Старая Русса и Новгород
22.09.07 я съездила в один из древнейших русских городов – Старую Руссу.290 км. от Санкт-Петербурга, сохранились церкви, заложенные в XII веке. В Старой Руссе варили соль – в средние века предмет первой необходимости как консервант. Запасы соли были исчерпаны к XYIII веку, и монополию перехватил Соловецкий монастырь. Солеварни считались столь важными, что Иван Грозный Руссу включил в опричнину. Город сносно пережил перестройку благодаря курорту – грязелечебнице, и местами сохранил обаяние старой русской провинции.
Информация в сети: http://russa.novgorod.ru/, http://www.towns.ru/towns/starrussa.html и, наверное, много ещё
По дороге прозвучала довольно интересная экскурсия о северных русских землях. По мнению экскурсовода (Андрей Фролов), русские произошли при смешении славян с финно-угорскими племенами. Более древние обитатели наших краёв - саамы (они же лаппи - самоназвание, лопари, самоеды). Видимо, родственники хантам и мансам. В Ленинградской области осталось очень много финских топонимов. Ямбург - от племени ямь, которых новгородцы выгнали, те ушли на территорию современной Финляндии, истребили (может, частично смешались) с тамошними суоми и теперь называют себя суоми.
Мы проезжали по Чудскому району, экскурсовод - из семьи кадровых военных, нам рассказал о Невском пятачке (мясорубке, полностью простреливался. Ночью привозили на убой новые силы, за час другой их простреливали) и попытке прорыва блокады второй армией предателя Власова. Армия была окружена и вымирала от голода. Лётчики, сбрасывавшие продовольствие, определяли, где наши части, по чёрным пятнам в лесу - листва была съедена.
----
В старину русские строили деревянные дома, что разумно, ибо камень местный - известняк и гранит. Экскурсовод уверяет, что у пожилых финнов проявляются генетические заболевания суставов от жизни в домах из такого камня. Странно, а финно-угорские племена на территории России (чухна по-старому) строили жилые помещения из дерева, только хозяйственные постройки - каменные. Особенность финских построек - очень большой запас прочности. На фундаменте финского коровника можно построить многоэтажку. А деревянные строения лучше рубить топором - не расшатывает волокна, в отличие от пилы. Пётр I велел обязательно пилой пилить - чтобы из бревна больше одной доски получалось. Больше, но менее качественно. Он же запретил под страхом смерти строительство традиционных поморских судов, а европейские того времени не были приспособлены для плавания по северным морям - хотел реформатор, как лучше, и запорол северное рыболовство и транспортные перевозки.
Я узнала интересненькое о диалектах. Новгородцы цокали - цто (что), но их выговор практически не сохранился. А вот псковскому повезло больше - поемши иногда говорят и теперь. Там жило племя кривичей. В старину в дальних деревнях в брак вступали не только церковный брак, венчались, но и с помощью колдуна - пережитки язычества. Я этого не знала
Варяги (норманны, северные люди) - скано-балты, Дания, юг Финляндии. Бандформирования лет триста терроризировали Европу, пока Англию не завоевали. Русь их интересовала как путь «в греки», точнее, в арабы - за серебром. Название "русские", возможно, произошло от "руотси" - скандинавский воин-гребец. В конце концов варягов погнали и из Швеции, когда там государственность сформировалась и разбойники надоели. В Ладоге была их стоянка (Олдегия - бурный проток).
Первое упоминание Старой Руссы в летописи считается датой основания города. Другое дело - археологические данные, могут быть и куда древнее. В Изборске нашли YII век. Летописям слишком сильно верить не стоит – они обычно идеологически выдержаны (доказал Шахматов), а первоначальные записи в основном не дошли, списки же доходят в разных редакциях (Ипатьевская и др.). Пергамент, хотя и кожа, очень тонкий - кожа неродившегося телёнка, не толще бумаги. Самые ранние списки летописей относятся к XIY веку, так что увы. Татищев был первым, кто использовал в своей работе летописи, но ссылался на некую Огинскую летопись, до нашего времени не дошедшую. А вот пересказу татищевскому верить приходится с оговорками, ибо в его время господствовала концепция - в историю нужно включать воспитательно-назидательные моменты. Екатерина II тоже писала исторические книжки, аргументация в которых похожа на Фоменко и Бушкова (это не я так сказала, а наш экскурсовод).
