Календари. История и современность.
2.4.3. Летоисчисление от сотворения мира
[2] Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры "от сотворения мира", или "от Адама", в которых период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка - 5501, фактически 5493 до н.э.), антиохийская (5969 год до н.э.) и более поздняя византийская.
В VI веке в Византии начала использоваться мировая эра с началом 1 марта 5508 года до н.э. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8). Именно византийская схема летосчисления была принята на Руси и использовалась вплоть до реформы Петра I. [2]
2.4.3. Летоисчисление от рождества Христова
Для своей пасхалии Дионисий Малый выбрал эру от года рождения Иисуса, вместо египетского календаря использовал юлианский. Видимо, для римлян использование эры Диоклетиана было нетрадиционно, вычисления же по эре от основания Рима были менее удобными. К тому же Диоклетиан был гонителем христиан.
Дионисий установил год рождения Иисуса 753 со дня основания Рима. На основании чего Дионисий выбрал именно эту дату неизвестно. Существует много гипотез по этому поводу.
Английский хронологист Беда (Bede 673-735) проверял расчеты Дионисия уже в 8 веке. Он же предложил датировать годы перед 754 AUC, используя термин "Before Christ" (до рождества Христова). У Беда 1 г. н.э. непосредственно шел после 1 г. до н.э. без нулевого года, поскольку в римском исчислении, используемом в то время в Европе, отсутствовало понятие нуля.
Беда один из первых обратил внимание на проблему о несоответствии календарного и астрономического весеннего равноденствия, которое в его время уже составило 3 дня.
Любопытно, что метод подсчета годов с года рождения Иисуса (официального), предложенный только с 6 века, дает номера года, кратные 4, совпадающими с юлианскими високосными годами. Возможно, это был хорошо обдуманный шаг Дионисия Малого.
2.4.4. Рождество
Точная дата также неизвестна и спорна. Католический мир и православная церковь отмечает 25 декабря, хотя и по разным календарям (по григорианскому календарю православное рождество приходится на 7 января).
Решение о праздновании рождения Иисуса 25 декабря было принято в 431 г. на Эфесском соборе для того, чтобы вытеснить отмечавшийся в этот же день праздник языческого бога Солнца Митры (БСЭ. 3-е изд. М., 1975, т. 22, с. 171). Число и месяц рождения Христа были названы церковью почти на сто лет раньше, чем год рождения.
2.4.5. Недостатки юлианского календаря
Юлианский календарь дает ошибку в 1 день за 128 лет. Поэтому каждые 128 лет дата равноденствия сдвигается на день назад по календарю.
Кроме того, по причине неточности метонова цикла, используемого в вечном солнечно-лунном календаре, действительные фазы Луны по отношению календарным отставали на 0,06135 суток = 1 ч 28 мин 20 с (т.е. на сутки каждые 310 лет).
Второй фактор касается расчета даты пасхи. Именно необходимость расчета пасхи привела к созданию более точного григорианского календаря.
Довольно часто Пасха праздновалась не в первое, а во второе воскресенье после истинного (астрономического) полнолуния. По словам П. Попова, "с течением веков накопляется и доселе накопилась со времени Никейского Собора значительная разница между исчисляемыми в церковной пасхалии и действительными фазами Луны, именно от 4 до 5 дней. Оттого-то нередко и бывает то, что случилось, например, в 1894 году, именно: по церковному счёту пасхальное полнолуние в этом году приходилось на 12 апреля и Пасха праздновалась 17 апреля; а действительное полнолуние было 8 апреля, в пятницу, по которому празднование Пасхи пришлось бы на 10-е апреля, то есть седмицею ранее, чем она праздновалась у нас на самом деле" (взято из [2]).
2.4.6. Православный календарь
Православие использует календарь Дионисия Малого, как соответствующий решениям Никейского собора. Несмотря на недостаточную точность юлианского календаря у православной церкви определенные взгляды на эту проблему [6]. Например, праздник пасхи, если вычислять его по григорианскому календарю, иногда может совпасть с еврейской пасхой, – вещь по христианским канонам недопустимая. Основной же аргумент основан на том факте, что невозможно полностью согласовать периоды Луны и Солнца - пасхальные полнолуния будут всегда уходить вперед по отношению к равноденствию. Стремление к математической точности ничего не дает с точки зрения празднования пасхи и других христианских праздников - здесь важны не точные даты, а сам порядок следования библейских событий. Переход же на григорианский стиль прерывает связь с первохристианской традицией и умаляет авторитет соборной церкви.
