Международные ритейлеры заинтересованы в России
За последние пять лет в России наблюдается достаточно активная динамика изменения числа международных торговых ритейлеров. В предыдущие годы количество открытых магазинов иностранных брендов превышало число закрытых. Так в 2011/2012 разница составила 1200 магазинов, в 2012/2013 разница уже уменьшилась и составила 1075 в пользу вновь открытых магазинов. В 2013/2014 годах эта цифра продолжила уменьшаться и составила уже 920 магазинов.
Ситуация радикально изменилась за последние пару лет. Количество открытых и закрытых магазинов иностранных ритейлеров практически сравнялось. За промежуток с 2014 по 2015 год закрылось чуть больше 30 магазинов, т.е. динамика показала негативный прирост. Иностранные бренды один за другим стали закрывать магазины. Одной из причин можно назвать уменьшение потребительской активности населения в связи с непростой экономической ситуацией. Операторы закрывали магазины, которые были не рентабельны. За уходящий год динамика изменилась в положительную сторону и было открыто на 25 магазинов больше, чем закрыто. Наметилась тенденция возобновления развития торговых сетей.
Изменились коммерческие условия для операторов. Например, изменились требования по арендной плате. Стали применяться фиксированные ставки аренды, которые учитывают товарооборот магазина. Во многих регионах были открыты новые торговые центры. За последние время иностранные ритейлеры стали существенно меньше покидать торговый рынок России. За 2013/2014 рынок покинули 23 торговые сети, за 2014/2015 год 17 сетей, а за период 2015/2016 года - пять сетей. Причем из этого количества в самом начале 2016 года ушла с рынка лишь одна (Magnolia Bakery), а четыре других (Pletzelmaker, Lindex, Mango Touch и Rockport) ушли во второй половине 2015 года.
По предположениям аналитиков рынка в предстоящем году развитие международных торговых сетей продолжится, и их число будет увеличиваться. Так, одной из ключевых причин можно назвать упрочнение экономического положения внутри страны и повышение макроэкономических показателей. Работа правительства РФ по направлению международных отношений так же оказывает положительное влияние на развитие торговли. Например, был восстановлен политический диалог с Турцией. В различных городах России намечен ввод в эксплуатацию новых торговых центров с присутствием иностранных брендов. В Москве появится первый магазин итальянской сети гастробутиков Eataly, распахнут свои двери два магазина известной компании The Walt Disney Co. Сейчас на рынке аренды есть большое количество свободных площадей, которые могут содействовать появлению новых магазинов.
Александр Кац, журналист