Поиск Написать

Kertsh-3

 

К Е Р Ч Ь - 3

 или

П Р А К Т И К А

 на   м/б « Я М А Л»

По до сих пор неизвестным мне причинам, визу – допуск за границу мне не открывали до 1968 года Практику 1966 года я провел на т/х «Павлодар» практикантом в каботаже.


То есть денег, кроме стипендии -6 рублей, я не получал. Но, в 1966 году практика длилась всего два месяца, а в 1967 году нам предстояла полугодичная практика. И мне совсем не улыбалось полгода сидеть практикантом в каботаже.

 Таких, как я было ещё несколько человек. И мы, договорившись, решили поехать в Керчь, попытаться там устроиться на работу в порту. Корочки матросов первого класса у нас уже были, к тому времени. В училище нам не препятствовали, и мы двинулись в свободное плавание.

 Тут нет смысла описывать все наши приключения в Керчи. Где-то через неделю, после приезда, нас приняли на работу в Керченский рыбный порт и распределили по разным судам. Я попал на м/б «Ямал», а мои сотоварищи на производственный рефрижератор(Грузовой рефрижератор, собиравший рыбу с сейнеров в море).

 

 Морской буксир «Ямал» принадлежал Керченскому рыбному порту и

использовался на различных работах по своему профилю в порту, затоне, Азовском и Черном морях. Это был небольшой буксир малой мощности, немецкой постройки. Вход в надст-

ройку находился с левого борта на главной палубе.

С правого борта тоже можно было войти,

но идти нужно было через столовую. Рядом со столовой находился камбуз и вход в машин-

ное отделение. На нижней палубе находился большой общий кубрик и несколько кают.

В кубрике спали и мужчины и женщины, если таковы были. Некоторое время коком была

женщина, потом пришел мужчина. В кубрике было восемь или десять мест, уже точно

не помню. Кубрик находился в носовой части буксира. Со шлюпочной палубы можно было

войти с обоих бортов в рулевую рубку, а также обойти надстройку по кругу. В рулевой рубке

кроме огромного штурвала, был телеграф, маленький штурманский столик, скамейка на

полтора человека и маленький локатор, только я не помню, чтобы он работал. У штурвала

можно было стоять только на специальной подставке, т.к. палуба шла с уклоном на корму,

градусов 25 – 30.

 Работа матроса на буксире была не очень тяжелая. На стоянке – вахта

по 6 часов, с 0800 до 1400 и так далее. На ходу, если далекий рейс, ходовые вахты, т.е. по 4

часа, через 8.Ну ещё швартовки, отшвартовки, но т.к. буксир маленький, то подавалось

максимум 3 конца. Если же что-либо буксировали, но вахтенному необходимо было следить

за буксирным тросом. Сиди и смотри.

 В то время моррыбпорт находился в центре города Керчь, прямо напро-

тив гостиницы « Керчь», много времени спустя там был морской вокзал. Сейчас не знаю

что там - очень давно не был. Прямо через улицу против гостиницы было что-то вроде

сквера. Справа в углу находилось кафе, кличка которого была «Рваные паруса». Кличка от

того, что тенты над столиками всегда были рваные и ветер рвал их всё больше. Через

забор от кафе находилась главная диспетчерская порта. Против кафе был построен дере-

вяный причал, у которого были ошвартованы буксиры и, частично, сейнера. Контингент

кадров в порту был ещё тот. Я думаю, не менее половины уголовного контингента Керчи

работало в порту. Платили мне, как и всем матросам 100 рублей. Уж не помню, были ли

премии. Один раз я ездил в Херсон. Также один раз супруга приезжала ко мне, так нам вы-

делили отдельную каюту. Это было на Первомайские праздники.

 Досуг был однообразным – поход в город, благо всё рядом. Центральная

улица – Ленина, тогда была пешеходной, вечером всегда полно народа. Несколько раз прошлись по Ленина туда и обратно, выпили по стакану вина и домой на буксир.

