Календари. История и современность.
5. Календарь Французской революции
Календарь Французской революции (или республиканский) был введен во Франции 24 ноября 1793 года и отменен 1 января 1806. Он использовался кратковременно снова во время Парижской коммуны в 1871.
По своей структуре он напоминает египетский календарь. Год состоял из 365 или 366 дней, деленных на 12 месяцев по 30 дней после которых шло 5 или 6 дополнительных дней. Месяцы назывались:
1. Vendemiaire Вандемьер (месяц сбора винограда) 7. Germinal Жерминаль (месяц произрастания)
2. Brumaire Брюмер (туманный) 8. Floreal Флореаль (месяц цветения)
3. Frimaire Фример (морозный) 9. Prairial Прериаль (месяц лугов)
4. Nivose Нивоз (снежный) 10. Messidor Массидор (месяц жатвы)
5. Pluviose Плювиоз (дождливый) 11. Thermidor Термидор (жаркий)
6. Ventose Вентоз (ветреный) 12. Fructidor Фрюктидор (плодоносный)
Каждый месяц делился на 3 декады по 10 дней с одним днем отдыха в конце. Это была попытка дехристианизировать календарь. Естественно, увеличение рабочей недели было непопулярно в народе. Дни декады назывались соответственно Primidi, Duodi, Tridi, Quartidi, Quintidi, Sextidi, Septidi, Octidi, Nonidi, Decadi.
Каждый год начинался в осеннее равноденствие (около 22 сентября).
5 или 6 дополнительных дней следующих за последним днем фрюктидора назывались:
1. Jour de la vertu (Virtue Day) день Подвигов;
2. Jour du genie (Genius Day) день Гения;
3. Jour du travail (Labour Day) день Труда;
4. Jour de l'opinion (Reason Day) день Мнений;
5. Jour des recompenses (Rewards Day) день Наград;
6. Jour de la revolution (Revolution Day) день Революции (високосный день).
Эти дни также называли “санкюлотиды” (беспорточники), в память о бедняках из революционных отрядов. “Для нас, революционеров-патриотов, дорого это прозвище, прославленное свободой”, – сказал поэт Фарб д’Эглантин. Он же придумал названия праздников и месяцев, новые и поэтичные.
6.1. Летоисчисление
Годы отсчитываются с установления первой Французской республики 22 сентября 1792. Этот день стал 1 Вандемьера 1-го года Республики (хотя календарь был введен только 24 ноября 1793).
6. История летоисчисления в России
Не было материалов о летоисчислении в дохристианскую эпоху в Киевской Руси.
Согласно [2], cо времен Владимира Киевская Русь использовала византийскую эру от сотворения Адама, которое произошло 1 марта 1 года творения, в пятницу.
Уже в повести временных лет используется юлианский календарь с византийской эрой и римскими названиями месяцев.
Древнерусские названия месяцев сохранились в украинском языке.
В дохристианский период на Руси суббота и воскресенье называлось – преднедельник и неделя (или седмица) соответственно. Неделя – день, когда “не делают” – день отдыха.
Как произошел переход празднования нового года с марта на сентябрь, точно установить не удалось. Известно, что до 1492 г. гражданский год начинался с 1-го марта, а церковный с 1-го сентября.
1492 г. был 7000 годом от сотворения мира. Согласно [3] царь Иван III не посчитался с традициями и перенес начало нового года на 1 сентября. (?)
Два века Новый Год отмечался в Российском государстве 1-го сентября.
Петр I решил сравнять Российское летоисчисление с европейским, и предписал вместо 1 января 7208 г. "oт сотворения мира" считать 1 января 1700 г. "от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа". Так же был перенесен гражданский новый год на 1 января. Год 1699-й был для России самым коротким: с сентября по декабрь, т. е. 4 месяца. Впрочем, не желая конфликтов с приверженцами старины и церковью, в указе царь сделал оговорку: “А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду свободно".
6.1. Переход на григорианский стиль
Князь Ливен, министр народного просвещения, писал в 1830 г., что "вследствие невежества народных масс неудобства, сопряженные с реформою, далеко превысят ожидаемые выгоды".
Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 г. после 31 января шло уже не 1 февраля, а сразу 14-е.
7. Восточный (китайский) календарь
Восточный календарь, действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена полулегендарного императора Хуан-ди в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.
Она основана на астрономических циклах Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы. Наиболее важным для жизни кочевников, а в те времена основными народами Востока были кочевые племена, считался 12-летний период Юпитера. Древние китайцы и японцы верили, что нормальное движение Юпитера приносит блага и добродетели.
Разделив путь Юпитера на двенадцать равных частей и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл. Легенда гласит, что все животные были приглашены Буддой на празднование первого Нового года. Поскольку прибыло только двенадцать, Будда решил дать их названия годам, чтобы каждый человек, рожденный в год определенного животного, приобретал черты характера этого животного, как хорошие, так и плохие.
За шестьдесят лет Юпитер совершает пять оборотов. Это число соответствовало мировоззрению китайской натурфилософии. Цифра пять являлась символом пяти элементов природы - дерева, огня, металла (золото), воды, земли, которым соответствуют цветовые обозначения (синий, красный, желтый, белый, черный).
Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла ("земные ветви"), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла "стихий" ("небесные ветви"): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии).
Такая цикличность кратная 60-ти в древнем Китае была распространена на счет времени суток, недель и месяцев. Сутки делились на 12 двойных часов, каждому из которых соответствует животное китайского зодиака (так же определялись и месяцы).
Небесные ветви (непереводимо):
1. Jia 6. Ji
2. Yi 7. Geng
3. Bing 8. Xin
4. Ding 9. Ren
5. Wu 10. Gui
Земные побеги и соответстующие знаки Зодиака:
1. zi крыса 7. Wu лошадь
2. chou бык 8. Wei овца
3. yin тигр 9. Shen обезьяна
4. mao заяц, кролик 10. You петух
5. chen дракон 11. xu собака
6. si змея 12. Hai свинья
Каждая из двух компонент используется последовательно. Т.е., для следующего года нужно взять следующий знак зодиака и следующую стихию.
Китайский календарь, как и иудейский, – комбинированный солнечно-лунный, поэтому у них много общего:
- Обычный год имеет 12 месяцев, високосный 13.
- Обычный год имеет 353, 354 или 355 дней, високосный 383, 384 или 385 дней.
Новолуние – первый день месяца. В китайском календаре новолуние определяется полным соединением с солнцем, а не когда появляется видимый серп луны, как в исламском и иудейском.
Номера месяцев определяются следующим образом: Определяется дата, когда долгота солнца кратна 30 градусам (0 – весеннее равноденствие, 90 – летнее солнцестояние, 180 – осеннее равноденствие и 270 – зимнее солнцестояние) Эти даты называются основными периодами (Principal Terms) и используются для определения номера месяца:
Основной период Долгота солнца (градусов)
1 330
2 0
3 30
… ...
12 300
Каждый месяц получает номер основного периода для этого месяца. В случаях когда месяц содержит два периода – нумерация сдвигается. Например, месяц содержит период 1 и 2 будет нумерован 1, а следующий 2. Период 11 (зимнее солнцестояние) всегда приходится на 11 месяц.
Для определения високосного годя, имеющего 13 месяцев, вычисляется число новолуний между 11-ым месяцем года и 11 месяцем следующего года. Если в интервал попадает 12 полных месяцев - это високосный год. В этом случае, по крайней мере, один месяц не будет содержать главного периода. Первый из таких месяцев и объявляется високосным. Он нумеруется таким же номером как предыдущий, но с уточнением, что это дополнительный месяц.
Все астрономические вычисления проводятся для 120 меридиана восточной долготы. Это примерно соответствует восточному побережью Китая.
7.1. Начало года
В лунно-солнечно-юпитерном календаре Вьетнама, Китая, Японии Новый год всегда в промежутке между 21 января и 20 февраля.
7.2. Летоисчисление
Китайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. Годы имеют имена, которые повторяются каждые 60 лет.
