Знаменский храм села Колодное Курской епархии РПЦ МП
Обращается ко всем интернет-сообществам с просьбой о помощи. Нужно спасать памятник архитектуры.
Реквизиты храма: расчетный счет № 40703810800600000154
Банк ОАО КУРСКПРОМБАНК
БИК 043807708 К/сч 30101810800000000708
ИНН 4629019959 КПП 463201001
ОГРН 1024600001458
[B]Из истории храма Знамение Пресвятой Богородицы села Колодное Курского района Курской области[/B
](Материалы Курского Государственного Архива)
I. Из книги «Ведомость о церкви Знаменской Курского уезда села Колодного за 1833-й год». (Фонд – 217, № описи – 1, № дела – 1283)
1. «Построена 1773 года тщанием прихожан.
2. Зданием деревянная с <не разб.> колокольнею, покрытою железом и позеленена.
3. Престол в ней один во имя Знамения Пресвятой Богородицы, холодная.
4. Утварью достаточна.
5. Причта по штату из<давна…не разб.> положено священнику 1-му, диакону 1-му, дьячку 1-му и пономарю 1-му.
6. Земли при сей Церкви усадебной нет, сенокосной нет, пашенной в поле тридцать три десятины и оная земля состоит во владении священноцерковнослужителей и улей. Плана на оную и межевой книги не имеется, а означена на общем <не разб.>
7. Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные на приходской земле.
8. На содержание священноцерковнослужителей жалования никакого не положено. Содержание имеют посредственное.
9. При сей Церкви кроме выстроенной караулки деревянной никакого строения не имеется.
10. Расстоянием сия Церковь от консистории в 20-ти, от местного благочиния в 7-ми верстах.
11. Ближайшею к сей Церкви суть, села Шумакова Георгиевская в 3-х Колодного Пятницкая в 2-х верстах, и сия последняя состоит за рекой Сейм.
12. Приписной к сей Церкви другой нет.
13. Домовой в сем приходе Церкви также нет.
14. Опись церковному имуществу есть, сделана 1808-го года скреплена присутствующим протоиереем Иаковом Головиным, утверждена печатью Курского Духовного Правления.
15. Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Курского Духовного Правления. Данные исправно хранятся в целости.
16. Копии с метрических книг с 1798-го года хранятся в целости.
17. Исповедные росписи с 1800-го года хранятся в целости.
18. В Обыскной Книге, выданной за шнуром и печатью – Курского Духовного Правления 1824-го года и скрепленной присутствующим протоиереем Даниилом Томаровым писаных листов 120, не писаных остается 46.
О Причте означенной Церкви
(в первоисточнике сведения приведены в таблице)
Священник Стефан Логгинов (52 года от рождения) того же уезда села Вышнего Гуторово Николаевской Церкви умершего священника Алексея сын. По окончании в Курской семинарии философского курса произведен к сей во диакона Преосвященным Архиепископом Феоктистом <с> 1799-го ноября 20-го, а во священника к сей же Церкви оным же Преосвященным 1809-м годом марта 20-го числа… Грамоту имеет.
В семействе у него жена Настасия Борисова дочь (52 года). Дети: Платон Логгинов (19 лет), Александра (15 лет) Пелагея (13 лет).
Дьякон Гавриил Яншин (38 лет) умершего при сей Церкви дьячка Михаила сын, по окончании философского курса в Курской семинарии посвящён Преосвященным Евгением к сей Церкви во диакона 1818-го года октября 26-го числа. Грамоту имеет.
В семействе у него жена Настасья Алексеева дочь (33 года), дети: Василий (13 лет), Александра (12 лет), Анна (11 лет), Мария (6 лет), Федосия (3 года)».
II. Из книги «Клировая ведомость. Знаменская Церковь села Колодное Курского уезда» 1852 год. (Фонд – 217, № описи – 1, № дела 1342)
1. «Построена 1851-го года. <Приходная?> иждивением… Коллежского Асессора Ивана Петровича Шеховцова без пособия прихожан.
2. Зданием каменная с таковою же колокольнею вместо ветхой деревянной, настоящая и шпиль на колокольне покрыт белым железом, а алтарь и трапеза черным под краску голубого цвета.
3. Престолов в ней один во Имя Знамения Пресвятой Богородицы. Холодная.
4. Утварью вновь <не разб.> и из ветхой Церкви перенесённою достаточна.
5. Причта по штату издавна положено: священнику 1-му, дьякону 1-му, дьячку 1-му и пономарю 1-му.
6. Земли при сей Церкви усадебной и сенокосной нет; пашенной в поле тридцать три десятины, и оная земля состоит во владении самих священноцерковнослужителей, плана и межевой книги на оную не имеется; а означена на общем обывательском.
7. Дома у священноцерковнослужителей собственные деревянные на приходской земле.