2.5. Григорианский календарь
Как отмечалось, Юлианский календарь недостаточно точен и дает ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г. весеннее равноденствие сместилось назад на (1582-325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника для христианского мира католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы.
В 1545 г. весеннее равноденствие, используемое для вычисления пасхи, сместилось на 10 дней; и в декабре, на открытии Тридентского собора (Council of Trent 1545-63) Павел III предложил предпринять действия для устранения ошибки. Однако, ни Павел III ни его преемники не получили нужного решения, собор в 1563 г. поручил папе Пию IV (1559-65) рассмотрение календарной реформы. Но он не смог принять окончательного решения, его сменил Пий V. Только пришедший в 1572 году Папа Григорий XIII, обнаружил большое число предложений и поручил издать буллу иезуитскому астроному Христофору Клавиусу (1537-1612), решив тем самым этот вопрос. Клавиус использовал предложения итальянского астронома и врача Луиджи Лильо (Aloysius Lilius; умер в 1576) из Перуджи, профессора медицины в местном университете. Представить проект папской комиссии сам Лильо не успел: даже легкое недомогание в ту эпоху превращалось в смертельную болезнь. Бумаги ученого доставил в Рим его брат. В 1603 Клавиус описал детали нового календаря в своей книге “Explication Romani Calendarii a Gregorio XIII P.M. restitui”.
Для исправления ошибки необходимо было совершить три шага:
1. Заменить юлианский календарь более точным;
2. Удалить дополнительные дни, добавленные юлианским календарем с начала его использования;
3. Заменить соотношения для вычисления пасхи.
Первый вопрос решался следующим образом. Тропический год аппроксимировался периодом в 365 97/400 = 365.2425 дней, что дает ошибку приблизительно в 1 день на 3300 лет. Это достигается распределением 97 високосных лет на 400 лет, а именно: каждый год кратный 4 является високосным (как в юлианском), кроме кратных 100, но за исключением кратных 400, которые остаются високосными. Например, 1700, 1800, 1900, 2100, и 2200 обычные, а 1600, 2000 и 2400 високосные годы.
Решение второй проблемы основано на факте, что 21 марта 325 года было равноденствие, когда проходил Никейский собор. Григорианский календарь откалиброван таким образом, чтобы равноденствие всегда приходилось на этот день.
Пропуск 10 дней в 1583 году синхронизировал Григорианский календарь с юлианским календарем 3 века (хотя можно было синхронизировать и с 1-ым веком?).
Григорианский календарь общепризнан в настоящее время. Он был введен буллой папы Григория XIII от 24 февраля 1582 года (обычно называемой "Inter gravissimas", по первым двум словам начала указа, что можно перевести как “Среди важнейших задач…”), утвердившей решение комиссии:
"Былo зaбoтoю нaшeю нe тoлькo вoccтaнoвить paвнoдeнcтвиe нa издpeвлe нaзнaчeннoм eмy мecтe, oт кoтopoгo co вpeмeни Hикeйcкoгo coбopa oнo oтcтyпилo нa дecять днeй пpиблизитeльнo, и 14 Лyнe вepнyть ee мecтo, oт кoтopoгo oнa нa чeтыpe и пять днeй oтxoдит, нo и ycтaнoвить тaкжe cпocoб и пpaвилa, кoтopыми бyдeт дocтигнyтo, чтoбы в бyдyщeм paвнoдeнcтвиe и 14 Лyнa co cвoиx мecт никoгдa нe cдвигaлиcь."
Также, всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 года 15 октября.
Уже на следующий год после реформы Григорий XIII направил Вселенскому Константинопольскому Патриарху Иеремии II посольство с дарами и предложением перейти на новый стиль. В конце 1583 года на соборе в Константинополе все эти предложения были отвергнуты, как не соответствующие каноническим правилам празднования Пасхи. К тому же Патриарх Иеремия II считал Григорианскую реформу одним из орудий завоевательной политики папства по отношению к Восточной Церкви.
Астрономом Вильямом Гершелем (1738-1822) была предложена лучшая аппроксимация продолжительности тропического года, равная 365969/4000 = 365.24225 дней. Это предписывает 969 високосных годов на каждые 4000 лет, что может быть достигнуто пропуском одного високосного года Григорианского календаря каждые 4000 лет. Например, годы делимые нацело на 4000. Это правило официально не принято.