Исторически, года отсчитывались с года вступления императора на престол, что было упразднено после революции 1911 года. Перед революцией, Сун Ят-сен (Sun Yat-sen) решил установить республиканскую альтернативу имперским эрам правления. В соответствии с китайской традицией, первый год правления Желтого императора Хуан-ди был 2698 до н.э. Альтернативная система основана на том, что первая историческая запись о начале 60-дневного цикла была сделана 8 марта 2637 до н.э.
Эта дата считается датой изобретения календаря, и все циклы отсчитываются с этой даты.
7.3. История китайского календаря
В Китае календарь был священным документом, поддерживаемом правящим монархом. Более чем 2 тысячелетия департамент астрономии делал астрономические наблюдения, вел расчеты астрономических событий, готовил астрологические предсказания. Кроме того, удачный календарь способствовал не только практическим целям, но и подтверждал согласие между небом и империей.
Анализируя сохранившиеся астрономические записи на костях, по которым в Древнем Китае осуществляли гадания и предсказания, обнаруживают в Китае лунно-солнечный календарь с интеркаляцией лунных месяцев, восходящий к династии Шанг XIV века до н.э. Были разработаны различные схемы интеркаляции в ранних версиях календаря, включая 19-летний и 76-летний цикл фаз луны известные на западе как метонический и каллиптический циклы.
С самых ранних записей начало года приходилось на новолуние около зимнего солнцестояния. Однако выбор месяца для начала гражданского года варьировался со временем и территориально. В конце второго столетия до н.э. календарная реформа установила практику продолжающуюся до сих пор, которая требует, чтобы зимнее солнцестояние всегда приходилось на 11-ый месяц года. Эта реформа также систему интеркаляции, в которой новолуния сравнивались в 24 солнечными периодами. Однако вычисления основывались на усредненном движении, выводимом из циклических соотношений. Неравенства для вычисления движения луны были применены не ранее 7 века нашей эры, но солнечная средняя долгота использовалась для вычисления солнечных периодов до 1644 г.
Хотя эры отсчитывались от начала правления нового императора,
Император мог также объявить новую эру произвольно во время своего правления. Это делалось, чтобы восстановить нарушенную связь между небом и землей, персонифицированную императором. Новая эра могла свидетельствовать о смерти императора, стихийных бедствиях, или неудачи астрономов при предсказании астрономических событий. В последнем случае, эра могла отмечать введение новой астрономической или календарной модели.
Циклы кратные 60 использовались для подсчета лет, месяцев, дней и долей суток, используя набор небесных ветвей и земных побегов.
Использование 60-дневного цикла наблюдается в самых ранних астрономических записях. 60-летний цикл был введен только в первом веке н.э. или немного раньше. Хотя такой подсчет дней перестал употребляться в настоящее время, он все еще табулируется в календарях. Западные астрономические теории проникали в Китай с иезуитскими миссионерами в 17-ом веке.
7.4. Какой сейчас год по китайскому календарю?
Текущий цикл начался 2 февраля 1984 г (китайский год 4693). Эта дата бинг-юин в 60-дневном цикле, и месяц гуи-чоу в 60-месячном цикле.
