Что должен знать бухгалтер? Советы для устройства на работу
Чем вообще занимается бухгалтер? На любом предприятии он:
1. Формирует отчетность в установленном государством формате.
2. Пропускает через свои бланки и формуляры все финансовые потоки.
3. Регулирует трату каждого рубля, на любую мелочь.
4. Распределяет между сотрудниками средства, это касается и начисления заработной платы.
5. Подает в налоговую отчетность.
6. Вовремя составляет документы об оплате налогов.
Может показаться, что со всем этим справиться кто угодно и всего за пару рабочих дней, все остальное время мирно попивая кофеек. На некоторых предприятиях действительно происходит нечто похожее, по какой-то причине держат целый отдел сотрудников, когда с работой может справиться всего один профессионал. За ту же неделю.
Но иногда решающую роль играют знакомства и кумовство, а не оптимизация рабочего процесса. С другой стороны, в кризис в первую очередь страдают именно эти организации. Они же, в свою очередь, реформы начинают с таких вот «раздутых» отделов.
Это не значит, что бухгалтеры не нужны или что их слишком много. Действительно высококлассных специалистов единицы, их услуги всегда в цене. В конечном счете, любой директор должен ценить своего бухгалтера. Ведь если что, сидеть или спешно мигрировать в теплые края придется вместе.
В чем заключается работа бухгалтера?
Каждый бухгалтер приходит на свое рабочее место к открытию организации, после чего чаще происходят пошагово такие события:
1. Он заваривает кофе и рассказывает коллегам, как прошел вчерашний вечер.
2. Пытается разгрести стопку принесенных вчера перед закрытием документов.
3. Вспоминает о невыполненном деле и отправляется в архив, где пропадает еще на час.
4. Пытается вразумить по телефону налоговую службу. Там как обычно, что-то перепутали и заявляют о каких-то несуществующих штрафах и просрочках.
5. В очередной раз повторяет Петрову, что получка будет 20-го числа, никак не неделей раньше.
6. Меланхолично вбивает в систему данные с бумажных документов. Параллельно может задуматься о том, нельзя ли как-то механизировать процесс и исключить бухгалтера из этой схемы. Желательно с сохранением должности и зарплаты.
На самом деле, обязанности каждого сотрудника должны быть прописаны в договоре. На некоторых предприятиях на плечи бухгалтерии ложится дополнительная нагрузка по анализу финансовой ситуации и составлению прогнозов. Но обычно за это и неплохо доплачивают.
Начинающий бухгалтер: с чего начать работу?
Чтобы стать хорошим специалистом следует начать с получения образования. Самоучки редко когда бываю в почете, так что лучше пойти в училище или высшее учебное заведение.
Если на руках уже есть диплом и даже рабочее место, следует перейти к следующим этапам становления себя как высококлассного бухгалтера:
1. Будет нелишним ознакомиться с особенностями налогообложения на предприятии.
2. Следует ознакомиться со всеми отчетными финансовыми документами, которые «ходят» в организации.
3. Стоит дополнительно поработать с программным обеспечением. Не помешают курсы, пусть даже и платные. За пару недель можно выучить достаточно полезных «фокусов», которые сэкономят часы работы.
4. Всегда необходимо интересоваться особенностями законодательства, в конечном счете, ответственность нести придется именно перед государством. Так что в ближайшие несколько лет начинающего бухгалтера будет интересовать лишь то, как перепишут очередной закон и примут ли его в третьем чтении.
5. Никогда не надо останавливаться в своем развитии. Меняется законодательная база, обновляются документы, совершенствуется программное обеспечение.
Но самое главное – никогда нельзя забывать, что часто бухгалтер имеет дело с деньгами, порой с колоссальными суммами. И в случае чего, бремя ответственности придется нести минимум в одиночку.
Максимум – с вышестоящим начальством.
Необходимый минимум знаний для бухгалтера
Для исполнения своих должностных обязанностей бухгалтер должен:
1. Знать особенности законодательства по части налогообложения.
2. Разбираться в документации, которая оформляется на предприятии.
3. Обладать аналитическим складом ума и понимать основы математического анализа.
4. Иметь представление обо всех тратах. Понимать, чем вообще занимается предприятие.
5. Идти «в ногу со временем» и разбираться в современном программном обеспечении.
6. Понимать, что он имеет дело с финансами, что в случае любой непредвиденной ситуации ответственность ляжет именно на него.
На первых порах, этих знаний оказывается вполне достаточно. А дальше – все зависит от вашего стремления развивать собственные навыки.
Похоже, что должен знать бухгалтер, знают лишь сами любители учета. Вот только от всех остальных эту тайну они где-то скрывают, скорее всего прямо за электрочайником.