Календари. История и современность.
2.4.1.1. Данные из Библии
Отправными точками являются данные Нового завета. Самые значимые из них приводятся ниже. Остальные имеют более косвенный характер.
О времени рождения Иисуса Христа говорится следующее:
"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: “Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему." (Матфей 2:1-2);
"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова" (Лука 2:1-4).
О возрасте Христа в Евангелиях говорится: "Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати" (Лука 3:23). Христос начал проповедовать "В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее" (Лука 3:1); что проповедовал он "три года и что арестовали его в дни празднования еврейской пасхи (песах – праздник исхода евреев из Египта). Ее празднование начинается с 14 на 15 день весеннего месяца нисан, после пасхального полнолуния (полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия или непосредственно в этот день). После суда, который вершил Понтий Пилат, Христос был казнен в пятницу, "воскреснув рано в первый день недели" (Марк 16:9).
2.4.1.2. Исторические факты
1.Единственная перепись, правда, не населения, а имущества при императоре Августе проводилась в 7 г. нашей эры (Август был императором Римской империи с 27 г. до н.э. по 14 г. н.э.) Назарет появился только в конце 1-го начале 2-го века н.э. Квириний стал правителем Сирии в 7 г.
2. Царь Иудеи Ирод Великий родился в 73 до н.э., скончался в 4 г. до н. э.
3. Понтий Пилат был прокуратором Иудеи с 26 по 36 гг.
4. Пятнадцатый год правления императора Тиберия был в 29 году (Тиберий был римским императором в 14-37 гг.)
Отсюда видно, что исходя из указаний библии точную дату рождения установить невозможно. Дата переписи имущества была позже смерти Ирода на 10 лет, а библия указывает на одновременность этих двух событий с рождением.
Необходимо отметить, что многие факты из библии противоречат укладу жизни Иудеи того времени и историческим фактам. Это дает основания предположить, что авторы евангелий не были сами участниками событий. Например: "И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине" (Лука, 23:45). За триста лет до рождения Иисуса завеса уже состояла из двух частей как символ Второго Храма, тем более нет никаких упоминаний о затмениях.
Однако, принимая во внимание всю совокупность данных, можно говорить о достаточной обоснованности выбора года рождения Иисуса. Впервые такие вычисления были произведены Дионисием Младшим в 7 веке, к сожалению, его вычисления не сохранились.
2.4.1.3. Вифлеемская звезда и астрономические факты
В 1604 году Кеплер наблюдал за сближением Марса, Юпитера и Сатурна. 26 сентября Марс соединился с Сатурном, а 9 октября с Юпитером.
10 октября Кеплер обнаружил между Юпитером и Сатурном, когда они отстояли на 9 градусов, новую звезду с яркостью Юпитера. Кеплер тщательно наблюдал ее, пока она не была скрыта солнечным блеском на следующий год, позже Кеплер описал ее в книге De Stella Nova in Pede Serpentarti. В 1614 году Кеплер опубликовал свои выводы – такое же тройное соединение в 7 г. н.э. совпало с появлением новой (или сверхновой) звезды в 7-6 гг. до н.э., которая могла являться вифлеемской звездой волхвов. Такое событие вряд ли осталось незамеченным астрономами и астрологами того времени. С древнейших времен Юпитер называли "звездой королей", а Сатурн считали "иудейской звездой", поэтому появление звезды во время соединения Юпитера и Сатурна могло быть истолковано звездочетами как знак будущего рождения Царя Иудейского. Тем более что, по преданиям востока, такое соединение Юпитера и Сатурна предшествовало рождению Моисея, издревле почитаемого не только иудеями. Соединения Юпитера и Сатурна происходят раз примерно в двадцать лет и действительно, в 7 г. до н.э. Юпитер и Сатурн трижды соединялись в знаке Рыб, а поскольку именно изображение рыбы (и греческое написание этого слова) являлось тайным символом ранних христиан, то предположение Иоганна Кеплера поддерживалось многими исследователями.
В 1977 году английские астрономы Д.Кларк, Дж.Паркинсон и Ф.Стефенсон провели анализ китайских и корейских астрономических хроник за период с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э. и отождествили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней вспышкой яркой новой звезды весной 5 г.до н.э., причем им удалось довольно точно установить ее небесные координаты. В 5 г. до н.э. эта Вифлеемская звезда находилась в созвездии Овна. Соединение же 7 года до н.э. было не ближе диаметра луны.
2.4.2. История европейского календаря в ранне-христианский период и средние века
Вечный лунно-солнечный церковный календарь происходит скорее из египетского календаря, а не из юлианского, как принято считать.
