Камеральная проверка расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам
Камеральные проверки позволяют на стадии принятия отчетности выявить нарушения в уплате страховых взносов и расходовании средств на цели обязательного социального страхования и оперативно устранить выявленные нарушения.
Кто проводит проверку
Проводится камеральная проверка по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов – филиала Краснодарского регионального отделения ФСС РФ (далее – филиал) на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных страхователем, а также других документов о деятельности страхователя, имеющихся в филиале. Осуществляет проверку уполномоченное должностное лицо в соответствии со служебными обязанностями без решения директора филиала.
Как проводится проверка
На проведение проверки предусмотрено три месяца со дня представления страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Если камеральной проверкой не выявлены факты правонарушений, предусмотренные Законом № 212-ФЗ, или иные нарушения законодательства РФ о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах проверки не сообщается.
Если же будут выявлены нарушения: ошибки в расчете и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлено несоответствие сведений, представленных страхователем, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся в филиале и полученных в ходе контроля - об этом сообщается страхователю с требованием представить в течение пяти дней пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Страхователь, представивший в филиал пояснения, вправе дополнительно представить в филиал выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
При проведении камеральной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством филиал вправе одновременно проводить и камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду страхования в соответствии с Законом № 255-ФЗ, а также истребовать у страхователя документы, подтверждающие эти расходы.
Как оформляются результаты проверки
Специалист филиала, проводящий камеральную проверку, обязан рассмотреть представленные страхователем пояснения и документы. Если после их рассмотрения либо при их отсутствии устанавливается факт совершения правонарушения, то специалист обязан составить акт проверки в порядке, регламентированном ст. 38 Закона № 212-ФЗ. Акт составляют не позднее 10 дней после дня истечения срока проверки и подписывают специалист филиала, проводивший проверку, и страхователь или его уполномоченный представитель. Вручен акт должен быть страхователю или его уполномоченному представителю в течение 5 дней после того, как он будет подписан, под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если плательщик страховых взносов уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в последнем и акт направляется заказным письмом по месту нахождения страхователя или месту жительства физического лица. В таком случае считается, что акт получен на шестой день с даты отправки заказного письма.
Как обжаловать результаты проверки
Страхователь или его уполномоченное лицо в случае несогласия с фактами, приведенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющего, вправе представить в филиал письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. На это отводится 15 дней, которые отсчитываются со дня получения акта. При этом страхователь вправе приложить к письменным возражениям или передать в филиал в согласованный срок заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт, материалы камеральной проверки, а также письменные возражения страхователя или его уполномоченного лица по указанному акту рассматривает директор или заместитель директора филиала. Он выносит решение либо о привлечении страхователя к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершенное правонарушение. Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока на представление возражений (он может быть продлен, но не более чем на месяц). Страхователь также вправе участвовать в этой процедуре сам или через своего представителя.
Копия решения в течение 5 дней со дня его вынесения вручается страхователю или его уполномоченному представителю под расписку или иным способом, который позволяет определить дату получения страхователем решения, либо направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня направления заказного письма. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня, когда оно было вручено страхователю или его уполномоченному представителю.
Срок, определенный днями, исчисляется в соответствии со ст. 4 Закона № 212-ФЗ в рабочих днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается законодательством РФ выходным или нерабочим, праздничным днем.
Окончание проверки
На основании вступившего в силу решения страхователю, в отношении которого вынесено соответствующее решение, направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого страхователя к ответственности за совершенные правонарушения. В случае неуплаты в установленные сроки задолженность будет взыскана в принудительном порядке с банковского счета страхователя или за счет иного имущества.