Так что у нас на Руси исторические знания в очень значительной мере базируются на археологии, а археологи пока ни в Киеве, ни в Новгороде, ничего древнее X пока не нашли.
По дороге наш автобус пересек реку Шелонь.
Шелонская битва при Иване III - один из этапов подчинения Новгорода Москве. По мнению нашего экскурсовода, Новгород слишком сильно зависел от хлебных поставок по Волге, а торговля из-за ограничений Ганзы, жёстко регулировавшей закупочные цены, была недостаточно прибыльной, поэтому присоединение Новгородской республики к Московскому княжеству было вопросом времени. Вывезти товар на европейский рынок самостоятельно не удавалось даже Петру. Новгород хотел присоединиться к Польско-Литовскому королевству на правах автономии с сохранением православия. Москва (Иван III) пошла походом, Псков поддержал Москву. А в Пскове была нормальная профессиональная армия. И вообще наш экскурсовод явно больше любит Псков, чем Новгород).
Дальше мы завернули в село Коростень на берегу Ильменя. Там Путевой дворец по дороге в Старую Руссу (императоры ездили в штаб военных поселений), архитектор Стасов, и церковь Успения (тот же архитектор, что проектировал нашу Кунскамеру - Г.И. Маттарнови).
Позже в Руссе был штаб военных поселений. Идея шведская - военному выделялся участок земли. У нас - сплошное безобразие - земля в одном месте, маршировали в другом и т.д. После холеры, задержавшей Пушкина в Болдино, был бунт, убиты все офицеры, в т.ч. два генерала, и Николай I решил покончить с военными поселениями.
Ильмень - от имени верховного бога чухны Ильмаринена. Чухонский язык обитателей Ленинградской области сильно отличается от финского. Похож на финский эстонский и карельский (но не наших карел) Первоначальное название озеро - Мойска, грязное, как наша Мойка. Пейзажи фантастической красоты, но не обольщайтесь песчаными косами – они очень плоские и затапливаются, если уровень воды чуть подымется. Каменная коса вся в ракушках. Думаю, не очень хорошее место для купания, да и рыбой сильно пахнет.
Первое, что мы увидели в Старой Руссе- Спасо-Преображенский собор (раньше он был центром монастыря) - один из древнейших на Руси, но много раз перестраивался и новгородскими, и московскими мастерами. Характерно для Новгородчины - уникальный памятник архитектуры прячется за хрущёвками и помойками. Рядом - монастырские корпуса где-то XIX века.
Старая Русса - город Достоевского. Великий писатель купил на склоне лет там домик и описал городок в «Бесах» и «Братьях Карамазовых» - Скотопригонск. По легенде, Достоевский, учась на инженера, начертил здание без дверей. Чертёж попался на глаз Николаю I, тот обозвал автора болваном, Достоевского выперли, и тот сосредоточился на писательстве.
Достоевский снимал в Старой Руссе дом - ныне музей на углу Писательского переулка и улицы Достоевского. Место тихое, спокойное, как раз для творческой личности.
В музее нам провела экскурсию молодая женщина. Мне понравилось – чётко, информативно, с любовью, но без рассусоливания. Наблюдала, гм, буколическую картину - смотрительница музея играла на мобильнике. Забавно - старинный дом, память о великом писателе, провинция, всё почтенно - и такое времяпровождении. Достоевский читал много криминальной хроники, из которой брал сюжеты. В наше время, наверное, из сети бы не вылезал. С правоохранительными органами у Фёдора Михайловича были сложные отношения - как бывший каторжник он состоял по негласным полицейским контролем, т.е. его переписка с женой перлюстрировалась.
В доме-музее я на всякий случай оплатила фотосъёмку, но слабости к мемориальным вещам у меня нет. Пару предметов - герань и крючок для полотенца щёлкнула, потому что они мне понравились сами по себе.
Приятный дом, просторные комнаты, копии известных картин, портреты любимых писателей, фотографии членов семьи и друзей, выставка иллюстраций к произведениям Достоевского, игрушки. Куклы показались мне страшноватыми, я щёлкнула менее страшную, зато у второй – премилое зеркальце, а в саду – вкуснейшие яблоки.
Мы заехали к санаторию. В Старой Руссе довольно известный (и довольно дорогой) курорт-грязелечебница (популярный уже в XIX веке), парк с прудом и фонтаном.
Очень красиво расположен центральный собор. По архитектуре он - натуральный эклер. Основа - век, наверное, XII, достраивался-перестраивался, оброс кокошниками, потом при участии Стасова в XIX веке возведена колокольня - стандартная, но хорошо смотрится, и с ведущего к нему моста вид красивый, технологический .