Согласно египетской традиции, у александрийских христиан летоисчисление велось по годам правления императоров. 1 тота 1 года эры Диоклетиана (284-305) египетского календаря стало первым днем не только солнечного, но и первым днем первого года 19-летнего лунного цикла. Вероятно, именно поэтому эра императора Диоклетиана, несмотря на то, что Диоклетиан жестоко преследовал христиан, стала постоянной эрой и александрийских христиан. Правда, они, помня об отношении Диоклетиана к христианам, называли эту эру "эрой мучеников". Коптские христиане в Египте, Эфиопии и Судане до сих пор ведут свое летоисчисление и свой календарь, известный как "календарь мучеников".
Празднование христианской пасхи в одно и то же время не сразу установилось во всем христианском мире. Малоазиатские христиане праздновали свою пасху вместе с евреями 15 нисана независимо от того, на какой день недели приходилось это число. Другие же церкви, и в том числе самые влиятельные – Римская и Александрийская, считали, что христианская пасха должна праздноваться только в воскресенье. Но в какое именно воскресенье - об этом они долго не могли договориться. Александрийская церковь отмечала пасху в период с 22 марта по 25 апреля, а Римская - с 20 марта по 21 апреля, расхождение доходило до нескольких недель (вероятно, из-за того, что новолуние в Риме происходит на неделю раньше). Константин I Великий (римский император, принявший христианство государственной религией) в 325 г. в Никее (теперь г. Извик на северо-западе Турции) собрал первый Вселенский собор. Среди вопросов был и устранение разногласий по поводу празднования Пасхи. Принятое на нем решение обязывало всех христиан отмечать пасху только в воскресенье и по правилам александрийской церкви (правда, как именно неизвестно, документы не сохранились), дату празднования Пасхи в первые годы после собора устанавливал Патриарх Александрийский.
По этим правилам пасха должна праздноваться в первое воскресенье после пасхального полнолуния. За официальный день весеннего равноденствия было принято 21 марта, так как на это число приходился день весеннего равноденствия в год проведения Никейского собора.
Как отмечается в различных источниках, Никейский собор не решил разногласий между церквями. Уже на следующий год после Никейского собора, т.е. в 326 году, а также в 330, 333, 340, 341, 343 гг., римляне праздновали пасху не в один день с александрийцами.[1]
Первые расчеты дней празднования пасхи в соответствии с решениями Никейского собора сделал патриарх Александрии Феофил. По его канону, который начинался с 380 г. и был расписан на 100 лет, годы не были отнесены к какой-либо эре, а обозначались порядковыми номерами.
Еще до окончания действия этого канона новый канон был составлен преемником Феофила на патриаршем престоле Кириллом Александрийским.
Этот канон был расписан по годам эры императора Диоклетиана. Распределение 235 реальных лунных месяцев длительностью по 29 и 30 дней в 19 реальных солнечных годах по юлианскому календарю произвел Созиген - создатель юлианского календаря[2,4]. На основе этого распределения Кирилл Александрийский составил Вечный лунно-солнечный церковный календарь, началом которого было 1 тота 1 года эры Диоклетиана (29 августа 284 г. нашей эры), и, считая цикл Метона абсолютно точным, написал 95-летний пасхальный канон на 153-247 гг. эры Диоклетиана (437 - 531 гг. нашей эры).
Римская же церковь продолжала использовать 84-летний цикл, который был менее точен, чем александрийский, и не всегда давал правильную дату пасхи. Этот факт подтверждается пасхальной таблицей Римской церкви.
Кроме того, Римляне предполагали, что равноденствие происходит 18 марта, в то время как александрийцы считали, что оно случается 21 марта (из-за разницы в широте). Наконец, римляне не праздновали пасху на следующий день, если полнолуние приходилось на субботу.
Окончательно проблема была решена только в 6 веке, когда Римской церкви необходимо было составить пасхальные таблицы на новый период. Около 525 г. н.э. монах Дионисий Малый (Dionysius Exiguus, скиф по происхождению) был приглашен папой Иоанном I чтобы подготовить вычисления даты пасхи. Дионисий Малый продолжил канон Кирилла Александрийского, т.е. применил для своей пасхалии 19-летний александрийский лунный цикл Метона вместо применявшегося до этого западной церковью 8-летнего лунного цикла. Поэтому с того времени до 1582 г. (года введения григорианского календаря) западная и восточные церкви праздновали пасху в одно и то же время. Фактически Дионисий Малый создал календарь, используемый и сейчас в православии. "Пасхальные таблицы и правила Дионисия никогда не были санкционированы ни папой, ни собором, а утвердились просто как наиболее рациональное решение сложного и волновавшего тогда умы вопроса" [6, с. 150].
Отметим, что исторически некоторые страны использовали для вычисления Пасхи астрономическое полнолуние вместо официального (21 марта). Это было, например, в Германских протестантских государствах в 1700-1776, в Швеции в 1740-1844 и в Дании в 17 веке.
