Форт Тотлебен (Первомайский)
6 марта 2011 года. Прощание с зимой.
Моя подруга рассказала о группе Вконтакте "Петербург - Узнай место". Любители прогулок по нашему городу выбирают незатоптанные места, встречаются, а потом выкладывают фотографии. Я решила присоединиться к длинной и непростой прогулке по льду Финского залива к форту Тотлебен в последний день Масленицы.
+55
Встречались мы у входа в парк "Дубки" в Сестрорецке, начался поход в полдень - километр по аллее парка и четыре по льду. Сколько это займёт времени, заранее не представляли - иногда на льду бывает хорошая утоптанная тропинка, но в этот раз мы шли по целине.
С погодой повезло, к счастью - солнышко нас приголубило, а ветер оказался терпимый. Идти по насту непросто - ноги проваливаются обычно по щиколотку, иногда глубже. Лучше след в след, хотя на обратном пути наст был крепче. Небольшой кусок дорожки, проложенной снегоходом, ненадолго облегчил жизнь, но всё равно четыре километра мы проходили за полтора часа. Правильное прощание с зимой. На лыжах, снегоходах или под парусом, конечно, дорога оказывается ближе.
По дороге увидели первый признак весны – начавшая распускаться верба. За нами по льду шла ещё одна группа любителей зимних прогулок.
Дошли!
Засыпанный снегом мол похож на подводную лодку.
На стене строгая надпись: "Форт закрыт", но она никого не смущает.
Мы сделали небольшой привал - отдохнуть и подкрепиться, любуясь на Сестрорецк, потом пошли гулять по укреплениям.
Металлические ограждения, в основном, спилены, но всё равно, несмотря на сугробы, безопаснее гулять по галерее, чем по самому верху.
Выше много технологических отверстий - оружейных и вентиляционных шахт. Они присыпаны снегом, надо быть очень внимательными, чтобы не провалиться.
Полукруги травы – как раз по краям здоровенных внутренних цилиндров. Кто-то рискнул пересечь башню, снег плотный, выдержал, но лучше не рисковать.
Остров длинный и узкий. Самые поздние сооружения построены после войны, в 1953. Всё завалено снегом, но надпись "1953" достаточно высоко (на фотографии справа).
Снаружи мы осмотрели прожекторную шахту и наблюдательный пункт. Я куда-то забиралась через сугроб, на обратном пути уронила в снег фотоаппарат.
Дошли до самого конца
и спустились во внутренние помещения. Сначала - круглая оружейная башня её - обошли кругом. Проводник показал створки для снарядов.
По ржавой, но крепкой ещё лестнице спустились ещё ниже. Очень красиво смотрится изморозь. Внутри – разруха.
Можно пройти по технологическому коридору, где проложены коммуникации и канализационные трубы – это с внешней стороны залива, откуда нападения ждали. А с другой, обращённой к Сестрорецку, помещения жилые, светлые, с остатками печки.
Остались двери, стелажи для снарядов, рельсы для вагонеток. Лифты срезаны, видны сами шахты и обрывки кабелей. Некоторые лестницы совсем непригодны.
Интересна технология строительства: внутри брёвна, кое-где обнажившиеся из-за разрухи. Сосульки, свисающие с потолка, вряд ли успеют превратиться в сталактиты – форт разрушится быстрее.
Выбирались наружу с трудом, штурмуя сугробы и вывалявшись в снегу. До 1917 года на острове была церковь Марии Магдалины, ныне на её месте установлен памятный крест, а дальше, если идти по этой же стороне форта – обелиск в память погибших при обороне Ленинграда.
Вдоль набережной, мимо причала, где катаются на снегоходах, мы дошли до другой части острова - иногда обитаемой.
В форте несколько лет назад были акты вандализма, после этого здесь поселили сторожей, но зимой их нет. Всё-таки некоторые двери покрашены, есть лампочки.
Здесь мы подкрепились перед обратной дорогой и тронулись в нелёгкий путь в сторону дома, который благополучно преодолели, усталые, но очень довольные.
Обратная дорога была более пасмурной, поднялся ветер, позёмка, но всё равно было хорошо.
Немного истории.
Форт «Тотлебен», Форт «A», Форт Первомайский — одно из долговременных оборонительных сооружений, входящих в систему обороны Кронштадта. Строительство форта было начато в 1896 году в ходе реконструкции Кронштадтской крепости. Форт «А» в 1910 году был переименован в форт «Тотлебен» в честь выдающегося русского военного инженера Э. И. Тотлебена, который принимал участие в строительстве Кронштадтской крепости. После Октябрьской революции форт был переименован в «Первомайский». Артиллерия форта принимала участие в Советско-Финской войне 1939—1940 годов поддерживая наступление войск на Карельском перешейке, а затем в Великой отечественной, затрудняя продвижение финских войск к Ленинграду.
Запись размещена в сообществах:
путешествия
ПРОГУЛКИ ПУТЕШЕСТВИЯ
Культурная Столица
Города и веси России
Российские города самые городатые города
Открытие. Взгляд через объектив
Дворцы и Крепости
Карта СПб
Прогулки по Петербургу
ОТЗЫВЫ о путешествиях
Города...
Больше всего люблю Россию
ПИТЕР - МОЙ ГОРОД!
