Поиск Написать

Дворец Шереметевых


+28 Об усадьбе я уже рассказала, а теперь – о её сердец, барочном дворце (хотя, нам сказали, хозяева называли его просто домом). Красавец, кто бы сомневался! Вызывает недоумение повисший над дверью балкон, но раньше он поддерживался тонкими чугунными колоннами.
Напомню авторов проекта: архитекторов Саввы Ивановича Чевакинского и крепостного Фёдора Семёновича Аргунова. Лепнина, как нам сказали, сделана по рисункам Иеронима Доминиковича Корсини.


Вход в Музей музыки , где можно посмотреть интерьеры (в основном как автора называли Корсини), не с главного входа, а справа.


Поднявшись на второй этаж, экскурсанты попадают в южный флигель, где расположена церковь, пока не действующая. Неясно, будет ли она заново освящена, иконостас в 1938 году разобран и сдан в Госфонд, дальнейшая судьба неизвестна. В храме экспонируется единственная фотография.


Галерейный флигель построен по проекту Кваренги для выступлений Прасковьи Жемчуговой прежде всего. Зал хорошо сохранился, восстановили только люстры и роспись плафона. На стене – копия одного из портретов фельдмаршала Шереметева, здесь в основном копии. Мне понравился рояль в углу.



Античная гостиная с арфой. Граф Николай Петрович изображён на фоне Страноприимного дома, заложенного во искупление сожительства с Прасковьей (часто пишут – в память о жене). Сейчас в этом московском здании – институт Склифосовского. Здесь же – генеалогическое древо Шереметевых, ведущих род от Андрея Ивановича (или Михайловича в некоторых местах книги) Кобылы. Поскольку он записан только в XYII веке, разумеется, есть и легенды о его знатном происхождении из Пруссии. От Кобылы произошли шестнадцать родов, Романовы тоже в родственниках (и, разумеется, представлены на этом древе, других запросто пропускали).
N.B. В заметке о генеалогическом древе написано, что в целом реформа 1861 года была выгодна крупным землевладельцам. Я узнала, что есть книга Станюкович В. «Бюджет Шереметевых (1798 - 1910)». Заказала её в сети, надеюсь вычитать там что-нибудь интересное о том, на какие шиши строился весь этот праздник.


Есть, разумеется, копии портретов Прасковьи Жемчуговой, ставшей, наверное, самой знаменитой представительницей рода (хотя и не принадлежала ему по крови). В Википедии граф Николай Петрович значится в первую очередь её мужем. Рядом с портретом Прасковьи – портрет её лучшей подруги, балерины Татьяны Гранатовой-Шлыковой, воспитывавший графского отпрыска. В отличие от Прасковьи, прожила очень долго, даже до отмены крепостного права дожила, хотя сама вольную получила в 1803 году.


Мне понравилась эффектная лепная гостиная, но, к сожалению, общий вид получился не в фокусе.


До 1929 года в особняке был музей быта, потом – институт Арктики и Антарктики, к интерьерам относившийся бережно. После возобновления музейной деятельности сюда стали передавать частные коллекции. Одна из них попала на экспозицию вместе с портретом завещавшей хозяйки. И, раз музей музыки, в нём – прекрасная коллекция музыкальных инструментов. Думаю, она достойна отдельного изучения, но я сфотографировала её только для общего впечатления о дворце.



После освобождения Греции от турок европейцы дорвались до подлинного греческого искусства, а не римских копий. В моду вошли росписи – подражание краснофигурным греческим вазам. В особняке отдали дань этой моде, создав Этрусскую гостиную. Честно говоря, я не уловила логики – Этрурия всегда была в Италии, возможно, в то же время пробудился интерес к раскопкам – врать не буду, не знаю.


За Этрусской гостиной пара заурядных, хотя и разукрашенных, залов – Зелёная и Малиновая комнаты.


В оружейном зале сейчас оружия нет, выставка из фондов музея.


Парадная лестница была некогда украшена коллекцией конской амуниции, хранящейся сейчас в Эрмитаже. Люстра подлинная. Решётка – по рисунку, Кваренги, лепка - Кассини. Выглянув из окна, можно увидеть кусочек балкона.


Музей музыки встречает скрипичным ключом, а на первом этаже – зал колоколов.


Экскурсоводу спасибо! Хотя сожаления о том, что бедных графов ограбили в революцию, я не могу принять близко к сердцу.
Запись размещена в сообществах:
Культурная Столица
ПРОГУЛКИ ПУТЕШЕСТВИЯ
Города и веси России
Дворцы и Крепости
Прогулки по Петербургу
Карта СПб
АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Открытие. Взгляд через объектив
Российские города самые городатые города
Больше всего люблю Россию
ПИТЕР - МОЙ ГОРОД!
ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ


Комментарии:
А я узнала один портерт, это Левицкий, смолянка Нелидова. Я думала, что они все в Русском музее хранятся.
Диана, а я пропутила или не было еще такой экскурсии в Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа "Старая Деревня"? Я туда сама хочу попавсть как-нибудь, "по стопам" было бы может инетереснее, но туда только с экскурсиями пускают
Левицкий, смолянка Нелидова. Я думала, что они все в Русском музее хранятся.
Да, в Русском, здесь - копия.

Диана, а я пропутила или не было еще такой экскурсии в Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа "Старая Деревня"?
У меня - не было.
 

Подтвердите удаление записи