Тема "Великого сиротства" у Достоевского и Платонова
Наблюдения за литературными параллелями
Как бы предвосхищая духовное состояние человечества в XX столетии вообще, и поведение чевенгуровских коммунаров А.Платонова, в частности, Версилов раскрывает читателю сущность «великого сиротства». Он говорит: «После проклятий, комьев грязи и свистков настало затишье, и люди остались одни, как желали; великая прежняя идея оставила их… И люди поняли вдруг, что остались совсем одни, и разом почувствовали великое сиротство… Осиротевшие люди тотчас стали бы прижиматься друг к другу теснее и любовнее; они схватились бы за руки, понимая, что теперь лишь они одни составляют всё друг для друга. Исчезла бы великая идея бессмертия, и приходилось бы заменить её; и весь великий избыток прежней любви к Тому, Который и был бессмертие, обратился бы у всех на природу, на мир, на людей, на всякую былинку. Они возлюбили бы землю и жизнь неудержимо и в той мере, в какой постепенно сознавали бы свою преходимость и конечность, и уже особенною, уже не прежнею любовью. Они стали бы замечать и открыли бы в природе такие явления и тайны, каких и не предполагали прежде, ибо смотрели бы на природу новыми глазами, взглядом любовника на возлюбленную. Они просыпались бы и спешили бы целовать друг друга, торопясь любить, сознавая, что дни коротки, что это – всё, что у них остаётся. Они работали бы друг на друга, и каждый отдавал бы всем всё своё и тем одним был бы счастлив. Каждый ребёнок знал бы и чувствовал, что всякий на земле – ему как отец и мать. «Пусть – завтра последний день мой, думал бы каждый, смотря на заходящее солнце; но всё равно я умру, но останутся все они, а после них дети их», и эта мысль, что они останутся, всё так же любя друг за друга, заменила бы мысль о загробной встрече. О, они торопились бы любить, чтобы затушить великую грусть в своих сердцах. Они были бы горды и смелы за себя, но сделались бы робкими друг за друга; каждый трепетал бы за жизнь и за счастие каждого. Они стали бы нежны друг к другу и не стыдились бы того, как теперь, и ласкали бы друг друга, как дети. Встречаясь, смотрели бы друг на друга глубоким и осмысленным взглядом, и во взглядах их была бы любовь и грусть…».
Версилов описал, преимущественно, сиротство метафизическое, которое покрыто вселенской безмерностью и земной безысходностью. Он говорит о том, что людей оставила «великая прежняя идея» и это идея – идея о Боге. В результате, люди стали сиротами и в поисках духовного и физического тепла «стали бы прижиматься друг к другу теснее и любовнее».
Последствия данной оставленности, как покажет время и история, будут трагичны по своей сути и необратимы. Так, более чем через полстолетия, когда, как писал И.Бунин, было «странно взглянуть на все эти столь грубо одичавшие за пять лет «берега» и, в частности, на те изменения и разрушения, что произошли в усадьбе за время пятилетнего мужицкого владычества над ней… снова войти в тот дом, где родился, вырос, провёл почти всю жизнь и где теперь оказалось целых три новых семейства; бабы, мужики, дети, голые потемневшие стены, первобытная пустота комнат…». Достоевед А.В.Архипова в работе «Подросток» в творческом восприятии Александра Блока» писала: «Подросток» - роман о Петербурге, роман об отцах и детях, о распаде семьи, о русском дворянине-интеллигенте, утратившем связи со своей средой, своей семьёй и своим народом, интеллигенте, мучительно переживающем утрату этих связей. И ещё это роман о любви – роковой, неразумной, любви-«фатуме», как сказано у Достоевского, любви, переходящей в ненависть. Всё это характерно и для блоковских размышлений, для его биографии и для его творчества. Разумеется, не «Подросток» только, а всё творчество Достоевского было глубоко воспринято и по-своему интерпретировано во многих произведениях поэта. И может быть, «Хозяйка» и «Идиот», «Мальчик у Христа на ёлке», «Бесы» или «Дневник писателя» Блоком упоминались и цитировались чаще, чем «Подросток»; связи же с «Подростком» многих произведений Блока не лежат на поверхности». Не лежат они на поверхности и у Платонова.