Путешествия по Ленинградской области
Туризм в России и СНГ
Моя подруга рассказала о группе Вконтакте "Петербург - Узнай место". Любители прогулок по нашему городу выбирают незатоптанные места, встречаются, а потом выкладывают фотографии. Я решила присоединиться к длинной и непростой прогулке по льду Финского залива к форту Тотлебен в последний день Масленицы.
+55
Встречались мы у входа в парк "Дубки" в Сестрорецке, начался поход в полдень - километр по аллее парка и четыре по льду. Сколько это займёт времени, заранее не представляли - иногда на льду бывает хорошая утоптанная тропинка, но в этот раз мы шли по целине.
С погодой повезло, к счастью - солнышко нас приголубило, а ветер оказался терпимый. Идти по насту непросто - ноги проваливаются обычно по щиколотку, иногда глубже. Лучше след в след, хотя на обратном пути наст был крепче. Небольшой кусок дорожки, проложенной снегоходом, ненадолго облегчил жизнь, но всё равно четыре километра мы проходили за полтора часа. Правильное прощание с зимой. На лыжах, снегоходах или под парусом, конечно, дорога оказывается ближе.
По дороге увидели первый признак весны – начавшая распускаться верба. За нами по льду шла ещё одна группа любителей зимних прогулок.
Дошли!
Засыпанный снегом мол похож на подводную лодку.
На стене строгая надпись: "Форт закрыт", но она никого не смущает.
Мы сделали небольшой привал - отдохнуть и подкрепиться, любуясь на Сестрорецк, потом пошли гулять по укреплениям.
Металлические ограждения, в основном, спилены, но всё равно, несмотря на сугробы, безопаснее гулять по галерее, чем по самому верху.
Выше много технологических отверстий - оружейных и вентиляционных шахт. Они присыпаны снегом, надо быть очень внимательными, чтобы не провалиться.
Полукруги травы – как раз по краям здоровенных внутренних цилиндров. Кто-то рискнул пересечь башню, снег плотный, выдержал, но лучше не рисковать.
Остров длинный и узкий. Самые поздние сооружения построены после войны, в 1953. Всё завалено снегом, но надпись "1953" достаточно высоко (на фотографии справа).
Снаружи мы осмотрели прожекторную шахту и наблюдательный пункт. Я куда-то забиралась через сугроб, на обратном пути уронила в снег фотоаппарат.
Дошли до самого конца
и спустились во внутренние помещения. Сначала - круглая оружейная башня её - обошли кругом. Проводник показал створки для снарядов.
По ржавой, но крепкой ещё лестнице спустились ещё ниже. Очень красиво смотрится изморозь. Внутри – разруха.
Можно пройти по технологическому коридору, где проложены коммуникации и канализационные трубы – это с внешней стороны залива, откуда нападения ждали. А с другой, обращённой к Сестрорецку, помещения жилые, светлые, с остатками печки.
Остались двери, стелажи для снарядов, рельсы для вагонеток. Лифты срезаны, видны сами шахты и обрывки кабелей. Некоторые лестницы совсем непригодны.
Интересна технология строительства: внутри брёвна, кое-где обнажившиеся из-за разрухи. Сосульки, свисающие с потолка, вряд ли успеют превратиться в сталактиты – форт разрушится быстрее.
Выбирались наружу с трудом, штурмуя сугробы и вывалявшись в снегу. До 1917 года на острове была церковь Марии Магдалины, ныне на её месте установлен памятный крест, а дальше, если идти по этой же стороне форта – обелиск в память погибших при обороне Ленинграда.
Вдоль набережной, мимо причала, где катаются на снегоходах, мы дошли до другой части острова - иногда обитаемой.
В форте несколько лет назад были акты вандализма, после этого здесь поселили сторожей, но зимой их нет. Всё-таки некоторые двери покрашены, есть лампочки.
Здесь мы подкрепились перед обратной дорогой и тронулись в нелёгкий путь в сторону дома, который благополучно преодолели, усталые, но очень довольные.
Обратная дорога была более пасмурной, поднялся ветер, позёмка, но всё равно было хорошо.
Немного истории.
Форт «Тотлебен», Форт «A», Форт Первомайский — одно из долговременных оборонительных сооружений, входящих в систему обороны Кронштадта. Строительство форта было начато в 1896 году в ходе реконструкции Кронштадтской крепости. Форт «А» в 1910 году был переименован в форт «Тотлебен» в честь выдающегося русского военного инженера Э. И. Тотлебена, который принимал участие в строительстве Кронштадтской крепости. После Октябрьской революции форт был переименован в «Первомайский». Артиллерия форта принимала участие в Советско-Финской войне 1939—1940 годов поддерживая наступление войск на Карельском перешейке, а затем в Великой отечественной, затрудняя продвижение финских войск к Ленинграду.
Запись размещена в сообществах:
путешествия
ПРОГУЛКИ ПУТЕШЕСТВИЯ
Культурная Столица
Города и веси России
Российские города самые городатые города
Открытие. Взгляд через объектив
Дворцы и Крепости
Карта СПб
Прогулки по Петербургу
ОТЗЫВЫ о путешествиях
Города...
Больше всего люблю Россию
ПИТЕР - МОЙ ГОРОД!
Путешествия по Ленинградской области
Туризм в России и СНГ
Редактировано: 15 апреля 2011
А вообще смотрю твои зарисовки и удивляюсь - как другая страна!