[2] Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии.
В VI веке в Византии начала использоваться мировая эра с началом 1 марта 5508 года до н.э. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8). Именно византийская схема летосчисления была принята на Руси и использовалась вплоть до реформы Петра I. [2]
2.4.3. Летоисчисление от рождества Христова
Для своей пасхалии Дионисий Малый выбрал эру от года рождения Иисуса, вместо египетского календаря использовал юлианский. Видимо, для римлян использование эры Диоклетиана было нетрадиционно, вычисления же по эре от основания Рима были менее удобными. К тому же Диоклетиан был гонителем христиан.
Дионисий установил год рождения Иисуса 753 со дня основания Рима. На основании чего Дионисий выбрал именно эту дату неизвестно. Существует много гипотез по этому поводу.
Английский хронологист Беда (Bede 673-735) проверял расчеты Дионисия уже в 8 веке. Он же предложил датировать годы перед 754 AUC, используя термин "Before Christ" (до рождества Христова). У Беда 1 г. н.э. непосредственно шел после 1 г. до н.э. без нулевого года, поскольку в римском исчислении, используемом в то время в Европе, отсутствовало понятие нуля.
Беда один из первых обратил внимание на проблему о несоответствии календарного и астрономического весеннего равноденствия, которое в его время уже составило 3 дня.
Любопытно, что метод подсчета годов с года рождения Иисуса (официального), предложенный только с 6 века, дает номера года, кратные 4, совпадающими с юлианскими високосными годами. Возможно, это был хорошо обдуманный шаг Дионисия Малого.
2.4.4. Рождество
Точная дата также неизвестна и спорна. Католический мир и православная церковь отмечает 25 декабря, хотя и по разным календарям (по григорианскому календарю православное рождество приходится на 7 января).
Решение о праздновании рождения Иисуса 25 декабря было принято в 431 г. на Эфесском соборе для того, чтобы вытеснить отмечавшийся в этот же день праздник языческого бога Солнца Митры (БСЭ. 3-е изд. М., 1975, т. 22, с. 171). Число и месяц рождения Христа были названы церковью почти на сто лет раньше, чем год рождения.
2.4.5. Недостатки юлианского календаря
Юлианский календарь дает ошибку в 1 день за 128 лет. Поэтому каждые 128 лет дата равноденствия сдвигается на день назад по календарю.
Кроме того, по причине неточности метонова цикла, используемого в вечном солнечно-лунном календаре, действительные фазы Луны по отношению календарным отставали на 0,06135 суток = 1 ч 28 мин 20 с (т.е. на сутки каждые 310 лет).
Второй фактор касается расчета даты пасхи. Именно необходимость расчета пасхи привела к созданию более точного григорианского календаря.
Довольно часто Пасха праздновалась не в первое, а во второе воскресенье после истинного (астрономического) полнолуния. По словам П. Попова, "с течением веков накопляется и доселе накопилась со времени Никейского Собора значительная разница между исчисляемыми в церковной пасхалии и действительными фазами Луны, именно от 4 до 5 дней. Оттого-то нередко и бывает то, что случилось, например, в 1894 году, именно: по церковному счёту пасхальное полнолуние в этом году приходилось на 12 апреля и Пасха праздновалась 17 апреля; а действительное полнолуние было 8 апреля, в пятницу, по которому празднование Пасхи пришлось бы на 10-е апреля, то есть седмицею ранее, чем она праздновалась у нас на самом деле" (взято из [2]).
2.4.6. Православный календарь
Православие использует календарь Дионисия Малого, как соответствующий решениям Никейского собора. Несмотря на недостаточную точность юлианского календаря у православной церкви определенные взгляды на эту проблему [6]. Например, праздник пасхи, если вычислять его по григорианскому календарю, иногда может совпасть с еврейской пасхой, – вещь по христианским канонам недопустимая. Основной же аргумент основан на том факте, что невозможно полностью согласовать периоды Луны и Солнца - пасхальные полнолуния будут всегда уходить вперед по отношению к равноденствию. Стремление к математической точности ничего не дает с точки зрения празднования пасхи и других христианских праздников - здесь важны не точные даты, а сам порядок следования библейских событий. Переход же на григорианский стиль прерывает связь с первохристианской традицией и умаляет авторитет соборной церкви.