7.5. Японский календарь
Основан на традиционном китайском календаре. Счет ведется по 12 зодиакальным животным или "12 небесным ветвям" (дзюниси). Параллельно им счет идет также и по "10 земным побегам" (дзиккан) - старшим и младшим символам природных элементов (Дерево, Огонь, Земля, Золото, Вода):
Год Животные (дзюниси) Элементы (дзиккан) Название года
1 Нэ (Мышь) Ки-но-Э (Старшее Дерево) Ки-но-Э-Нэ
2 Уси (Бык) Ки-но-То (Младшее Дерево) Ки-но-То-Уси
3 Тора (Тигр) Хи-но-Э (Старший Огонь) Хи-но-Э-Тора
4 У (Заяц) Хи-но-То (Младший Огонь) Хи-но-То-У
5 Тацу (Дракон) Цути-но-Э (Старшая Земля) Цути-но-Э-Тацу
6 Ми (Змея) Цути-но-То (Младшая Земля) Цути-но-То-Ми
7 Ума (Лошадь) Ка-но-Э (Старшее Золото) Ка-но-Э-Ума
8 Хицудзи (Овца) Ка-но-То (Младшее Золото) Ка-но-То-Хицудзи
9 Сару (Обезьяна) Мидзу-но-Э (Старшая Вода) Мидзу-но-Э-Сару
10 Тори (Петух) Мидзу-но-То (Младшая Вода) Мидзу-но-То-Тори
11 Ину (Собака) Ки-но-Э (Старшее Дерево) Ки-но-Э-Ину
12 И (Кабан) Ки-но-То (Младшее Дерево) Ки-но-То-И
13 Нэ (Крыса) Хи-но-Э (Старший Огонь) Хи-но-Э-Нэ
И так далее…
Шестидесятилетнему юбилею (канрэки) в Японии придается особое значение.
7.5.1. Летоисчисление
Это также китайское изобретение. Каждый император, восходя на престол, утверждает девиз, под которым будет проходить его правление. В древние времена император иногда менял девиз, если начало правления было неудачным.
В любом случае, начало действия девиза императора считается первым годом нового правления, и с него начинается новая эпоха - период правления под этим девизом. Все девизы уникальны, поэтому их можно использовать как универсальную шкалу летоисчисления.
Эпоха "Хэйсэй" (Мир и Спокойствие), как и правление императора Акихито, началась в 1989 году. Соответственно, 2000 год - 12 год эпохи Хэйсэй.
Во времена реставрации Мэйдзи (1868 год) была введена единая система японского летоисчисления, берущая свое начало в 660 году до н.э. - легендарной дате основания императором Дзимму японского государства.
Активно эта система использовалась только до конца Второй Мировой войны.
Источник: roadfork.narod.ru
© Calendarium, 2009 Андрей Лысенко
Сайт открыт 14.03.2002 Все записи "Календарь. История и современность" взяты с данного сайта
Календарь Французской революции (или республиканский) был введен во Франции 24 ноября 1793 года и отменен 1 января 1806. Он использовался кратковременно снова во время Парижской коммуны в 1871.
По своей структуре он напоминает египетский календарь. Год состоял из 365 или 366 дней, деленных на 12 месяцев по 30 дней после которых шло 5 или 6 дополнительных дней. Месяцы назывались:
1. Vendemiaire Вандемьер (месяц сбора винограда) 7. Germinal Жерминаль (месяц произрастания)
2. Brumaire Брюмер (туманный) 8. Floreal Флореаль (месяц цветения)
3. Frimaire Фример (морозный) 9. Prairial Прериаль (месяц лугов)
4. Nivose Нивоз (снежный) 10. Messidor Массидор (месяц жатвы)
5. Pluviose Плювиоз (дождливый) 11. Thermidor Термидор (жаркий)
6. Ventose Вентоз (ветреный) 12. Fructidor Фрюктидор (плодоносный)
Каждый месяц делился на 3 декады по 10 дней с одним днем отдыха в конце. Это была попытка дехристианизировать календарь. Естественно, увеличение рабочей недели было непопулярно в народе. Дни декады назывались соответственно Primidi, Duodi, Tridi, Quartidi, Quintidi, Sextidi, Septidi, Octidi, Nonidi, Decadi.
Каждый год начинался в осеннее равноденствие (около 22 сентября).
5 или 6 дополнительных дней следующих за последним днем фрюктидора назывались:
1. Jour de la vertu (Virtue Day) день Подвигов;
2. Jour du genie (Genius Day) день Гения;
3. Jour du travail (Labour Day) день Труда;
4. Jour de l'opinion (Reason Day) день Мнений;
5. Jour des recompenses (Rewards Day) день Наград;
6. Jour de la revolution (Revolution Day) день Революции (високосный день).
Эти дни также называли “санкюлотиды” (беспорточники), в память о бедняках из революционных отрядов. “Для нас, революционеров-патриотов, дорого это прозвище, прославленное свободой”, – сказал поэт Фарб д’Эглантин. Он же придумал названия праздников и месяцев, новые и поэтичные.
