Тайна Моны Лизы (Юрий Гоголицин)
столетия, и сейчас можно встретить облик Моны Лизы не только в книгах,
альбомах, на плакатах, но и на обычных бытовых предметах. И все же, когда
всемирно известную картину привозят в Москву, выстраиваются длинные
очереди желающих посмотреть на загадочное лицо. На каждого приходится не
более 40 секунд. Не принимается в расчет невозможность человека, стоящего
перед шедевром, сосредоточиться, чтобы проникнуть в загадочный мир...
А события вне таинственного полотна, влиявшие на его судьбу и на судьбы
других людей, разве они не отразились на произведении Леонардо? Чужие
взгляды, чужие мысли, восхищение и ненависть, вековое бессилие понять
тайну портрета - все это почти бессознательно подгоняло людей в постоянно
удлинявшуюся очередь, которая огибала территорию Музея изобразительных
искусств...
Современник Леонардо да Винчи, известный итальянский историк искусства
и художник XV века Джордже Вазари, впервые связал портрет с именем Моны
Лизы. Документами установлено,что Мона Лиза, дочь Антонио Мария Динольдо
Герардини, происходила из знатного флорентийского рода.
Она родилась в 1479 году, а в 1495 году вышла замуж за флорентийского
купца и политического деятеля Франческо ди Бартоломео ди Дзаноби дель
Джокондо. В момент создания портрета Моне Лизе должно было быть около
24-26 лет. Но некоторые историки считают, что изображена мантуанская
маркиза Изабелла д' Эсте по аналогии с ее известным карандашным портретом
"Париж, Лувр", выполненным Леонардо да Винчи в начале 1500-х годов. Есть
также предположения, что на картине Леонардо изображена Констанция д'
Авалос, маркиза Франкавилла, энергичная и предприимчивая дама, пославшая
свои войска на помощь неаполитанцам, когда французские войска вторглись в
Италию. Этой гипотезе есть и реальные подтверждения - описание
леонардовского портрета маркизы во вдовьих одеждах, сделанные итальянским
поэтом XVI века Энеа Арпино. Однако определенное сходство описания и
портрета не согласуется с тем, что к моменту исполнения портрета Моны Лизы
Констанции д' Авалес было около 40 лет. Большинство историков искусства
пришли к более или менее единому мнению, что луврский шедевр и есть
описанный Ваэари портрет Джоконды. Леонардо да Винчи считал его лучшим
своим произведением и не расставался с ним до конца жизни.
Джордже Вазари отмечает, что создание Леонардо в художественных кругах
"почиталось произведением чудесным", так как в нем сочетались простота
композиции и сложная живописная техника, породившие ту недоговоренность,
ту таинственность атмосферы, которая помогала каждому зрителю находить в
нем близкое себе. Этот портрет - одно из редчайших произведений искусства,
в котором автору удалось передать неуловимость движения чисто живописными
средствами, может быть, именно эта неуловимость вместе с таинственной
улыбкой делают творение Леонардо да Винчи почти мистическим,
завораживающим и притягательным. Переходы леонардовской живописной дымки,
названной специалистами "сфумато", создают впечатление вибрации воздуха.
Пейзажный фонд "Джоконды" пустынен и причудлив, безлюден и бесчувствен.
Неясные сумерки, колеблющиеся очертания создают за фигурой Джоконды
атмосферу неопределенности и законченности, особенно хорошо подчеркивающую
спокойное состояние женщины, владеющей своими чувствами.
В Лувре портрет помещен в чуть затененный зал, и в этом тоже намек на
живописную колористическую палитру леонардовских произведений. Случившееся
с произведением Леонардо в 1911 году произвело впечатление национальной и
общечеловеческой трагедии, хотя и коснулось однойединственной картины.
Газеты всего мира сообщали об этом на первых полосах, полиция перекрыла
все дороги, ведущие из Парижа, правительство и мэрия города объявили о
наградах нашедшему похищенный шедевр. Что же случилось?
Утром во вторник, 22 августа художники, пришедшие в Квадратный салон
Лувра копировать Мону Лизу, не увидели портрета на месте. Обратились к
начальнику охраны: где "Джоконда"?
- Как где? - удивился он. - На своем месте, - и помчался в Квадратный
салон.
Увы, портрет исчез. К этому времени уже начали пускать посетителей. Был
придуман повод - залы закрываются в связи с крупной аварией водопроводной
сети.
Срочно дали знать о пропаже "Джоконды" префекту парижской полиции.
Самое дерзкое ограбление крупнейшего парижского банка не могло так
потрясти господина префекта, как исчезновение самого дорогого портрета
Лувра.
Стали восстанавливать обстановку возможного похищения. Работники музея
вспомнили, что в воскресенье, 20 августа при гигантском наплыве
посетителей картина была на месте. В понедельник, когда в Лувре был
выходной, в залах работали ремонтные рабочие. Нашли каменщиков, которые,
посоветовавшись, единодушно сказали, что при них портрет висел на месте.
