ИМЕНИНЫ
Поздравляю всех Верочек, Наденек, Любаш и Сонечек с их именинами!
Вера, Любовь, Надежда. Витраж в храме святого Иоанна посёлка Llandenny (Уэльс, Великобритания)
В православном искусстве принято изображать Веру, Надежду и Любовь именно как святых мучениц, поэтому на иконах они представлены в виде маленьких девочек вместе с матерью Софией . В западном искусстве Веру, Надежду и Любовь принято изображать как взрослых женщин, символизирующих христианские добродетели. Вера часто изображается с крестом, Надежда - с якорем, а Любовь - в окружении детей. Когда Вера, Надежда и Любовь изображаются рядом, то Любовь всегда находится в центре.
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь родились в Риме в царствование императора Адриана… Их мать, святая София, была благочестивой вдовой – христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви к Господу Иисусу Христу.
Девочки хорошо знали книги Ветхого и Нового Заветов, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и домашних трудах, во всем повинуясь горячо любимой матери. А так как Вера, Надежда и Любовь были еще и очень красивы и умны, на них вскоре все стали обращать внимание, и слухи об удивительном семействе распространились по всему Риму.
Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану (117 – 138), и тот повелел отвести их в Рим.
Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствующие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания.
Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было двенадцать, Надежде – десять и Любови – девять лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их.
Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной тяжелейшей пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей.
Но она проявила необыкновенное мужество, и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встретили свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.
Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила их останки в ковчег, отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте.
Похоронив их на высоком месте за городом, мать 3 дня, не отходя, сидела у могилы дочерей, после чего скончалась. Верующие погребли ее на том же месте. Это было около 137 года. Мощи святых мучениц с 777 г. покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.
Согласно немецким источникам, первоначально была похоронена на кладбище Гордиана и Эпимаха. Папа Сергей II переместил её останки в церковь Сан-Мартино-аи-Монти.
Фрагменты мощей святой, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в бенедиктинское аббатство, основанное епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо 10 мая 777 года. Владыка Ремигий «торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвящённой святому Трофиму». (Завещание Ремигия, 15 марта 778 г.)[1]. Святая София стала покровительницей монастыря в Эшау, который в ее честь называется аббатством Святой Софии.
С 1143 г. св. София упоминается уже с дочерьми[2] — Верой, Надеждой и Любовью, т.е. французские и вслед за ними православные источники указывают, что в Эшо находятся мощи другой святой Софии Римской, скончавшейся на два века раньше.
Вплоть до французской Революции данные мощи хранились в Эльзасе, в церкви города Эшо, в 15 км к югу от Страсбурга. Мощи мучениц привлекали к себе множество паломников, так что в 1143 году игумения Кунегунда решила устроить на старинном «римском пути», ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшау, «гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».
В 1792 году, спустя три года после французской Революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи, осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими бывшими монастырскими помещениями.
После того как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены «историческим памятником», начинается её постепенное восстановление.
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привёз в Эшау из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую — в небольшом реликварии, помещенном в раке с другими святынями.
Вера, Надежда, Любовь, Знание – материальный мир состоит из четырех видов вечных сущностей: из земли, воды, воздуха, света. Божественный мир также состоит из четырех видов: веры, надежды, любви и знаний.
Их соответствие между собой состоит в следующем: земля – это вера, в которую мы пустили корень; вода – это надежда, которой мы питаемся; воздух – это любовь, благодаря которой мы растем; свет – это знание, благодаря которому мы созреваем.
Народные приметы: Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Всесвятские бабьи именины, с утра было положено выплакаться. Еще, если в этот день журавли сбиваются в стаи и отправляются на юг, то скоро ударят морозы, если же птицы пока остаются на насиженном месте, зима наступит поздняя.
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова "Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)". Праведников, стремящимся к вратам Рая, сопровождают ангелы, поддерживая их и указывая дорогу. Вера, Надежда и Любовь испуганно льнут к своей матери Софии, не веря, что их нечеловеческие страдания позади.
Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе (Преддверие Рая). Триптих (левая часть)
Памятник Вере, Надежде, Любови и их матери Софии в Петербурге
Вера, Любовь, Надежда. Витраж в храме святого Иоанна посёлка Llandenny (Уэльс, Великобритания)
В православном искусстве принято изображать Веру, Надежду и Любовь именно как святых мучениц, поэтому на иконах они представлены в виде маленьких девочек вместе с матерью Софией . В западном искусстве Веру, Надежду и Любовь принято изображать как взрослых женщин, символизирующих христианские добродетели. Вера часто изображается с крестом, Надежда - с якорем, а Любовь - в окружении детей. Когда Вера, Надежда и Любовь изображаются рядом, то Любовь всегда находится в центре.
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь родились в Риме в царствование императора Адриана… Их мать, святая София, была благочестивой вдовой – христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви к Господу Иисусу Христу.
Девочки хорошо знали книги Ветхого и Нового Заветов, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и домашних трудах, во всем повинуясь горячо любимой матери. А так как Вера, Надежда и Любовь были еще и очень красивы и умны, на них вскоре все стали обращать внимание, и слухи об удивительном семействе распространились по всему Риму.
Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану (117 – 138), и тот повелел отвести их в Рим.
Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствующие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания.
Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было двенадцать, Надежде – десять и Любови – девять лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их.
Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной тяжелейшей пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей.
Но она проявила необыкновенное мужество, и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встретили свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.
Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила их останки в ковчег, отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте.
Похоронив их на высоком месте за городом, мать 3 дня, не отходя, сидела у могилы дочерей, после чего скончалась. Верующие погребли ее на том же месте. Это было около 137 года. Мощи святых мучениц с 777 г. покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.
Согласно немецким источникам, первоначально была похоронена на кладбище Гордиана и Эпимаха. Папа Сергей II переместил её останки в церковь Сан-Мартино-аи-Монти.
Фрагменты мощей святой, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в бенедиктинское аббатство, основанное епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо 10 мая 777 года. Владыка Ремигий «торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвящённой святому Трофиму». (Завещание Ремигия, 15 марта 778 г.)[1]. Святая София стала покровительницей монастыря в Эшау, который в ее честь называется аббатством Святой Софии.
С 1143 г. св. София упоминается уже с дочерьми[2] — Верой, Надеждой и Любовью, т.е. французские и вслед за ними православные источники указывают, что в Эшо находятся мощи другой святой Софии Римской, скончавшейся на два века раньше.
Вплоть до французской Революции данные мощи хранились в Эльзасе, в церкви города Эшо, в 15 км к югу от Страсбурга. Мощи мучениц привлекали к себе множество паломников, так что в 1143 году игумения Кунегунда решила устроить на старинном «римском пути», ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшау, «гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».
В 1792 году, спустя три года после французской Революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи, осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими бывшими монастырскими помещениями.
После того как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены «историческим памятником», начинается её постепенное восстановление.
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привёз в Эшау из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую — в небольшом реликварии, помещенном в раке с другими святынями.
Вера, Надежда, Любовь, Знание – материальный мир состоит из четырех видов вечных сущностей: из земли, воды, воздуха, света. Божественный мир также состоит из четырех видов: веры, надежды, любви и знаний.
Их соответствие между собой состоит в следующем: земля – это вера, в которую мы пустили корень; вода – это надежда, которой мы питаемся; воздух – это любовь, благодаря которой мы растем; свет – это знание, благодаря которому мы созреваем.
Народные приметы: Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Всесвятские бабьи именины, с утра было положено выплакаться. Еще, если в этот день журавли сбиваются в стаи и отправляются на юг, то скоро ударят морозы, если же птицы пока остаются на насиженном месте, зима наступит поздняя.
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова "Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)". Праведников, стремящимся к вратам Рая, сопровождают ангелы, поддерживая их и указывая дорогу. Вера, Надежда и Любовь испуганно льнут к своей матери Софии, не веря, что их нечеловеческие страдания позади.
Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе (Преддверие Рая). Триптих (левая часть)
Памятник Вере, Надежде, Любови и их матери Софии в Петербурге
Редактировано: 30 сентября 2011