6.1. Летоисчисление
Годы отсчитываются с установления первой Французской республики 22 сентября 1792. Этот день стал 1 Вандемьера 1-го года Республики (хотя календарь был введен только 24 ноября 1793).
6. История летоисчисления в России
Не было материалов о летоисчислении в дохристианскую эпоху в Киевской Руси.
Согласно [2], cо времен Владимира Киевская Русь использовала византийскую эру от сотворения Адама, которое произошло 1 марта 1 года творения, в пятницу.
Уже в повести временных лет используется юлианский календарь с византийской эрой и римскими названиями месяцев.
Древнерусские названия месяцев сохранились в украинском языке.
В дохристианский период на Руси суббота и воскресенье называлось – преднедельник и неделя (или седмица) соответственно. Неделя – день, когда “не делают” – день отдыха.
Как произошел переход празднования нового года с марта на сентябрь, точно установить не удалось. Известно, что до 1492 г. гражданский год начинался с 1-го марта, а церковный с 1-го сентября.
1492 г. был 7000 годом от сотворения мира. Согласно [3] царь Иван III не посчитался с традициями и перенес начало нового года на 1 сентября. (?)
Два века Новый Год отмечался в Российском государстве 1-го сентября.
Петр I решил сравнять Российское летоисчисление с европейским, и предписал вместо 1 января 7208 г. "oт сотворения мира" считать 1 января 1700 г. "от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа". Так же был перенесен гражданский новый год на 1 января. Год 1699-й был для России самым коротким: с сентября по декабрь, т. е. 4 месяца. Впрочем, не желая конфликтов с приверженцами старины и церковью, в указе царь сделал оговорку: “А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду свободно".
6.1. Переход на григорианский стиль
Князь Ливен, министр народного просвещения, писал в 1830 г., что "вследствие невежества народных масс неудобства, сопряженные с реформою, далеко превысят ожидаемые выгоды".
Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 г. после 31 января шло уже не 1 февраля, а сразу 14-е.
7. Восточный (китайский) календарь
Восточный календарь, действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена полулегендарного императора Хуан-ди в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.
Она основана на астрономических циклах Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы. Наиболее важным для жизни кочевников, а в те времена основными народами Востока были кочевые племена, считался 12-летний период Юпитера. Древние китайцы и японцы верили, что нормальное движение Юпитера приносит блага и добродетели.
Разделив путь Юпитера на двенадцать равных частей и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл. Легенда гласит, что все животные были приглашены Буддой на празднование первого Нового года. Поскольку прибыло только двенадцать, Будда решил дать их названия годам, чтобы каждый человек, рожденный в год определенного животного, приобретал черты характера этого животного, как хорошие, так и плохие.
За шестьдесят лет Юпитер совершает пять оборотов. Это число соответствовало мировоззрению китайской натурфилософии. Цифра пять являлась символом пяти элементов природы - дерева, огня, металла (золото), воды, земли, которым соответствуют цветовые обозначения (синий, красный, желтый, белый, черный).
Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла ("земные ветви"), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла "стихий" ("небесные ветви"): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии).
Такая цикличность кратная 60-ти в древнем Китае была распространена на счет времени суток, недель и месяцев. Сутки делились на 12 двойных часов, каждому из которых соответствует животное китайского зодиака (так же определялись и месяцы).
Небесные ветви (непереводимо):
1. Jia 6. Ji
2. Yi 7. Geng
3. Bing 8. Xin
4. Ding 9. Ren
5. Wu 10. Gui
Земные побеги и соответстующие знаки Зодиака:
1. zi крыса 7. Wu лошадь
2. chou бык 8. Wei овца
3. yin тигр 9. Shen обезьяна
4. mao заяц, кролик 10. You петух
5. chen дракон 11. xu собака
6. si змея 12. Hai свинья
Каждая из двух компонент используется последовательно. Т.е., для следующего года нужно взять следующий знак зодиака и следующую стихию.