 Иногда ходил в кино. Пару раз были на танцах. Интересно было на день Победы. 8 мая,

вечером начиналось факельное шествие. Из порта было видно, как огненная змейка подни-

малась на гору Митридат, окружала обелиск и Вечный огонь, а затем, видно по команде,

рассыпалась по всему верху горы. И горела вся гора!

Ну, а 9 –го мая с 6 утра на Митридате

люди начинали занимать места. Семьями приносили еду, выпивку и праздновали День По-

беды. Даже у нас на буксире был слышен гул, доносящийся с Митридата. В этот день, как

и на день Рыбака, милиция Керчи пьяных не трогала.

Ведь во время войны в окрестностях

Керчи погибло два наших десанта. А сколько людей погибло в Аджимушкайских каменолом-

нях? Ведь на то время прошло только 22 года после войны, были ещё живы многие люди,

все это пережившие. У нас был старший помощник, очень много времени просидевший в концлагере Бухенвальд.

 В описываемое время пьянство на наших предприятиях достигло кри-

тического уровня. В Керченском моррыбпорту пьянство было ещё больше, чем где-либо.

Главный диспетчер Прокус был законченным алкоголиком. Трезвым я его практически не ви*дел никогда. «Рваные паруса» никогда не пустовали. В связи с этим, расскажу один слу-

чай, происшедший весной описываемого года.

 Я и Витя Меньшиков, тоже матрос, пошли в город в баню. У нас был

выходной. После бани вернулись на буксир, т.к. идти более было некуда, Мы планировали

позднее выйти в город погулять. На вахте стоял боцман. Вахтенный помощник -2-й пом.

капитана, мой полный тезка, Василий Васильевич, был уже хорошо пьян. Из команды ма-

шинного отделения был только моторист Слава. Кроме помощника, все были трезвые.

Только мы зашли на судно, поступает команда срочно сниматься. Оказывается сел на

мель производственный рефрижератор «Ван Гог» и надо идти его снимать. На ПР. «Ван

Гог» капитаном был знаменитый Соляник. Буквально года за два до этого прогремел скан-

дал с его участием. Он работал капитан – директором китобойной флотилии «Советс-

кая Украина», был Героем Соц. труда и т.д. После скандала, нет смысла его описывать, его

сняли и кинули капитаном на ПР. «Ван Гог». По чьей вине судно село на мель, я, честно го-

воря, не знаю, да это и не важно. Мы сидим на корме и наблюдаем, что же будет дальше.

Судно отошло от причала и тут с мостика спускается боцман и говорит, что с пьяным

помощником он стоять на руле не будет. А судно уже идет. Я поднялся в рулевую рубку и

стал у руля. Такой катавасии я ни до этого, ни после никогда не видел. Помощник командовал

мне: «Войди в подходной канал». Я вхожу в канал и держу курс посередине канала. Через

минуту: «Выходи из канала, держи прямо на ПР.». И так несколько раз. Ручки машинного

телеграфа были горячими. Подошли к ПР., полчаса маневрировали, пока завели буксир. Да

ещё к нам подошел м/б «Сумы» и с него к нам перелез пьяный «в дым» главный диспетчер

порта Прокус. Тут уже и я не выдержал и бросил штурвал. За руль стал 2-й помощник.

Один алкаш командует, другой алкаш рулюет. Не удивительно, что через минут десять

после моего ухода с мостика, мы намотали буксирный конец на винт. Нас оттянули в порт,

поставили к причалу, а на следующий день водолазы снимали конец с винта. Я потом спросил

Славу моториста, как он успевал реагировать машиной на все команды телеграфа. Он отве-

тил, что большую часть из поступивших команд он пропустил, так как их просто невозможно было выполнить.

 Вскоре после этого случая нам поступила команда идти в Измаил, взять

там на буксир два понтона и привести их в Керчь. Для такого маленького буксира это

было серьёзным испытанием.

 Продолжение в Керчь-4



Комментарии:
 

Подтвердите удаление записи