Топовые профессии в России: версия эксперта
В Headliner Club состоялась лекция «Навыки будущего» ведущего хедхантера рунета Алены Владимирской, сотрудничающей с крупнейшими российскими и международными компаниями, такими как Facebook, Booking, AliExpress, Yandex и Mail.Ru Group. Госпожа Владимирская представила экспертный обзор ключевых квалификаций, необходимых состоявшимся специалистам при смене вида деятельности, и осветила предполагаемый рынок вакансий в среднесрочной перспективе, основываясь на современном состоянии российской экономики и мировой тенденции к автоматизации труда.
Финансовый кризис в разгаре: на российском рынке труда уже несколько лет ощущаются большие затруднения при переходе из одной сферы в другую. Квалифицированные специалисты вынуждены искать новую работу по году-полтора – и чем выше должность, тем сложнее поиски. Многие отрасли экономики стагнируют. Если говорить о ближайших 5-7 годах, депрессивными можно считать банковское дело, девелопмент, транспорт и логистику, «большую четверку» телекома («Билайн», «МТС», «Мегафон», «Теле2»), туризм и непродуктовую розничную торговлю. Под угрозой увольнения находятся прежде всего управленцы: финансовые и операционные директора, кадровые специалисты и специалисты по закупкам. В зону риска попадают и такие профессии, как бухгалтер, юрист, экономист, переводчик, специалист по подбору персонала и менеджер по продажам: в горизонте 5-10 лет эти профессии начнут умирать – их поглотит автоматизация сферы услуг; исключение составят лишь специалисты, достигшие экспертного уровня. Напротив, активно развиваются такие отрасли, как финансы и технологии (мобильный и онлайн-банкинг, специалисты по работе с «хорошей» криптовалютой, юристы с соответствующей квалификацией), онлайн-образование, низовой продуктовый ритейл и высокотехнологичная агропромышленность.
Состояние рынка по-прежнему далеко от отметки 2013–2014 годов: общее число вакансий с тех пор сократилось на 50%, а средняя заработная плата сегодня достигает лишь 70% от прежнего уровня. В 2016–2017, опустившись до минимальных показателей, рынок вновь начал расти по количеству вакансий: их стало примерно на 30% больше. Компании заинтересованы в привлечении функционального персонала с минимально допустимым уровнем зарплаты, способного быстро закрыть образовавшуюся брешь в компетенциях компании – все остальные кандидаты либо получают работу по рекомендации, либо были выращены внутри самой фирмы. Топовых вакансий на сайтах по подбору персонала не найти: на позиции с окладом от 150 000 рублей и выше с первого же дня конкурс составляет 700 человек на место. В результате для поиска наиболее квалифицированного, редкого и дорогого персонала компании пользуются услугами хедхантеров: как правило, те прорабатывают собственные базы или запрашивают рекомендации у экспертов. Для того чтобы кандидата направили на высокую должность, необходимо 5-6 безупречных рекомендаций по итогам реализации успешных проектов в разных компаниях. На время поиска хантеры рекомендуют снизить свою активность в соцсетях и ограничить публичное присутствие: у работодателей создается впечатление, что сотрудник, проводящий много времени в разъездах и в интернете, больше работает на себя, чем на компанию.
Если до 2014 года основным драйвером рекрутинга был бизнес, то сейчас им является государство: открыто большое количество вакансий в государственных и пригосударственных компаниях. Растет потребность в умении работать в госсекторе, т.к. средний срок работы в государственных организациях очень невелик (около полутора лет) – попасть в него с открытого рынка стало гораздо проще. Не стоит бояться низких окладов в госсекторе: за счет скрытых дополнительных компенсаций совокупный доход на значимой должности после испытательного срока может увеличиться в 3-4 раза. Сильно сократилось число европейских компаний – вследствие этого российский бизнес растет: при благоприятных обстоятельствах соискатель на открытом рынке может найти новое место работы уже не за год, а за 3 месяца. У рекрутинга есть два пиковых сезона в год, наиболее благоприятных для смены работы: компании находятся в наиболее активном поиске со второй недели сентября до конца октября; следующий, но уже не столь масштабный набор кадров проходит с 20 января по 1 марта. Если компания заинтересована в привлечении сотрудника из конкурирующей фирмы, при переходе он может потребовать повышения совокупного вознаграждения на 30-40%. При самостоятельном переходе на аналогичную должность в другую компанию можно рассчитывать на прибавку в 10-15%, при переходе на позицию выше – не более чем на 10%. Кандидат, находящийся в поиске работы больше 3-4 месяцев, переходит на новую должность без изменений в оплате, а при поиске от полугода и более – с гарантированными потерями.
В условиях сложных продаж рынок нуждается в приходе новых коммерческих директоров, способных повысить рентабельность, в специалистах в области GR и PR, лоббистах, юристах-тендерщиках, проектных аудиторах, специалистах по кредитам и реструктуризации, клиентскому сервису и лояльности – их заработные платы начинаются от 500 000 рублей. Ключевые компетенции в бизнес-секторе – понимание big data и data science, умение прозрачно строить управленческую отчетность на минимуме показателей, внедрять автоматизацию отчетности, умение работать при низкой маржинальности (7-10%) и постоянном контроле со стороны владельцев компании. Переживает трансформацию профессия маркетолога: критически не хватает специалистов с серьезными аналитическими навыками и умением управлять сегментом digital. Не останутся без работы специалисты по экспорту в Китай и другие страны Азии с хорошими личными связями: за толстую записную книжку фирмы по-прежнему готовы предлагать хорошие деньги. По мнению Владимирской, при нынешнем турбулентном состоянии экономики говорить о каких-либо прогнозах можно, лишь оценивая ситуацию на сегодняшний день, однако пик рекрутингового кризиса уже преодолен – и именно топовый сегмент возрождается наиболее быстрыми темпами.