2.5. Григорианский календарь
Как отмечалось, Юлианский календарь недостаточно точен и дает ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г. весеннее равноденствие сместилось назад на (1582-325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника для христианского мира католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы.
В 1545 г. весеннее равноденствие, используемое для вычисления пасхи, сместилось на 10 дней; и в декабре, на открытии Тридентского собора (Council of Trent 1545-63) Павел III предложил предпринять действия для устранения ошибки. Однако, ни Павел III ни его преемники не получили нужного решения, собор в 1563 г. поручил папе Пию IV (1559-65) рассмотрение календарной реформы. Но он не смог принять окончательного решения, его сменил Пий V. Только пришедший в 1572 году Папа Григорий XIII, обнаружил большое число предложений и поручил издать буллу иезуитскому астроному Христофору Клавиусу (1537-1612), решив тем самым этот вопрос. Клавиус использовал предложения итальянского астронома и врача Луиджи Лильо (Aloysius Lilius; умер в 1576) из Перуджи, профессора медицины в местном университете. Представить проект папской комиссии сам Лильо не успел: даже легкое недомогание в ту эпоху превращалось в смертельную болезнь. Бумаги ученого доставил в Рим его брат. В 1603 Клавиус описал детали нового календаря в своей книге “Explication Romani Calendarii a Gregorio XIII P.M. restitui”.
Для исправления ошибки необходимо было совершить три шага:
1. Заменить юлианский календарь более точным;
2. Удалить дополнительные дни, добавленные юлианским календарем с начала его использования;
3. Заменить соотношения для вычисления пасхи.
Первый вопрос решался следующим образом. Тропический год аппроксимировался периодом в 365 97/400 = 365.2425 дней, что дает ошибку приблизительно в 1 день на 3300 лет. Это достигается распределением 97 високосных лет на 400 лет, а именно: каждый год кратный 4 является високосным (как в юлианском), кроме кратных 100, но за исключением кратных 400, которые остаются високосными. Например, 1700, 1800, 1900, 2100, и 2200 обычные, а 1600, 2000 и 2400 високосные годы.
Решение второй проблемы основано на факте, что 21 марта 325 года было равноденствие, когда проходил Никейский собор. Григорианский календарь откалиброван таким образом, чтобы равноденствие всегда приходилось на этот день.
Пропуск 10 дней в 1583 году синхронизировал Григорианский календарь с юлианским календарем 3 века (хотя можно было синхронизировать и с 1-ым веком?).
Григорианский календарь общепризнан в настоящее время. Он был введен буллой папы Григория XIII от 24 февраля 1582 года (обычно называемой "Inter gravissimas", по первым двум словам начала указа, что можно перевести как “Среди важнейших задач…”), утвердившей решение комиссии:
"Былo зaбoтoю нaшeю нe тoлькo вoccтaнoвить paвнoдeнcтвиe нa издpeвлe нaзнaчeннoм eмy мecтe, oт кoтopoгo co вpeмeни Hикeйcкoгo coбopa oнo oтcтyпилo нa дecять днeй пpиблизитeльнo, и 14 Лyнe вepнyть ee мecтo, oт кoтopoгo oнa нa чeтыpe и пять днeй oтxoдит, нo и ycтaнoвить тaкжe cпocoб и пpaвилa, кoтopыми бyдeт дocтигнyтo, чтoбы в бyдyщeм paвнoдeнcтвиe и 14 Лyнa co cвoиx мecт никoгдa нe cдвигaлиcь."
Также, всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 года 15 октября.
Уже на следующий год после реформы Григорий XIII направил Вселенскому Константинопольскому Патриарху Иеремии II посольство с дарами и предложением перейти на новый стиль. В конце 1583 года на соборе в Константинополе все эти предложения были отвергнуты, как не соответствующие каноническим правилам празднования Пасхи. К тому же Патриарх Иеремия II считал Григорианскую реформу одним из орудий завоевательной политики папства по отношению к Восточной Церкви.
Астрономом Вильямом Гершелем (1738-1822) была предложена лучшая аппроксимация продолжительности тропического года, равная 365969/4000 = 365.24225 дней. Это предписывает 969 високосных годов на каждые 4000 лет, что может быть достигнуто пропуском одного високосного года Григорианского календаря каждые 4000 лет. Например, годы делимые нацело на 4000. Это правило официально не принято.