Китайский календарь, как и иудейский, – комбинированный солнечно-лунный, поэтому у них много общего:
- Обычный год имеет 12 месяцев, високосный 13.
- Обычный год имеет 353, 354 или 355 дней, високосный 383, 384 или 385 дней.
Новолуние – первый день месяца. В китайском календаре новолуние определяется полным соединением с солнцем, а не когда появляется видимый серп луны, как в исламском и иудейском.
Номера месяцев определяются следующим образом: Определяется дата, когда долгота солнца кратна 30 градусам (0 – весеннее равноденствие, 90 – летнее солнцестояние, 180 – осеннее равноденствие и 270 – зимнее солнцестояние) Эти даты называются основными периодами (Principal Terms) и используются для определения номера месяца:
Основной период Долгота солнца (градусов)
1 330
2 0
3 30
… ...
12 300
Каждый месяц получает номер основного периода для этого месяца. В случаях когда месяц содержит два периода – нумерация сдвигается. Например, месяц содержит период 1 и 2 будет нумерован 1, а следующий 2. Период 11 (зимнее солнцестояние) всегда приходится на 11 месяц.
Для определения високосного годя, имеющего 13 месяцев, вычисляется число новолуний между 11-ым месяцем года и 11 месяцем следующего года. Если в интервал попадает 12 полных месяцев - это високосный год. В этом случае, по крайней мере, один месяц не будет содержать главного периода. Первый из таких месяцев и объявляется високосным. Он нумеруется таким же номером как предыдущий, но с уточнением, что это дополнительный месяц.
Все астрономические вычисления проводятся для 120 меридиана восточной долготы. Это примерно соответствует восточному побережью Китая.
7.1. Начало года
В лунно-солнечно-юпитерном календаре Вьетнама, Китая, Японии Новый год всегда в промежутке между 21 января и 20 февраля.
7.2. Летоисчисление
Китайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. Годы имеют имена, которые повторяются каждые 60 лет.
Исторически, года отсчитывались с года вступления императора на престол, что было упразднено после революции 1911 года. Перед революцией, Сун Ят-сен (Sun Yat-sen) решил установить республиканскую альтернативу имперским эрам правления. В соответствии с китайской традицией, первый год правления Желтого императора Хуан-ди был 2698 до н.э. Альтернативная система основана на том, что первая историческая запись о начале 60-дневного цикла была сделана 8 марта 2637 до н.э.
Эта дата считается датой изобретения календаря, и все циклы отсчитываются с этой даты.
7.3. История китайского календаря
В Китае календарь был священным документом, поддерживаемом правящим монархом. Более чем 2 тысячелетия департамент астрономии делал астрономические наблюдения, вел расчеты астрономических событий, готовил астрологические предсказания. Кроме того, удачный календарь способствовал не только практическим целям, но и подтверждал согласие между небом и империей.
Анализируя сохранившиеся астрономические записи на костях, по которым в Древнем Китае осуществляли гадания и предсказания, обнаруживают в Китае лунно-солнечный календарь с интеркаляцией лунных месяцев, восходящий к династии Шанг XIV века до н.э. Были разработаны различные схемы интеркаляции в ранних версиях календаря, включая 19-летний и 76-летний цикл фаз луны известные на западе как метонический и каллиптический циклы.
С самых ранних записей начало года приходилось на новолуние около зимнего солнцестояния. Однако выбор месяца для начала гражданского года варьировался со временем и территориально. В конце второго столетия до н.э. календарная реформа установила практику продолжающуюся до сих пор, которая требует, чтобы зимнее солнцестояние всегда приходилось на 11-ый месяц года. Эта реформа также систему интеркаляции, в которой новолуния сравнивались в 24 солнечными периодами. Однако вычисления основывались на усредненном движении, выводимом из циклических соотношений. Неравенства для вычисления движения луны были применены не ранее 7 века нашей эры, но солнечная средняя долгота использовалась для вычисления солнечных периодов до 1644 г.