Правда, после утренней работы, уходя группой на завтрак, в Квадратном
салоне "Джоконды" уже не видели. Префект полиции был весьма озабочен. Ему
пришло в голову, что за короткое время, прошедшее с момента кражи, картину
могли не вынести из Лувра, а спрятать где-то в бесчисленных коридорах,
комнатах и хранилищах.
Бывший королевский дворец обыскивали сотни полицейских и выделенных им
в помощь сотрудников. Пропажи не нашли, зато на площадке одной из
служебных лестниц обнаружили раму и толстое стекло, защищавшее портрет.
Поскольку грабеж произошел в выходной день, когда в Лувре не должны
были присутствовать посторонние, префект решил, что если вором был не
сотрудник музея, то уж соучастником - бесспорно.
Догадка префекта об участии сотрудника в похищении неожиданно была
подтверждена важной уликой - отпечатком большого пальца на стекле, снятом
с картины. Предстояло проверить 257 человек, начиная с директора и
заканчивая рабочими, давшими первые показания полиции. Проведенная
проверка результатов не дала. Тщетными оказались и посулы значительных
вознаграждений. Сенсация отодвинулась на второй план, и лишь особо задетые
кражей продолжали обмениваться фантастическими домыслами о похитителях
шедевра. Высказывалась мысль о том, что похититель-маньяк, которого свела
с ума загадочная улыбка леонардовской модели. Упоминалось имя
американского миллиардера Джона Моргана, якобы организовавшего похищение и
выкуп "Джоконды" для своей тайной коллекции.
Антигермански настроенные газеты писали, что у произведения в Лувре
часто видели некоего германского дипломата, это вызвало настоящую истерию.
Полицейские Франции, Германии и других стран Европы бросались по любому,
даже самому фантастическому следу. Многие газеты оповестили, что
похитителей задержали в... Португалии, но оказалось, что два
путешественника везли в автомобиле копию картины, оказавшейся лишь слабым
подражанием.
Через два года, когда о случившемся стали забывать, а новый директор
Лувра примирился с окончательной потерей, история получила продолжение...
в лавке флорентийского антиквара. Торговец с большим опытом Альфред Гери
готовился к зимней выставке-распродаже, когда получил письмо от некоего
Винченцо Леонарди из Парижа, предлагавшего ему купить шедевр Леонардо да
Винчи. Приняв это за розыгрыш, Гери не торопился отвечать, и лишь, будучи
в хорошем настроении после выгодного аукциона, подыграл "шутнику",
пригласив его к себе.
10 декабря 1913 года в контору вошел одетый во все черное худой человек
лет тридцати с желтым лицом и маленькими усиками, предложивший продолжить
переговоры о сделке.
На вопрос антиквара о стоимости предлагаемого произведения Леонарди
твердо ответил: "Я считаю, пятьсот тысяч франков..." Гери решил
поинтересоваться смыслом похищения и услышал вполне прозаическую и весьма
правдоподобную историю о том, что он, итальянец, не мог смириться, что
одно из лучших произведений итальянского искусства находится у французов
вместо того, чтобы украшать отечественный музей.
Самого антиквара похититель избрал из соображения, что тот постоянно
продает редкие произведения городам и музеям Флоренции, Милана и Урбино.
Рассказ неожиданного посетителя был настолько правдоподобен, что Гери
решился довести авантюру до конца и, дабы не обмануться, прежде всего
привлечь в качестве эксперта знатока итальянского искусства профессора
Погги. Джованни Погги - директор галереи Уффици и крупнейший специалист по
сделкам коллекционеров в Европе - неожиданно сразу поверил в рассказанную
историю и согласился пойти в третьеразрядный отель, чтобы
освидетельствовать произведение.
Наверное, Триполи-Италия - скромный, малоизвестный отель под номером
20, может полноправно "носить" мемориальную доску:
"Здесь останавливалась самая загадочная дама Европы", потому что в
пакете из красной материи, который человек в черном достал из чемодана с
двойным дном,оказалась подлинная луврская картина. На обороте доски, точно
соответствующей луврскому каталогу - 53х77 см, читается и музейный номер,
нанесенный специфической краской. Профессор потребовал лабораторного
исследования, а антиквар заверил, что в случае подтверждения подлинности
вещи требуемая сумма будет выплачена господину из Парижа.
Арестованный вечером в гостинице Леонарди оказался маляром Виченцо
Перуджа, приезжавшим на заработки в Париж и малярничавшим в Лувре. В
свободное время любопытный итальянец подолгу рассматривал картины
итальянских мастеров и особенно долго стоял у произведения Леонардо.
Усмотрев, как рама крепится на стене, Перуджа внимательно изучил все
ходы и выходы из музеядворца - и убедился в халатности охраны. В памятный
для парижан день он воспользовался моментом распределения нарядов малярам
и в одиночку проник в Квадратный салон, беспрепятственно вынес картину на
черную лестницу, вынул доску с изображением из рамы и пронес под
просторной рабочей блузой.