Отправными точками являются данные Нового завета. Самые значимые из них приводятся ниже. Остальные имеют более косвенный характер.
О времени рождения Иисуса Христа говорится следующее:
"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: “Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему." (Матфей 2:1-2);
"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова" (Лука 2:1-4).
О возрасте Христа в Евангелиях говорится: "Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати" (Лука 3:23). Христос начал проповедовать "В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее" (Лука 3:1); что проповедовал он "три года и что арестовали его в дни празднования еврейской пасхи (песах – праздник исхода евреев из Египта). Ее празднование начинается с 14 на 15 день весеннего месяца нисан, после пасхального полнолуния (полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия или непосредственно в этот день). После суда, который вершил Понтий Пилат, Христос был казнен в пятницу, "воскреснув рано в первый день недели" (Марк 16:9).
2.4.1.2. Исторические факты
1.Единственная перепись, правда, не населения, а имущества при императоре Августе проводилась в 7 г. нашей эры (Август был императором Римской империи с 27 г. до н.э. по 14 г. н.э.) Назарет появился только в конце 1-го начале 2-го века н.э. Квириний стал правителем Сирии в 7 г.
2. Царь Иудеи Ирод Великий родился в 73 до н.э., скончался в 4 г. до н. э.
3. Понтий Пилат был прокуратором Иудеи с 26 по 36 гг.
4. Пятнадцатый год правления императора Тиберия был в 29 году (Тиберий был римским императором в 14-37 гг.)
Отсюда видно, что исходя из указаний библии точную дату рождения установить невозможно. Дата переписи имущества была позже смерти Ирода на 10 лет, а библия указывает на одновременность этих двух событий с рождением.
Необходимо отметить, что многие факты из библии противоречат укладу жизни Иудеи того времени и историческим фактам. Это дает основания предположить, что авторы евангелий не были сами участниками событий. Например: "И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине" (Лука, 23:45). За триста лет до рождения Иисуса завеса уже состояла из двух частей как символ Второго Храма, тем более нет никаких упоминаний о затмениях.
Однако, принимая во внимание всю совокупность данных, можно говорить о достаточной обоснованности выбора года рождения Иисуса. Впервые такие вычисления были произведены Дионисием Младшим в 7 веке, к сожалению, его вычисления не сохранились.
2.4.1.3. Вифлеемская звезда и астрономические факты
В 1604 году Кеплер наблюдал за сближением Марса, Юпитера и Сатурна. 26 сентября Марс соединился с Сатурном, а 9 октября с Юпитером.
10 октября Кеплер обнаружил между Юпитером и Сатурном, когда они отстояли на 9 градусов, новую звезду с яркостью Юпитера. Кеплер тщательно наблюдал ее, пока она не была скрыта солнечным блеском на следующий год, позже Кеплер описал ее в книге De Stella Nova in Pede Serpentarti. В 1614 году Кеплер опубликовал свои выводы – такое же тройное соединение в 7 г. н.э. совпало с появлением новой (или сверхновой) звезды в 7-6 гг. до н.э., которая могла являться вифлеемской звездой волхвов. Такое событие вряд ли осталось незамеченным астрономами и астрологами того времени. С древнейших времен Юпитер называли "звездой королей", а Сатурн считали "иудейской звездой", поэтому появление звезды во время соединения Юпитера и Сатурна могло быть истолковано звездочетами как знак будущего рождения Царя Иудейского. Тем более что, по преданиям востока, такое соединение Юпитера и Сатурна предшествовало рождению Моисея, издревле почитаемого не только иудеями. Соединения Юпитера и Сатурна происходят раз примерно в двадцать лет и действительно, в 7 г. до н.э. Юпитер и Сатурн трижды соединялись в знаке Рыб, а поскольку именно изображение рыбы (и греческое написание этого слова) являлось тайным символом ранних христиан, то предположение Иоганна Кеплера поддерживалось многими исследователями.
В 1977 году английские астрономы Д.Кларк, Дж.Паркинсон и Ф.Стефенсон провели анализ китайских и корейских астрономических хроник за период с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э. и отождествили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней вспышкой яркой новой звезды весной 5 г.до н.э., причем им удалось довольно точно установить ее небесные координаты. В 5 г. до н.э. эта Вифлеемская звезда находилась в созвездии Овна. Соединение же 7 года до н.э. было не ближе диаметра луны.
2.4.2. История европейского календаря в ранне-христианский период и средние века
Вечный лунно-солнечный церковный календарь происходит скорее из египетского календаря, а не из юлианского, как принято считать.