8. На содержание священноцерковнослужителей жалованья никакого не положено, содержание имеют посредственное.
9. При сей Церкви караулка деревянная, выстроенная оным же помещиком.
10. Расстоянием сия Церковь от консистории и от местного благочинного в 20-ти верстах.
11. Ближайшие к сей Церкви суть: села Шумаково Георгиевская в 3-х, Колодное Пятницкая в 2-х верстах и сия последняя состоит за рекою Семью.
12. Приписной и домовой в сем приходе Церкви нет.
13. Опись церковному имуществу есть, сделана 1808-го года, скреплена присутствовавшим бывшего в Курском Духовном Правлении протоиереем Иаковом Головиным и утверждена печатью оного правления.
14. Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной <ежегодно?> бывшие за шнуром и печатью из Курской Духовной консистории с 1823-го года ведутся исправно и хранятся в целости.
15. Копии с метрических книг с 1798-го года хранятся в целости.
16. Исповедные росписи с 1800-го года хранятся в целости.
17. В обыскной книге выданной за шнуром и печатью Курской Духовной консистории 1850-го года и скреплённой присутствующим оной консистории священником Василием Ершовым, писанных листов 37 не исписанных 200 лис. остаётся.
18. Тетрадь для записывания молитв и венчиков прихода и расхода также кружка для сбора доходов священноцерковнослужителей принадлежащих и тетрадь для вписывания оных имеются.
19. Катехизические поучения в воскресные дни произносятся. Логгинов руку приложил».
III. Из книги «Церкви Курской губернии» (Фонд – 217, № описи – 1, № дела – 321), с. 428
«Знаменская церковь села Колодное построена в 1851 году, каменная, усад. земли – 1,5 дес., закрыта по решению президиума облисполкома от 22 марта 1940 г. (ФР – 3322, оп. 4, д. 10, л. 6)».
IV. Постановлением губернатора Курской области Знаменский храм села Колодное Курского района отнесён к памятникам культовой архитектуры местного значения. Постановление от 30.10.98 № 566.
Курские Епархиальные ведомости 1884 г.
№ 20. С.988-992.(нумерация страниц по годичному сборнику) ,«РЕЧЬ
При закладке нового каменного трехпрестольного храма в селе Колодном, Курского уезда, 7«-го октября»
Православные христиане - прихожане святого храма сего!
Ещё несколько минут и ляжет первый камень в основание храма, во славу Божию! Наконец-то ваше святое желание начинает исполняться! Наконец-то вы, воодушевлённые пастырем вашим, святою ревностию к славе Божией, начинаете строить новый, великолепный храм Богу, вместо обветшалого, клонящегося к разрушению!...
Благословен Бог, благоволивший возбудить в душах ваших святую ревность сию, к торжеству и славе Православныя Церкви нашея! Благословен Бог, возбудивший в сердцах ваших желание оставить по себе добрую вечную память потомству, которое, видя в величии храма доброе дело ваше, прославит Отца Небесного, иже на небесех!...
Но, похваляя ревность вашу к святым, я обязан, по долгу служения моего, для вашей же пользы, напомнить вам о том, чтобы вы, при совершении святого дела сего, соблюдали, по слову Божию, единение духа в союзе мира (Эф.4:34). Несогласие и разногласие всегда и во всяком случае бывает великим препятствием к совершению предпринимаемого, а тем более не должно быть его в этом вашем предприятии, где необходимо требуется совокупное ваше участие. Да сохранит вас Бог от себялюбия и своекорыстия, зависти и недоверия! Да внушит вам Господь полную и искреннюю готовность к жертвам до самопожертвования и полнейшую доверчивость к людям, ближе других поставленных к делу! Да будет вчерашнее ненастье, не обещавшее ничего доброго, и нынешняя ясная погода, позволившая собраться вам в таком множестве, в знамение вам того, что у вас не будет более споров и разногласий, и дело построения вашего храма пойдёт мирно и успешно!...
Из священной книги Исход видим: когда пророк Моисей сооружал, по повелению Божию, скинию свидения, то есть подвижный храм для Евреев, тогда было повелено всем принести приношения Господу. И приходили все, коюрых влекло к тому сердце, и приносили приношения Господу для устроения скинии и всех потребностей её и для священных одежд; и приходили мужья с женами и приносили кольца, серьги, перстни и всякие золотые вещи, и шерсть, и виссон, и кожи, и серебро и медь (Исход 35:5,21-25). Словом, каждый и каждая, что имели у себя на тот раз, приносили на дело скинии, и никто из самых бедных не остался без приношения. Последуйте и вы их примеру. Исполняя строго и тщательно всё, постановленное вашим общественным приговором касательно приношений для сооружения храма, как самую волю Божию, ибо глас народа - глас Божий, - не довольствуйтесь тем ещё, а делайте и доброхотные приношения; доброхотна бо дателя любит Бог, говорит слово Божие. А потому, жертвуйте все и каждый по силе и возможности. Богатый от избытка своего; бедный от скудости своея; неимущий от внутреннего расположения. И велико ли, мало ли, или вовсе ничтожно будет приношение ваше, но если оно будет с намерением и расположением ускорить дело, помочь ему, Бог примет его любезно. Усердие к делу много значит и по человеческому разсуждению, но более оно значит пред лицем Божиим; потому что (слов. св. Григория Богослова) Бог измеряет подаяние не достоинством подаваемого, но силами и расположением плодоносящего. Поэтому и лепта вдовицы пред Богом значила более, чем богатые приношения без должного расположения.
