Псково-Печерский монастырь.
В Печорах я была дважды – в августе 2003 и в январе 2008. Так что фотографии буду чередовать и зимние, и летние.
Основал монастырь Иоанн Шестник - выходец из [URL=http://www.hrono.ru/land/russ/derpt.html] Юрьева-Дерпта-Тарту после избиения там православных. Он и его семья были немногими из уцелевших, но дети позже умерли, а муж с женой приняли постриг.
Монастыри часто основывались на паях - своего рода пенсионная страховка. Устраивались основательно и для жилья, и для молитвы. Сейчас на значительную часть территории не пускают.
Кроме того, монастыри имели и оборонное значение.
Игумен Корнилий добрался до Москвы и получил санкцию на землю и финансирование от Ивана Грозного на монастырь-крепость. Потом Иван же его умучил.
По легенде, голова одного из казнённых катилась от ворот вниз до самой церкви, но это легенда.
Монахи сыграли оборонительную роль при Петре – но об исторических тонкостях я распространяться не буду, в сети написано куда больше и наверняка точнее. А вот о более близких к нам временах узнать труднее, информация разрозненная, поэтому я за экскурсоводом записывала старательнее.
При Гитлере Альфред Розенберг - специалист по России из прибалтийских немцев считал, что православная церковь призывает примириться с любой властью, но монахи по мере сил сотрудничали с партизанами. Кормили пленных, это им поставили в вину, игумен умер в Крестах.
После войны игуменом стал Алипий Воронов, который уберёг монастырь от закрытия при Хрущёве. Подмосковный крестьянин, убежавший от коллективизации строить метро, потом стал художником, в войну командовал инженерно-сапёрной частью. Потом ушёл в Троице-Сергиевский монастырь, позже переведён в Печерский.
Просить за монастырь Воронов приходил при орденах, полученных во время войны. Человек отличался остроумием, и когда монастырь закрывали по предлогом ящура, отвечал: "Ко мне коровы не ходят". О работающих монахах - "Народ трудится на своей земле". Запретили им молиться за погибших "Келарь, тащи топор, головы рубить буду".
Игумен разрешал монахам смотреть хоккей и фигурное катание – там, где наши спортсмены были на высоте. Выходил на балкон своего дома и любил разговаривать с посетителями.
В Печорах были и старцы. Феномен старчества довольно своеобразен, но сейчас нет в европейской части России. Последний старец Иван Крестьянкин умер пару лет назад. Старцам, как женщинам, свойственна эмпатия.
Монастырь очень нарядный. Женщин пускают, разумеется, в платочках и в юбках, которыми при необходимости можно временно обзавестись у ворот.
Иногда на красоту приходится смотреть сквозь сеть проводов – увы, неизбежная плата за удобства цивилизации.
Ныне в Печорах работает завод по производству кафеля. Стоимость жилья сопоставима с питерской – прикупают, у кого деньги есть, поближе к святым местам – наверное, грехи замаливать на старости лет. Но постройки простые (чухонский дачный модерн). Весьма солидную каменную я в прошлый приезд приняла за обиталище богатого буратины, но всё лучше – там школа, кажется, изобразительная (не помню точно, но не общеобразовательная).
Запись размещена в сообществах:
Архитектурное наследие
Монастыри мира
Города России
Туризм в России
Северо-Западный федеральный округ
Клуб фотопутешествий
[URL=http://blogs.mail.ru/community/provinciya/23EA871B2FE90D0.html Провинция России[/url]
Путешествие по России
Отзывы о путешествиях