Во время допросов Винченцо Перуджи спокойно поинтересовался, почему это
никто не называет грабителем французского монарха Наполеона, укравшего
Мону Лизу в Италии. Свой поступок этот "поклонник прекрасного" объяснял
исключительно патриотическими чувствами.
В 1914 году, в преддверье первой мировой войны, состоялся суд над
доверчивым похитителем, который уже мало кого интересовал, так как
загадочная дама снова заняла свое место в Квадратном салоне. Грабителя
осудили на год тюрьмы.
Проходят столетия, но тайна "Джоконды" продолжает будоражить умы. Кто
же все-таки изображен на портрете? - гадали три века, гадают и сейчас.
Всемирно известная "Джоконда" - не что иное, как автопортрет Леонардо
да Винчи. Такую сенсационную гипотезу выдвинула американская художница и
исследовательница Лилиан Шварц. Как сообщил в 1986 году журнал "Арте энд
антике", она сопоставила изображение Моны Лизы с известным автопортретом
великого флорентийца. Использовав перевернутое изображение автопортрета,
Шварц с помощью компьютера привела картины к одному масштабу таким
образом, чтобы расстояние между зрачками на обоих портретах было
одинаковым. В результате она получила зеркальное отражение одного и того
же лица. Издатель и редактор журнала Уик Эллисон убежден, что разного рода
мистификации и увлеченность Леонардо оптическими эффектами позволяет
принять эту версию как гипотезу. Ведь написание отдельных манускриптов
художника и изобретателя в зеркальном отражении - факт удостоверенный,
почему же он не мог попробовать развить тему отражения лиц одного в другом
на живописной поверхности? "Единственно, чего я не могу понять, - как на
протяжении веков никто не мог до этого додуматься. Да и никто почему-то не
вспомнил, что Леонардо да Винчи в годы работы над "Моной Лизой" много
путешествовал. Значит, все это время ему никак не могла позировать одна и
та же модель", - утверждает Л. Шварц. Именно этим она объясняет факт, что
портрет при жизни художника никто не видел. Улыбка таинственного лица - это
своего рода послание художника потомкам, заключает свою трактовку
исследовательница.
Джон Асмус, специалист по лазерной технике при Калифорнийском
университете в Сан-Диего (США), заявил журналистам: "В результате
постоянного разрушения и реставрации "Джоконда" представляет собой бледную
карикатуру". С помощью ЭВМ и лазерной техники Дж. Асмус обнаружил, что в
оригинале Мона Лиза носила колье, а с левой стороны портрета Леонардо да
Винчи изобразил горы. За 480 лет существования произведения и в результате
многочисленных реставраций и то и другое исчезло. Более того, и знаменитая
улыбка "Джоконды", по словам Дж. Асмуса, была многократно "подрисована",
что выявила ЭВМ при сканировании слоев краски и сравнении их с местами, не
подвергшимися реставрации.
Существуют и другие версии.
Более тридцати лет назад английский фотограф Лео Вала придумал систему
расчета, по которой можно преобразовать изображение анфас в фотографию в
профиль или в три четверти. Этот метод тщательно проверили и официально
одобрили. Затем систему испытали на шедевре Леонардо да Винчи. Результат
был скандальным: "Джоконда страдала болезнью Дауна"! Датский врач Финн
Беккер-Христиансон в 1975 году поставил улыбчивой женщине диагноз:
врожденный паралич лица.
По его мнению, Джоконда улыбается только правой стороной, левой же
просто гримасничает. Подобная асимметрия говорит о том, что у человека
имеются отклонения в психике. Датчанин уверяет: она - идиотка.
А. Рош, профессор Лионской школы искусств, решил воплотить произведение
Леонардо в мраморе. Опыт портретного творчества он имел достаточный, тем
не менее с трехмерным изображением Джоконды у лионского практика ничего не
вышло. Пришлось констатировать, что, с физиологической точки зрения, у
модели все неправильно: и лицо, и плечи, и руки. Скульптор посоветовался с
терапевтом Анри Греппо, занимавшимся физиологией. Они привлекли профессора
Жан-Жака Контэ - специалиста по микрохирургии рук, - и после многократных
проверок пришли к выводу, что правая рука загадочной женщины не опирается
на левую. Объяснить происходящее можно было либо тем, что она короче, либо
тем, что она подвержена судорогам. Последнее делало реальным
предположение, что правая половина мозга Джоконды атрофирована, а тело
парализовано. Следствием такого заключения и становилась улыбка -
судорога, при которой часть мускулов лица бездействует.
Вот так: от восхищения неземной красотой - до признания полной
патологии... Не говорит ли этот факт о неоднозначности (многомерности)
нашего восприятия? Специалисты спорят, отстаивая свою и только свою точку
зрения. А между тем тайна Моны Лизы так и осталась принадлежащей только
ей...