Роман Платонова «Чевенгур», вцелом, был завершён в конце 20-х годов XX века. Писателю удалось в нём показать с большой художественной выразительностью и философской глубиной трагедию «оттёртости», «оставленности», «сиротства» людей, ставших заложниками новой идеи светлого будущего. В романе Платонова люди будут вынуждены прижиматься друг к другу в поисках духовного и физического тепла. Думается, что Платонов очень точно уловил суть новой идеи, которая, главным образом, была основана на материальном и экономическом благополучии, нежели на нравственно-духовном. Возможно, именно поэтому в произведениях писателя большое место уделено телесному началу. «Равнодушно обитал пролетариат на том чевенгурском кургане и не обращал своих глаз на человека, который одиноко стоял на краю города со знаменем братства в руках, - писал Платонов. – Над пустынной бесприютностью степи всходило вчерашнее утомлённое солнце, и свет его был пуст, словно над чужой забвенной страной, где нет никого, кроме брошенных людей на кургане, жмущихся друг к другу». Брошенные люди на кургане, которые жмутся друг к другу – это платоновский символ революции. Любая революция порождает брошенных, никому не нежных людей - так называемый "отработанный материал"...
Как бы предвосхищая духовное состояние человечества в XX столетии вообще, и поведение чевенгуровских коммунаров А.Платонова, в частности, Версилов раскрывает читателю сущность «великого сиротства».
Версилов описал, преимущественно, сиротство метафизическое, которое покрыто вселенской безмерностью и земной безысходностью. Он говорит о том, что людей оставила «великая прежняя идея» и это идея – идея о Боге. В результате, люди стали сиротами и в поисках духовного и физического тепла «стали бы прижиматься друг к другу теснее и любовнее».
Последствия данной оставленности, как покажет время и история, будут трагичны по своей сути и необратимы. Так, более чем через полстолетия, когда, как писал И.Бунин, было «странно взглянуть на все эти столь грубо одичавшие за пять лет «берега» и, в частности, на те изменения и разрушения, что произошли в усадьбе за время пятилетнего мужицкого владычества над ней… снова войти в тот дом, где родился, вырос, провёл почти всю жизнь и где теперь оказалось целых три новых семейства; бабы, мужики, дети, голые потемневшие стены, первобытная пустота комнат…». Достоевед А.В.Архипова в работе «Подросток» в творческом восприятии Александра Блока» писала: «Подросток» - роман о Петербурге, роман об отцах и детях, о распаде семьи, о русском дворянине-интеллигенте, утратившем связи со своей средой, своей семьёй и своим народом, интеллигенте, мучительно переживающем утрату этих связей. И ещё это роман о любви – роковой, неразумной, любви-«фатуме», как сказано у Достоевского, любви, переходящей в ненависть. Всё это характерно и для блоковских размышлений, для его биографии и для его творчества. Разумеется, не «Подросток» только, а всё творчество Достоевского было глубоко воспринято и по-своему интерпретировано во многих произведениях поэта. И может быть, «Хозяйка» и «Идиот», «Мальчик у Христа на ёлке», «Бесы» или «Дневник писателя» Блоком упоминались и цитировались чаще, чем «Подросток»; связи же с «Подростком» многих произведений Блока не лежат на поверхности». Не лежат они на поверхности и у Платонова.
Роман Платонова «Чевенгур», вцелом, был завершён в конце 20-х годов XX века. Писателю удалось в нём показать с большой художественной выразительностью и философской глубиной трагедию «оттёртости», «оставленности», «сиротства» людей, ставших заложниками новой идеи светлого будущего. В романе Платонова люди будут вынуждены прижиматься друг к другу в поисках духовного и физического тепла. Думается, что Платонов очень точно уловил суть новой идеи, которая, главным образом, была основана на материальном и экономическом благополучии, нежели на нравственно-духовном. Возможно, именно поэтому в произведениях писателя большое место уделено телесному началу. «Равнодушно обитал пролетариат на том чевенгурском кургане и не обращал своих глаз на человека, который одиноко стоял на краю города со знаменем братства в руках, - писал Платонов. – Над пустынной бесприютностью степи всходило вчерашнее утомлённое солнце, и свет его был пуст, словно над чужой забвенной страной, где нет никого, кроме брошенных людей на кургане, жмущихся друг к другу». Брошенные люди на кургане, которые жмутся друг к другу – это платоновский символ революции. Любая революция порождает брошенных, никому не нежных людей - так называемый "отработанный материал"...
Редактировано: 25 февраля 2009