Хотя эры отсчитывались от начала правления нового императора,
Император мог также объявить новую эру произвольно во время своего правления. Это делалось, чтобы восстановить нарушенную связь между небом и землей, персонифицированную императором. Новая эра могла свидетельствовать о смерти императора, стихийных бедствиях, или неудачи астрономов при предсказании астрономических событий. В последнем случае, эра могла отмечать введение новой астрономической или календарной модели.
Циклы кратные 60 использовались для подсчета лет, месяцев, дней и долей суток, используя набор небесных ветвей и земных побегов.
Использование 60-дневного цикла наблюдается в самых ранних астрономических записях. 60-летний цикл был введен только в первом веке н.э. или немного раньше. Хотя такой подсчет дней перестал употребляться в настоящее время, он все еще табулируется в календарях. Западные астрономические теории проникали в Китай с иезуитскими миссионерами в 17-ом веке.
7.4. Какой сейчас год по китайскому календарю?
Текущий цикл начался 2 февраля 1984 г (китайский год 4693). Эта дата бинг-юин в 60-дневном цикле, и месяц гуи-чоу в 60-месячном цикле.
7.5. Японский календарь
Основан на традиционном китайском календаре. Счет ведется по 12 зодиакальным животным или "12 небесным ветвям" (дзюниси). Параллельно им счет идет также и по "10 земным побегам" (дзиккан) - старшим и младшим символам природных элементов (Дерево, Огонь, Земля, Золото, Вода):
Год Животные (дзюниси) Элементы (дзиккан) Название года
1 Нэ (Мышь) Ки-но-Э (Старшее Дерево) Ки-но-Э-Нэ
2 Уси (Бык) Ки-но-То (Младшее Дерево) Ки-но-То-Уси
3 Тора (Тигр) Хи-но-Э (Старший Огонь) Хи-но-Э-Тора
4 У (Заяц) Хи-но-То (Младший Огонь) Хи-но-То-У
5 Тацу (Дракон) Цути-но-Э (Старшая Земля) Цути-но-Э-Тацу
6 Ми (Змея) Цути-но-То (Младшая Земля) Цути-но-То-Ми
7 Ума (Лошадь) Ка-но-Э (Старшее Золото) Ка-но-Э-Ума
8 Хицудзи (Овца) Ка-но-То (Младшее Золото) Ка-но-То-Хицудзи
9 Сару (Обезьяна) Мидзу-но-Э (Старшая Вода) Мидзу-но-Э-Сару
10 Тори (Петух) Мидзу-но-То (Младшая Вода) Мидзу-но-То-Тори
11 Ину (Собака) Ки-но-Э (Старшее Дерево) Ки-но-Э-Ину
12 И (Кабан) Ки-но-То (Младшее Дерево) Ки-но-То-И
13 Нэ (Крыса) Хи-но-Э (Старший Огонь) Хи-но-Э-Нэ
И так далее…
Шестидесятилетнему юбилею (канрэки) в Японии придается особое значение.
7.5.1. Летоисчисление
Это также китайское изобретение. Каждый император, восходя на престол, утверждает девиз, под которым будет проходить его правление. В древние времена император иногда менял девиз, если начало правления было неудачным.
В любом случае, начало действия девиза императора считается первым годом нового правления, и с него начинается новая эпоха - период правления под этим девизом. Все девизы уникальны, поэтому их можно использовать как универсальную шкалу летоисчисления.
Эпоха "Хэйсэй" (Мир и Спокойствие), как и правление императора Акихито, началась в 1989 году. Соответственно, 2000 год - 12 год эпохи Хэйсэй.
Во времена реставрации Мэйдзи (1868 год) была введена единая система японского летоисчисления, берущая свое начало в 660 году до н.э. - легендарной дате основания императором Дзимму японского государства.
Активно эта система использовалась только до конца Второй Мировой войны.
Источник: roadfork.narod.ru
© Calendarium, 2009 Андрей Лысенко
Сайт открыт 14.03.2002 Все записи "Календарь. История и современность" взяты с данного сайта
Редактировано: 05 марта 2009