Отправили меня по работе на три дня на семинар в Хельсинки.
Самолётом – уже смешно – лететь 45 минут. Выигрыш во времени – час от силы по сравнению с поездом, я думаю. Разумеется, я потратила время не только на труды на благо конторы.
Какая я дура, что не взяла фотоаппарат! Подумала – ну, Хельсинки, подумаешь, ничего интересного, да и времени для прогулок не будет. Фотоаппараты будут и у других, а мне на худой конец сойдёт и телефонный. Ведь купила новую Соньку с 15-кратным оптическим зумом. Здоровая, хотя и лёгкая. Можно было хоть старый взять. С другой стороны, такие, как у меня старый, есть у нескольких. Нашла у одного из наших вполне приличный, и пощёлкалась. При необходимости подлежит экспроприиации.
Преимущество полёта – поглядела сверху на залив с островами.
По дороге из аэропорта я любовалась природой – сосны на обнажённом граните, где розовом, где сером, очень красивы. Окраины Хельсинки скучные, но опрятные, а вот центр оказался гораздо приятнее, чем мне казалось. В первую очередь благодаря заливу и каменистым возвышенностям, есть и милая городская скульптура.
Первое забавное, что мне попалось по дороге – на бульвар скульптуры "Менины" испанского скульптора – это он решил поселить здесь персонажей Веласкеса – инфанту Маргариту и её фрейлин.
Я разговорилась с переводчицей из Святогорска, по её словам – в Хельсинки сильное шведское влияние, а шведки симпатичнее финок. Везде надписи на обоих государственных языках – и на шведском, и на финском, хотя носителей шведского, наверное, процентов пять от силы.
Отель Kamp, в центре – роскошный. В номере – всё, кроме зубной щётки, которую я умудрилась забыть – наверное, в первый раз за всё время своих путешествий. Сильно отличилась, как не крути. Уточняю насчёт «всё» - от тапочек до халата, от пилки для ногтей до молочка для снятия макияжа (хихи, наверное, из-за того, что теперь в самолёте крем фиг пронесёшь – у одной женщины среди нас отобрали тюбик). Отель обэлектронен по самое немогу, ключи от номеров электронные – даже лифт без него не поедет. Недурственно мне обломилось за счёт конторы.
А вот цены за Интернет, будь то проводная или Wi-Fi, озверенные – 7 евро в час. Ну нет, перебьюсь.
Маленький Хельсинки очень неоднороден в застройке. Самые старые здания – типичная русская провинция XIX века, особенно это заметно на площади Александра II и в прилегающих к ней районах.
Чуть позже – все стили по порядку - эклектика, историзм, конструктивизм и т.д., все стили представлены, кроме небоскрёбов. Никаких стараний сохранить цельность не было – разве что по высоте здания более-менее не разбиваются, но в этом есть и своя прелесть. Зачем гнаться за монолитом Санкт-Петербурга? Хельсинки – город для себя, а не для туристов (хотя и они есть, конечно).
Есть и гигантомания 30-х годов, рядом с памятником Маннергейму и огромным гранитным массивом – дань своему времени.
А вот вокзал, мне кажется, построен позже – тот же стиль, но приятнее.
Увидела уникальные в наше время вещи – газовый фонарь и телефонная будка!
Рядом – симпатичный балкон и очень милая вывеска кафе "Ангел".
Поужинать в центре Хельсинки вечером в будний день не так просто. В первый день нас кормили партнёры, второй - сами кто во что горазд. Все рестораны были забиты. Мы чуть было не отправились ужинать в отель, но нашли-таки итальянский ресторан - так-себе. В Финляндии лучше брать рыбу, а не мясо. А вот магазины закрываются рано. Угадайте, в каком есть объявление, что говорят по-русски?
На третий день, накануне отъезда, наша фирма угощала американцев в ресторане "Шашлык", но я манкировала это мероприятие ради встречи с сестрой.
Моя двоюродная сестра, такая же полуфинка, как я, только по матери, несколько лет назад вышла замуж за финна. Мы не меньше года не виделись. Она сейчас работает учительницей младших классов, а её муж, хотя и пенсионер - на стройке.
Таня рассказывала, какие умненькие финские ребятишки. Она учит русскому второклашек. Пишет на доске имена - "Саша, Рома", а кто-то руку тянет - "Рома - это город! (Рим то есть)".
В Финляндии плохо с работой, но главная беда - социальные пособия. Безработным оплачивают квартиру, рассчитывают, сколько им нужно на еду, одежду и развлечение, в результате работать невыгодно - ведь работающий крутится сам, да ещё налоги платит. У мужа сестры 30% с пенсии, и 60% с зарплаты! Свинство. Многие финны не хотят работать и спиваются, а работают иммигранты - среди водителей, к примеру, всё больше приезжих. Чем это кончится - Бог весть.
Так вот мы и поговорили у неё дома. Они показали свои фотки Италии, я им - свои, благо флэшка всегда с собой.
Мы должны были улетать в пятницу вечерним рейсом, но семинары закончились уже в четверг, так что нам обменяли билеты на утренний рейс. Не обошлось без накладок, так что по дьютикам не прошлись, у кого-то багаж улетел следующим самолётом, зато я попала в бизнес класс и угостилась хорошим шампанским. Из аэропорта - в офис, увы, пришлось выйти в субботу, но это уже мелочи жизни. Прокатилась отлично!