Нельзя просто взять и раздробить бизнес
НДС повышают, а применять схемы оптимизации НДС становится все сложнее и опаснее. За то, что работало еще пару лет назад, сегодня тебя прищучат и хорошо раскошелят.
В этих условиях предсказуемо, что в целях налоговой оптимизации еще больше компаний будут переходить на специальные режимы налогообложения и дробить бизнес.
И вот тут нужно быть осторожным, чтобы не нарваться на КРУПНЫЕ неприятности. Если хотя бы одна из компаний будет на спецрежиме, налоговики приложат все усилия, чтобы доказать, что это намеренное уклонение от налогов.
Как подстраховаться, чтобы не вызвать подозрений?
Прежде всего, изучить Письмо ФНС от 11 августа 2017 г. N СА-4-7/15895@. В нем прописаны признаки, которые, по мнению налоговиков, свидетельствуют о намеренном уходе от налоговых обязательств. Чем больше пунктов совпадет, тем больше вероятность, что тебя ждут неприятности.
Так, плохой признак, если все компании в группе занимаются одной и той же деятельностью, несут расходы друг за друга, имеют общие офисы, склады, персонал и т.д.
В этом же письме можно найти примеры судебных споров, решенных в пользу налогоплательщика или налоговой инспекции.
Дальше нужно поставить себя на место налогового инспектора и придирчиво оценить картину со стороны:
1. Позвонить в офис и попросить секретаря соединить с работниками или руководителями разных компаний. Соединит со всеми – плохо. За руководителя одной фирмы будет говорить руководитель другой – плохо.
2. Оценить склад, поговорить с сотрудниками склада. Плохо: товары разных фирм на одной полке, общие листы отгрузки, общие списки сотрудников, невнятные ответы работников на вопрос, на кого они трудятся и каковы их обязанности. Любая путаница и неразбериха – повод прижать к стенке. Обнаружил бардак – наведи порядок, пока гром не грянул.
3. Провести работу с персоналом. Каждый сотрудник должен в состоянии чётко ответить, кто его непосредственный руководитель, где его рабочее место и т.д. Если с этим трудности – это повод поработать со структурой бизнеса.
4. Оценить ресурсы каждой компании в группе. Если у какой-то из них нет своих складов, сотрудников, офисной техники, отдельного IP-адреса и т.д., ее с большой долей вероятности сочтут за фиктивную.
Просто взять создать другую компанию, когда доходы приближаются к пороговым и есть риск «соскочить» с УСН, перевести одним днем часть сотрудников в новую фирму, ничего не меняя – тоже плохая идея, налоговики это просекут сразу.
Любое дробление бизнеса нужно суметь обосновать налоговикам, чтобы не попасть в штрафники. Все надо планировать и просчитывать. А еще постоянно анализировать свой бизнес, судебную практику, законы и письма Минфина, чтобы моментально подстроиться и вовремя что-то поменять в структуре.
В этих условиях предсказуемо, что в целях налоговой оптимизации еще больше компаний будут переходить на специальные режимы налогообложения и дробить бизнес.
И вот тут нужно быть осторожным, чтобы не нарваться на КРУПНЫЕ неприятности. Если хотя бы одна из компаний будет на спецрежиме, налоговики приложат все усилия, чтобы доказать, что это намеренное уклонение от налогов.
Как подстраховаться, чтобы не вызвать подозрений?
Прежде всего, изучить Письмо ФНС от 11 августа 2017 г. N СА-4-7/15895@. В нем прописаны признаки, которые, по мнению налоговиков, свидетельствуют о намеренном уходе от налоговых обязательств. Чем больше пунктов совпадет, тем больше вероятность, что тебя ждут неприятности.
Так, плохой признак, если все компании в группе занимаются одной и той же деятельностью, несут расходы друг за друга, имеют общие офисы, склады, персонал и т.д.
В этом же письме можно найти примеры судебных споров, решенных в пользу налогоплательщика или налоговой инспекции.
Дальше нужно поставить себя на место налогового инспектора и придирчиво оценить картину со стороны:
1. Позвонить в офис и попросить секретаря соединить с работниками или руководителями разных компаний. Соединит со всеми – плохо. За руководителя одной фирмы будет говорить руководитель другой – плохо.
2. Оценить склад, поговорить с сотрудниками склада. Плохо: товары разных фирм на одной полке, общие листы отгрузки, общие списки сотрудников, невнятные ответы работников на вопрос, на кого они трудятся и каковы их обязанности. Любая путаница и неразбериха – повод прижать к стенке. Обнаружил бардак – наведи порядок, пока гром не грянул.
3. Провести работу с персоналом. Каждый сотрудник должен в состоянии чётко ответить, кто его непосредственный руководитель, где его рабочее место и т.д. Если с этим трудности – это повод поработать со структурой бизнеса.
4. Оценить ресурсы каждой компании в группе. Если у какой-то из них нет своих складов, сотрудников, офисной техники, отдельного IP-адреса и т.д., ее с большой долей вероятности сочтут за фиктивную.
Просто взять создать другую компанию, когда доходы приближаются к пороговым и есть риск «соскочить» с УСН, перевести одним днем часть сотрудников в новую фирму, ничего не меняя – тоже плохая идея, налоговики это просекут сразу.
Любое дробление бизнеса нужно суметь обосновать налоговикам, чтобы не попасть в штрафники. Все надо планировать и просчитывать. А еще постоянно анализировать свой бизнес, судебную практику, законы и письма Минфина, чтобы моментально подстроиться и вовремя что-то поменять в структуре.
Настроение: супер!