В предмонгольской Руси учётные насчитали шесть строительных артелей, строивших каменные церкви. Церкви очень прочные. Старинная архитектура предельно функциональна. Луковки – это не для красоты, а чтобы дождевая вода не затекала под барабан.
В этой церкви мне понравилась роспись на потолке, хотя и не Бог весть какая старинная – век XIX, Благовещение.
Сам городок - чистенький, дороги на удивление приличные, застройка самая разнообразная. Есть остатки провинциально-классической застройки и образцы промышленной архитектуры конец XIX начало XX века. Водонапорная башня так себе, очень недурное реальное училище, и, видимо, бывшая пожарная каланча. Странное здание - низковато, но о каком-то ином назначении этой башенки мне было не догадаться.
Есть и новые коттеджи, но не так уж и много.
Старые русские города принципиально отличались от европейских. Русский город - дворы, усадьбы, большая деревня. Отходы на улицы не выводили. Деревянные водопроводные трубы в Новгороде находят времён XII века.
Новгород.
Остановка в Новгороде программой предусмотрена не была, но общим решением мы выкроили полтора часа. Новгород мне хорошо знаком, поэтому мы быстро прошли через Детинец и вышли к Волхову. Через реку перекинут пешеходный мост, довольно забавно разделяющий древнюю и современную части города.
Новгород был городом почти всеобщей грамотности. Учились с помощью восковых табличек (церы). Топология Новгорода - новый город, то ли после Ладоги, то ли Русы, возможно - по сравнению с поселениями на этом месте.
Легенду о демократии в Новгороде придумал Рылеев. Новгородцы хотели своего князя, как признак самостоятельности, но у них никто не хотел княжить, т.к. князь получал доходы с земли, а в Новгороде товарное земледелие было слабо. Город жил на транзите, а финансовые операции плохо поддаются контролю за налогообложением. Князья сбегали.
Довольно любопытна была процедура принятия решений новгородского вече. Орут за, орут против. Если нет согласия - торжественный мордобой. На следующий день - опять ор и драка и так до упора. Последних, кто орут не как все, топили - палицей по голове и с моста в Волхов.
С немцами отношения были довольно-таки нежные - повоюем, помиримся - торговать-то надо. Окончательно положил конец крестовым походам псковский князь Довмонт в 1260-е годы. Битва была на территории Эстонии. Новгородцы, в отличие от псковичан, были отвратительными вояками - надеялись на окружающие болота, долгое время даже крепостных стен не было. Батый по этой причине не дошёл до них 120 км. С другой стороны, дань он с них получал, а что ещё надо? При монгольском завоевании было запрещено убивать священников, иконописцев и каменщиков.
Время, конечно, вносит свои коррективы в облик города, но автору этого ужасного конного памятника руки поотрывать нужно точно. Вдалеке – гораздо более приятный вид Юрьева монастыря.
Послевоенное здание не то Советов, не то райкома у меня не вызвало такого ощущения неуместности, хотя и соседствует с древними башнями.
Современные, постперестроечные постройки похожи на питерские в районе метро Пионерская.
Новгород сильно пострадал в войну, но поскольку он стоит на московской дороге, в восстановление было вложено много денег. В результате Кремль окружён сталинскими зданиями и хрущобами. Но они отделены зелёным кольцом - это сглаживает впечатление.
В Софии была служба, когда мы зашли в собор. Оранты почти не видно за иконостасом и люстрой, но мне всё-таки удалось сделать её снимок.
Вот так вот я съездила. Организаторы этой экскурсии тоже считают, что целый день можно обойтись сухомяткой и собственными термосами. В Новгороде теоретически перекусить было можно, но кафешки, казавшиеся приличными, были закрыты. В результате мы с подругой купили еды, не нашли скамейки, и возникла картинка - сяду на пенёк, съем пирожок.
А ещё я на этой экскурсии не сфотографировала ни одной кошки! Зато купила три берестяных ободка на голову Давно их носить стала, очередной поломался - а в Питер их почему-то теперь не завозят. На радостях я сначала один прикупила, в Старой Руссе, потом второй в Новгороде - про запас, а затем мне третий очень понравился - раньше таких не делали точно, я какой год слежу за новыми моделями )) Говорят, от таких ободков головная боль пропадает – надеюсь, не доведётся испробовать целительное воздействие.