Почему компании сами дают налоговикам онлайн-доступ к своим учетным системам
Налоговый мониторинг повышает престиж организации, считают налоговики. В ФНС России провели «круглый стол» с крупнейшими налогоплательщиками страны, которые участвуют в налоговом мониторинге, сообщила пресс-служба налогового ведомства.
С 2016 года на налоговый мониторинг добровольно перешли 26 организаций, среди них: участники групп «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл», «Новатэк», «Норильский никель», а также компании «Аэрофлот», «ИнтерРАО», Банк «Национальный Клиринговый Центр», «Мегафон», «МТС» и др. В мероприятии также приняли участие представители компаний, которые рассматривают возможность перейти к этому способу взаимодействия с налоговыми органами.
Из 26 участников налогового мониторинга 14 выбрали в качестве способа взаимодействия предоставление налоговым органам удаленного доступа к своим системам бухгалтерской и налоговой информации, 12 участников предоставляют информацию по телекоммуникационным системам (ТКС).
Такой подход позволяет налоговикам быстро и эффективно осуществлять мониторинг всех операций налогоплательщика (для крупнейших налогоплательщиков - это в среднем 10 млн операций в квартал). Drill-down (то есть расшифровка) до каждой операции и просмотр сканов первичного документа в «витрине», позволяют кардинально трансформировать процесс налогового контроля и отказаться от истребования документов. В ближайшее время в Службе начнется работа по стандартизации способов информационного взаимодействия между плательщиком и налоговыми органами.
При направлении запроса важно, отметил он, чтобы налогоплательщик как можно более полно отразил свою позицию. Это позволяет качественно и аргументированно формировать налоговому органу свое мнение.
Анализ полученных запросов позволил выделить несколько категорий. Среди основных:
За время работы организации направили в ФНС России 19 запросов на мотивированные мнения. По урегулированным позициям совокупная налоговая база составила 663 млрд рублей, т.е. в среднем по каждому мотивированному мнению налоговая база по урегулированным налоговым позициям – более 35 млрд руб., а сумма налога – около 7 млрд рублей.
Большинство возникающих у организаций вопросов связано с налогом на прибыль, пояснила заместитель начальника Управления камерального контроля ФНС России Марина Крашенинникова. «На сегодняшний день нет случаев невыполнения налогоплательщиками полученных мотивированных мнений налогового органа. В то же время у нас есть опыт проведения трех взаимосогласительных процедур, две из которых оставили мотивированное мнение налогового органа без изменения», - сказала она.
При подготовке к «круглому столу» Налоговая служба провела онлайн-опрос среди потенциальных участников налогового мониторинга о том, что является для них основным мотивом вступления, чего они ожидают от нового формата взаимодействия с налоговыми органами. Большинство организаций заявили, что мониторинг позволит им снизить налоговые риски через урегулирование спорных вопросов. В то же время, многие компании отмечают, что переход на налоговый мониторинг для них, прежде всего, возможность повысить престиж организации, подтвердив тем самым репутацию добросовестного налогоплательщика.
Из 26 участников налогового мониторинга 14 выбрали в качестве способа взаимодействия предоставление налоговым органам удаленного доступа к своим системам бухгалтерской и налоговой информации, 12 участников предоставляют информацию по телекоммуникационным системам (ТКС).
«ТКС это некий переходный период, – отметил Даниил Егоров. – Если организация на первом этапе взаимодействия не готова предоставить удаленный доступ к системе учета, то мы предлагаем «витрину» – это специальное облачное хранилище, в котором организация публикует налоговую отчетность и расшифровку показателей декларации».
«Мотивированные мнения занимают отдельную нишу среди разъяснений Минфина России и информирования Службы о действующем налоговом законодательстве. Это уникальный продукт, - рассказал заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин. - Мы не рассматриваем их как инструмент широкого применения для всех налогоплательщиков. Каждый запрос требует тщательной проработки».
Анализ полученных запросов позволил выделить несколько категорий. Среди основных:
- запросы о налоговых последствиях совокупности сделок, экономика которых неочевидна;
- вопросы, ответы на которые зависят от наличия тех или иных документов у плательщика;
- общие вопросы методологического характера, не связанные с конкретными сделками;
- вопросы по конкретным операциям, последовательное совершение которых, обладает признаками получения необоснованной налоговой выгоды или необходимости применения положений статьи 54.1 Налогового кодекса.
За время работы организации направили в ФНС России 19 запросов на мотивированные мнения. По урегулированным позициям совокупная налоговая база составила 663 млрд рублей, т.е. в среднем по каждому мотивированному мнению налоговая база по урегулированным налоговым позициям – более 35 млрд руб., а сумма налога – около 7 млрд рублей.
Большинство возникающих у организаций вопросов связано с налогом на прибыль, пояснила заместитель начальника Управления камерального контроля ФНС России Марина Крашенинникова. «На сегодняшний день нет случаев невыполнения налогоплательщиками полученных мотивированных мнений налогового органа. В то же время у нас есть опыт проведения трех взаимосогласительных процедур, две из которых оставили мотивированное мнение налогового органа без изменения», - сказала она.
При подготовке к «круглому столу» Налоговая служба провела онлайн-опрос среди потенциальных участников налогового мониторинга о том, что является для них основным мотивом вступления, чего они ожидают от нового формата взаимодействия с налоговыми органами. Большинство организаций заявили, что мониторинг позволит им снизить налоговые риски через урегулирование спорных вопросов. В то же время, многие компании отмечают, что переход на налоговый мониторинг для них, прежде всего, возможность повысить престиж организации, подтвердив тем самым репутацию добросовестного налогоплательщика.
Редактировано: 06 марта 2018