Налоговые проверки. Стратегия и тактика проведения. Кого ФНС допросит первым?
«Я бы на спичках в темном лесу не экономил и обеспечил бы сотрудников адвокатом, поскольку зачастую допросы проводят правоохранители. А они, как известно, работают не только на ФНС». Ярослав Савин в новом выпуске о том, как налоговый орган выстраивает доказательную базу, и как выжить после проверки.
7 серия. Выжить после проверки: кого ФНС допросит первым, чем опасны IP-адреса и причем тут утюг
80% всех мероприятий налогового контроля — это пока еще проверки, ориентированные на проблемных контрагентов. Поэтому начнем с предмета доказывания именно в подобных случаях.
Весной 2017 г. появилось Письмо ФНС, которое по непонятной мне причине собственники бизнеса и СМИ сочли некой индульгенцией, неким разворотом лицом к налогоплательщикам, а не «тыловой частью». Вырывались цитаты о том, что налогоплательщик не отвечает не только за контрагента контрагента, но и за самого контрагента, если при его выборе проявлена должная осмотрительность. Причем особым успехом у читателей пользовались утверждения о том, что это также касается и НДС.
На самом деле в письме ФНС ненавязчиво доносит до своих подчиненных простую мысль: технология проведения проверок по «ах, каким контрагентам» и доказывания в суде ее результатов стала настолько формальной, что при всей мощи аналитического аппарата АСК НДС, при максимальной включенности банковского надзора, при расширенном участии сотрудников полиции в проверках, при особом настрое арбитражных судей все равно до победных 90% решений, устоявших в суде, статистику ФНС довести не удается.
К примеру, налоговая установила, что компания работала с недобросовестным контрагентом. Взяли за ноздри номинальное лицо, допросили (он сказал — «Не мое»), собрали образцы подписи, провели экспертизу и пришли к выводу, что контрагент — анонимный. Значит, счета-фактуры выполнены неустановленным лицом и все — привет. Никаких вычетов. Еще печальнее, когда инспектора считают, что если поставщик поставщика не заплатил налоги или имеет признаки анонимности, то тоже вычетов налогоплательщику не полагается. «Но это не так», — как бы восклицает ФНС. Вот о чем это Письмо. И здесь на себя обращают внимание несколько важных моментов.
О них подробно в 7 выпуске открытого бизнес-курса. А также о том, чем отличается допрос от опроса и как ФНС проводит осмотр помещений при выездной налоговой проверке.
Некоммерческий проект Центра taxCOACH и DK.ru - полноценный видеогид из 30 серий по безопасности для владельцев среднего бизнеса в России. Все, что необходимо знать о налоговой оптимизации, защите активов, владельческом контроле и отношениях между собственниками.
Все серии на канале youtube
Фейсбук Ярослава Савина
Текстовая версия проекта