполняли бухгалтера, планирует, когда именно надо проводить такие ревизии – опять же с ведома руководителя, но без всякого согласования с главным бухгалтером, даёт указания кассе и складу относительно того, каким образом им следует осуществлять и документально оформлять те или иные сделки – таким образом, фактически подменяет собой, можно сказать, главного бухгалтера по неофициальной бухгалтерии. При этом ни главный бухгалтер, ни старший экономист не являются материально ответственными лицами. Кроме того, на время своего отпуска директор всегда оставляет исполнять свои обязанности именно старшего экономиста, причём это делается негласно, без какого-либо официального приказа или распоряжения о назначении исполняющего обязанности директора, с негласной договорённостью о том, что экономист и главный бухгалтер не будут за это время оформлять новые договора с новыми контрагентами, а все остальные сделки будут выполняться как обычно. Продолжительность отпуска директора обычно не превышает 2 недель. Что касается права подписи, то у нас утверждён приказ со списком лиц, имеющих право подписей в документах сразу и за директора, и за главного бухгалтера, так что с этим проблем нет.
Должностные инструкции сотрудников составлены очень формально и бессодержательно, очень кратко, на 1 – 2 страницы. Например, в должностной инструкции экономиста ничего не сказано о том, что он обладает вышеперечисленными полномочиями и может давать какие-то указания кассе или складу, а в должностных инструкциях у сотрудников кассы и склада не сказано, что они обязаны в той или иной мере подчиняться экономисту. Должностная инструкция у главного бухгалтера несколько более объёмная, но и там в основном просто переписано то, что уже есть в законодательстве, и практически никакой конкретики, относящейся к данной конкретной организации и к сложившейся в ней учётной политике.
А теперь вот хотелось бы обратиться к Закону о бухгалтерском учёте.
Было бы интересно, как вы прокомментируете следующие пункты этого закона и возможную ответственность за их нарушение:
Цитата:
Глава 1, статья 7, пункт 2.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Глава 1, статья 7, пункт 3.
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.
Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Конец цитаты.
Во-первых, главный бухгалтер имеет право требовать у сотрудников других подразделений правильного документального оформления хозяйственных операций и предоставления документов в бухгалтерию, причём такие требования обязательны для всех сотрудников.
Тогда возникает вопрос: а ОБЯЗАН ли главный бухгалтер – непосредственно или через своих подчинённых – всё это требовать, или он может требовать или не требовать по своему усмотрению, если в должностных инструкциях этот вопрос не урегулирован, как и в законе?
И обязан ли главный бухгалтер контролировать – непосредственно или через своих подчинённых – правильность оформления документов по хозяйственным операциям во всех подразделениях организации? Если он ничего не требует и не контролирует, а работает только с теми документами, которые ему предоставляют, означает ли это, что он плохо исполняет свои обязанности?
Кроме того, возникает неопределённость: имеет ли право и обязан ли главный бухгалтер настаивать на том, чтобы сотрудники других подразделений – например, кассиры, операторы или кладовщики, НЕ ИСПОЛНЯЛИ те требования в плане документального оформления хозяйственных операций, которые предъявляет в данном случае экономист – то есть не уполномоченное на то должностное лицо?