Согласно египетской традиции, у александрийских христиан летоисчисление велось по годам правления императоров. 1 тота 1 года эры Диоклетиана (284-305) египетского календаря стало первым днем не только солнечного, но и первым днем первого года 19-летнего лунного цикла. Вероятно, именно поэтому эра императора Диоклетиана, несмотря на то, что Диоклетиан жестоко преследовал христиан, стала постоянной эрой и александрийских христиан. Правда, они, помня об отношении Диоклетиана к христианам, называли эту эру "эрой мучеников". Коптские христиане в Египте, Эфиопии и Судане до сих пор ведут свое летоисчисление и свой календарь, известный как "календарь мучеников".
Празднование христианской пасхи в одно и то же время не сразу установилось во всем христианском мире. Малоазиатские христиане праздновали свою пасху вместе с евреями 15 нисана независимо от того, на какой день недели приходилось это число. Другие же церкви, и в том числе самые влиятельные – Римская и Александрийская, считали, что христианская пасха должна праздноваться только в воскресенье. Но в какое именно воскресенье - об этом они долго не могли договориться. Александрийская церковь отмечала пасху в период с 22 марта по 25 апреля, а Римская - с 20 марта по 21 апреля, расхождение доходило до нескольких недель (вероятно, из-за того, что новолуние в Риме происходит на неделю раньше). Константин I Великий (римский император, принявший христианство государственной религией) в 325 г. в Никее (теперь г. Извик на северо-западе Турции) собрал первый Вселенский собор. Среди вопросов был и устранение разногласий по поводу празднования Пасхи. Принятое на нем решение обязывало всех христиан отмечать пасху только в воскресенье и по правилам александрийской церкви (правда, как именно неизвестно, документы не сохранились), дату празднования Пасхи в первые годы после собора устанавливал Патриарх Александрийский.
По этим правилам пасха должна праздноваться в первое воскресенье после пасхального полнолуния. За официальный день весеннего равноденствия было принято 21 марта, так как на это число приходился день весеннего равноденствия в год проведения Никейского собора.
Как отмечается в различных источниках, Никейский собор не решил разногласий между церквями. Уже на следующий год после Никейского собора, т.е. в 326 году, а также в 330, 333, 340, 341, 343 гг., римляне праздновали пасху не в один день с александрийцами.[1]
Первые расчеты дней празднования пасхи в соответствии с решениями Никейского собора сделал патриарх Александрии Феофил. По его канону, который начинался с 380 г. и был расписан на 100 лет, годы не были отнесены к какой-либо эре, а обозначались порядковыми номерами.
Еще до окончания действия этого канона новый канон был составлен преемником Феофила на патриаршем престоле Кириллом Александрийским.
Этот канон был расписан по годам эры императора Диоклетиана. Распределение 235 реальных лунных месяцев длительностью по 29 и 30 дней в 19 реальных солнечных годах по юлианскому календарю произвел Созиген - создатель юлианского календаря[2,4]. На основе этого распределения Кирилл Александрийский составил Вечный лунно-солнечный церковный календарь, началом которого было 1 тота 1 года эры Диоклетиана (29 августа 284 г. нашей эры), и, считая цикл Метона абсолютно точным, написал 95-летний пасхальный канон на 153-247 гг. эры Диоклетиана (437 - 531 гг. нашей эры).
Римская же церковь продолжала использовать 84-летний цикл, который был менее точен, чем александрийский, и не всегда давал правильную дату пасхи. Этот факт подтверждается пасхальной таблицей Римской церкви.
Кроме того, Римляне предполагали, что равноденствие происходит 18 марта, в то время как александрийцы считали, что оно случается 21 марта (из-за разницы в широте). Наконец, римляне не праздновали пасху на следующий день, если полнолуние приходилось на субботу.
Окончательно проблема была решена только в 6 веке, когда Римской церкви необходимо было составить пасхальные таблицы на новый период. Около 525 г. н.э. монах Дионисий Малый (Dionysius Exiguus, скиф по происхождению) был приглашен папой Иоанном I чтобы подготовить вычисления даты пасхи. Дионисий Малый продолжил канон Кирилла Александрийского, т.е. применил для своей пасхалии 19-летний александрийский лунный цикл Метона вместо применявшегося до этого западной церковью 8-летнего лунного цикла. Поэтому с того времени до 1582 г. (года введения григорианского календаря) западная и восточные церкви праздновали пасху в одно и то же время. Фактически Дионисий Малый создал календарь, используемый и сейчас в православии. "Пасхальные таблицы и правила Дионисия никогда не были санкционированы ни папой, ни собором, а утвердились просто как наиболее рациональное решение сложного и волновавшего тогда умы вопроса" [6, с. 150].
Отметим, что исторически некоторые страны использовали для вычисления Пасхи астрономическое полнолуние вместо официального (21 марта). Это было, например, в Германских протестантских государствах в 1700-1776, в Швеции в 1740-1844 и в Дании в 17 веке.