В Новгород в гости к тёте (рассказ не только о ней :))
В Новгороде (ныне Великом по крайней мере названием) у меня живёт тётя, поэтому 2 января с.г. поехала я туда вместе с подругой не на экскурсию. В городе я была много раз, конечно, фотографировала, а не так давно отсканила старые фото. Чтобы зима не слишком томила, выложу вперемешку – новые зимние и старые (2001 года) летние.
В нынешнюю нашу раскисшую зиму нас именно там догнали морозы - не то, что ударные, но всё -таки до минус 15.
Приехали мы утренним автобусом где-то к обеду (тётиному!), постарались после него не уснуть и отправились в Юрьево. Начали поход с музея деревянного зодчества в Витославлицах. Такие много где есть, новгородский - сравнительно небольшой, но всё равно душевно и приятно полюбоваться старинными деревянными избами, церквями (самая древняя - XYI век) и избами. Конечно, до музея добрались те, хозяева которых были зажиточнее прочих. Мы ходили сами, но я была и на экскурсиях и не помню, чтобы где-нибудь рассказывали о судьбе этих хозяев - а было бы интересно.
Рядом - древний Юрьев мужской монастырь (Георгия Победоносца), заложенный ещё Ярославом Мудным и много разбогатевший благочестием Анны Орловой-Чесменской, под руководством архимандрита Фотия усердно замаливавшей отцовские грехи. Георгиевский собор был закрыт из-за холодов, да и сумерки сгущались уже. Монастырь действующий, но ремонта требует много. Зимой выглядит запустевшим.
До Перынского скита (по легенде - на месте капища) мы не дошли - далеко, темно, холодно и всего одна маленькая церквушка. Летом сходили бы обязательно. В советское время там была молодёжная турбаза (я три недели на ней отдыхала). Церковь XII века была исперещена надписями типа "Зенит-чемпион". Но через несколько лет картина радовала глаз куда более.
На второй день мы хотели съездить на экскурсию - обзорная плюс Антониев и Хутынский могастыри, но все билеты были проданы. Зато мы в надежде купить билеты вышли пораньше и застали поздний зимний рассвет (пораньше называется в 9-30).
В результате мы погуляли сначала зашли в музей в Кремле - я по старой памяти называю его краеведческим.
Здание XIX века для присутственных мест - всякие учреждения. Интересная археологическая экспозиция - докопали до неолита, много икон, редкое для православия скульптурное изображение святой (Параскевы), сокровища Грановитой палаты. Наверное, было бы интереснее с экскурсоводом, но мы походили сами - и по Кремлю,
и по Софии. Снимки в соборе замерзшим фотиком явно отличаются от сделанных после замены аккумулятора.
Пешеходный мостик через Волхов когда-то казался мне портящим панораму, но по нему так удобно подходить к Ярославову дворищу, да и вид с него замечательный.
О том, что здесь была торговая сторона и церкви построены на деньги купцов, напоминает аркада - некогда часть гостиного двора. Каждая арка была входом в лавку. С одной из церквей - Параскевы Пятницы, счистили штукатурку, чтобы можно было представить первозданный вид церквей, сложенных из красного кирпича. Позже их стали штукатурить, обычно в белый - но Никольский собор на Ярославовом дворище розовый почему-то.
Все музеи на этой стороне Волхова закрыты - говорят, начальство жабится платить смотрителям по двойному праздничному тарифу. На купеческой стороне сохранилось больше невысоких старинных зданий - каменных, наверное, в войну меньше сгорело.
Мы по улице Большой Московской дошли до бывшей Московской заставы и свернули к Антониеву монастырю. Он не действует. Сохранился собор, в нём - музей (не попали). На территории монастыря в бывших кельях располагаются художественные и реставрационные мастерские, живут сотрудники.
В Новгороде старинные церкви разбросаны всюду. Мы насмотрелись на них по дороге, и напротив Антониева монастыря, на другой стороне Волхова, есть загадочный (чем - не знаю, двоюродная сестра так его назвала) Зверинский монастырь. В нём сейчас военкоматы.
К Новому году город украшен не сказать, чтобы очень. Подсветки мало, со стороны Волхова – удивительно мало.
Церкви как правило много раз перестраивались, и на древней можно найти явные следы XYIII века.
Ещё в Новгороде избыток кошачьего племени в лице особо упитанных, пушистых и нахальных экземпляров. Кто спит сном праведника в магазине на сувенирной продукции, кто выпрашивает покушать на улице, без церемоний забираясь на колени и довольно урча. Говорят, и собак они гоняют от случая к случаю.
В последний день (вернее, полдня) мы посмотрели выставки современного искусства в Десятинном монастыре (когда-то женском, но ныне недействующем). В нём сохранилась надвратная звонница века XYII, а вот церковь снесли в 50-е как не представляющую культурной ценности. Рядом с останками - могила монахини, предсказавшей гибель царской семьи.
Залы (бывшие кельи) отлично отремонтированы. Есть постоянная экспозиция, есть временная - меняется каждый месяц, а то и чаще. Мы застали выставки Галины Кижапкиной (акварель), её ученика Олега Саулова (масло. Смотрительница сказала - портреты похожи не все), Михаила Карпулевича (резьба по известняку в старом византийском стиле на религиозные сюжеты).
Честно говоря, постоянная экспозиция (дары и завещанное) мне понравилась больше - может быть, из-за большего разнообразия. Я сфотографировала несколько милых работ разных авторов.
Гаврилова Т.А. "Дедушка с внучкой"
Кондратьев Д.С. "Кони" 1984
Кушнир И.И, "Десятинный монастырь. Колокольня". 1948
Локотьков Н.М. "Церковь Спаса на Ильине улице" 1991
Мы хотели сходить ещё в художественный музей в бывшем Дворянском собрании, но он был закрыт. Мы напоследок погуляли ещё по Кремлю, выпили в «Детинце» по чудесному сбитню и порулили к дому.
Накормленные (рассольник был по армейскому рецепту!), нагруженные трёхлитровой банкой томатного сока собственноручного тётиного приготовления из плодов собственного огорода (не считая менее весомых презентов), поехали мы обратно в Санкт-Петербург. Двоюродная сестра мне ещё рассказала, что на финском Ильмень - Илма-ярви (воздух-озеро),
а Псков финики очень мило называют: "Пихлова" (но о Пскове –следующий рассказ).