Братия-христиане, прибывшие из окрестных градов и весей! Воздадим и мы Божия Богови пожертвованиями своими на построение храма Ему. Повергнем со смирением на дом Божий и с своей стороны, что можем. И Господь за малые наши приношения воздаст нам великим; ибо от Него всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше нам приходит и в земной нашей жизни, а главное помянется это пред престолом Божиим во Царствии Небесном.
Отцы и братие и все собравшиеся на радость сию! Приидите поклонимся и припадем ко Христу пред Пречистым Нерукотворенньм Его образом и помолимся пред Ним, да освятит Он любящих благолепие храма Его, да воспрославит Он их Божественною Своею славою, и по молитвам Пречистыя Своея Матери, утоляющей печали, и святой мученицы Параскевы, нареченный Пятницы, помилует и спасет всех нас, яко благ и человеколюбец!
/Благочинный свящ. Иоанн Шкорбатов.
Заметка для объяснения речи.
В селе Колодном, Курского уезда, деревянная церковь во имя святой мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, построена в 1779 году. Она очень ветха и очень мала по приходу: в приходе 2244 души обоего пола. Прихожане и священник давно чувствовали необходимость в построении новой церкви, но разные разногласия отодвигали дело всё далее и далее. И в последнее время, при всеобщем желании всех строить новую церковь, не смотря на увещания местного священника и местного благочинного, прихожане никак не могли придти к соглашению о том, кому и из какой деревни быть строителями, на какие средства строить храм, и на каком месте. Одни предлагали одних, другие - других; одни указывали на одни средства, другие, отрицая их, указывали на другие; одни указывали на одно место, другие на церковную усадьбу. И разногласиям не было бы, вероятно, конца, если бы не внушил Сам Бог сделать такое предложение: из 6 деревень, составляющих приход, выбрать, по 2 человека, и за тем из них окончательный выбор трёх человек в строители предоставить Самому Богу. С этою целию, по избрании 12 человек, отслужен был молебен святой мученице Параскеве, за тем сделаны 12 билетиков, из коих в трёх написано было «избран», а прочие оставлены без всякой надписи, и эти билетики положены на аналогий, и с оного взяты по одному 12-ю избранными. И удивительно, взявшие билеты с надписью «избран», оказались, по мнению всех разноглаголавших, самые лучшие люди из 12-ти. После этого согласно решено быть им строителями, как Самим Богом избранным. Что же касается до средств на построение храма, то, как главный источник их общественным приговором, назначен доход с 50 десятин общественной земли, который будет получаться за время построения церкви, до самого окончания её, за тем ежегодно до окончания постройки церкви каждый домохозяин обязался взносить с десятины земли, владеемой им; кроме того избранные строители должны делать особые сборы и принимать доброхотные приношения. Для построения церкви архитектором указано, как самое лучшее по грунту земли то место, где стояла церковь, существовавшая ранее ныне существующей. Покончив, таким образом, пререкания, священник вместе с прихожанами решили во что бы то ни стало сделать закладку в это 1884 лето. Сначало предположено было сделать это 26 августа, но по некоторым причинам, дело не состоялось, потом 1-го октября, но тоже, не состоялось; наконец назначено 7 октября. С 4-го по 7-е была такая ненастная погода, что нельзя было и ожидать хорошей погоды, а поэтому и стечения народа. Наступило 7-е октября. Утром лёгкий морозец, потом ясное солнышко сделали так приятною погоду, что и в душе сделалось как-то светло, радостно. 5 священников служили соборне Литургию, 7 было на закладе, народу собралось множество. И церковь и ограда церковная были полны, и за оградою - место, где были выкопаны рвы для закладки, - всё покрыто было сплошною массою народа. Радость сияла на лицах всех. Многие плакали от радости. Во всё время служения по чиноположению тишина и порядок были редкие. Как после ненастья, ведро; так после смут и нестроений начато дело построения каменного трёх-престольного храма в селе Колодном - Пятницком!...»
Неунывающие прихожане, боевые подруги
Настроение: думаю
Редактировано: 03 февраля 2011