Финансовый кризис в разгаре: на российском рынке труда уже несколько лет ощущаются большие затруднения при переходе из одной сферы в другую. Квалифицированные специалисты вынуждены искать новую работу по году-полтора – и чем выше должность, тем сложнее поиски. Многие отрасли экономики стагнируют. Если говорить о ближайших 5-7 годах, депрессивными можно считать банковское дело, девелопмент, транспорт и логистику, «большую четверку» телекома («Билайн», «МТС», «Мегафон», «Теле2»), туризм и непродуктовую розничную торговлю. Под угрозой увольнения находятся прежде всего управленцы: финансовые и операционные директора, кадровые специалисты и специалисты по закупкам. В зону риска попадают и такие профессии, как бухгалтер, юрист, экономист, переводчик, специалист по подбору персонала и менеджер по продажам: в горизонте 5-10 лет эти профессии начнут умирать – их поглотит автоматизация сферы услуг; исключение составят лишь специалисты, достигшие экспертного уровня. Напротив, активно развиваются такие отрасли, как финансы и технологии (мобильный и онлайн-банкинг, специалисты по работе с «хорошей» криптовалютой, юристы с соответствующей квалификацией), онлайн-образование, низовой продуктовый ритейл и высокотехнологичная агропромышленность.
Состояние рынка по-прежнему далеко от отметки 2013–2014 годов: общее число вакансий с тех пор сократилось на 50%, а средняя заработная плата сегодня достигает лишь 70% от прежнего уровня. В 2016–2017, опустившись до минимальных показателей, рынок вновь начал расти по количеству вакансий: их стало примерно на 30% больше. Компании заинтересованы в привлечении функционального персонала с минимально допустимым уровнем зарплаты, способного быстро закрыть образовавшуюся брешь в компетенциях компании – все остальные кандидаты либо получают работу по рекомендации, либо были выращены внутри самой фирмы. Топовых вакансий на сайтах по подбору персонала не найти: на позиции с окладом от 150 000 рублей и выше с первого же дня конкурс составляет 700 человек на место. В результате для поиска наиболее квалифицированного, редкого и дорогого персонала компании пользуются услугами хедхантеров: как правило, те прорабатывают собственные базы или запрашивают рекомендации у экспертов. Для того чтобы кандидата направили на высокую должность, необходимо 5-6 безупречных рекомендаций по итогам реализации успешных проектов в разных компаниях. На время поиска хантеры рекомендуют снизить свою активность в соцсетях и ограничить публичное присутствие: у работодателей создается впечатление, что сотрудник, проводящий много времени в разъездах и в интернете, больше работает на себя, чем на компанию.
Если до 2014 года основным драйвером рекрутинга был бизнес, то сейчас им является государство: открыто большое количество вакансий в государственных и пригосударственных компаниях. Растет потребность в умении работать в госсекторе, т.к. средний срок работы в государственных организациях очень невелик (около полутора лет) – попасть в него с открытого рынка стало гораздо проще. Не стоит бояться низких окладов в госсекторе: за счет скрытых дополнительных компенсаций совокупный доход на значимой должности после испытательного срока может увеличиться в 3-4 раза. Сильно сократилось число европейских компаний – вследствие этого российский бизнес растет: при благоприятных обстоятельствах соискатель на открытом рынке может найти новое место работы уже не за год, а за 3 месяца. У рекрутинга есть два пиковых сезона в год, наиболее благоприятных для смены работы: компании находятся в наиболее активном поиске со второй недели сентября до конца октября; следующий, но уже не столь масштабный набор кадров проходит с 20 января по 1 марта. Если компания заинтересована в привлечении сотрудника из конкурирующей фирмы, при переходе он может потребовать повышения совокупного вознаграждения на 30-40%. При самостоятельном переходе на аналогичную должность в другую компанию можно рассчитывать на прибавку в 10-15%, при переходе на позицию выше – не более чем на 10%. Кандидат, находящийся в поиске работы больше 3-4 месяцев, переходит на новую должность без изменений в оплате, а при поиске от полугода и более – с гарантированными потерями.
В условиях сложных продаж рынок нуждается в приходе новых коммерческих директоров, способных повысить рентабельность, в специалистах в области GR и PR, лоббистах, юристах-тендерщиках, проектных аудиторах, специалистах по кредитам и реструктуризации, клиентскому сервису и лояльности – их заработные платы начинаются от 500 000 рублей. Ключевые компетенции в бизнес-секторе – понимание big data и data science, умение прозрачно строить управленческую отчетность на минимуме показателей, внедрять автоматизацию отчетности, умение работать при низкой маржинальности (7-10%) и постоянном контроле со стороны владельцев компании. Переживает трансформацию профессия маркетолога: критически не хватает специалистов с серьезными аналитическими навыками и умением управлять сегментом digital. Не останутся без работы специалисты по экспорту в Китай и другие страны Азии с хорошими личными связями: за толстую записную книжку фирмы по-прежнему готовы предлагать хорошие деньги. По мнению Владимирской, при нынешнем турбулентном состоянии экономики говорить о каких-либо прогнозах можно, лишь оценивая ситуацию на сегодняшний день, однако пик рекрутингового кризиса уже преодолен – и именно топовый сегмент возрождается наиболее быстрыми темпами.
Редактировано: 22 октября 2018
Перечитала, это не про простых смертных...