Снизить НДС: мечта идиота или реальная цель?
Описание бизнеса
В ООО «101 сосиска» (ОСН) 170 человек работают над созданием самых вкусных колбасных изделий. Произведенные объедения продают оптовым покупателям. 20 человек – это управленческий персонал, кадровики, бухгалтерия, отдел снабжения, отдел продаж и склад. Остальные 150 человек трудятся в отделе производства.
Компания закупает сырье у ООО «Ни рыба, а мясо» (ОСН). Контрагент знает толк в парной свинине, исконно русской телятине и молоденьких цыпочках… Экологически чистая компания и по сырью, и по налогам. За год в карман поставщика ушло 200 млн руб., в т.ч. НДС 10% (пп.1 п.2 ст.164 НК РФ).
Из одних хрюшек и коров сардельки не слепишь: по фирменному рецепту и в соответствии с ГОСТом нужны приправы, консерванты и прочая одобренная стандартами химия. Все эти штучки поставляет ООО «Рога и копыта» (ОСН). А еще у этой компании была «серая» сторона работы: услуги по грузоперевозкам на «небывалом» транспорте. Но это совсем другая история, ведь ООО «101 сосиска» предпочитает работать на 100% легально.
За год ООО «101 сосиска» раскошелилась на 100 млн руб. в т.ч. НДС 18%…
Молва о супермегавкусной компании и малюсеньких ценах стала причиной очереди среди «колбасоманов».
За обе щеки уплетать сосиски, а точнее предоставить такую возможность конечным потребителям, хотели, как покупатели с НДС, так и спецрежимники.
В итоге, годовой доход ООО «101 сосиска» составил 500 млн рублей: 350 млн руб. принесли покупатели на ОСН, а 150 млн – не имеющие дело с НДС. У собственника появилось здоровое желание снизить НДС законными способами…
Минимальный НДС к уплате в бюджет манит бизнесменов, но иногда они забывают, что у налоговых органов появились такие методы контроля за уплатой этого налога в бюджет, что теперь только доказательства реальности совершенных операций помогут отбиться от доначислений. Многие думают, что единственный способ снизить НДС – через обнальные конторы. Но в эпоху современных технологий, таких как АСК НДС-2, а также умелых действий и сноровки налоговиков по выявлению обналички и доказательств нереальности сделок, оптимизировать налоги с помощью фирм-однодневок, как минимум, глупо и опасно.
Поделить колбасно-сардельный бизнес: соорудить из тройки менеджеров по продажам, бухгалтера и директора ООО «Колбасные обрезки» (УСН 15%). Созданная ООО-шка покупает у ООО «101 сосиска» товар на 120 млн руб., а продает покупателям без НДС за 150 млн руб. НДС не с лихвой сэкономит, но тем не менее, копеечка рубль бережет.
Конечно же, при наличии деловых целей, признаков самостоятельности и добросовестности, реальности операций и грамотном документообороте.
В этой схеме поток НДС с доходом 350 млн руб. идет точно так же, как и обычно. Всех упрощенцев, приносящих доход 150 млн руб. переводим на перепродавца. Товар перепродавцу от головной организации поступает с минимальной торговой наценкой, которая обосновывается маркетинговой политикой. Центр прибыли в части упрощенцев переносим на ООО на УСН 15%. Законно снизить налог на прибыль – есть масса способов.
Как говорится: «мухи отдельно – котлеты отдельно»… Почему бы не создать ООО «Расколбас» (УСН 15%), которое будет заниматься продажей колбасы покупателям без НДС. Но, продукцию новая компания будет не покупать, а заказывать ее производство из своего сырья.
ООО «Расколбас» самостоятельно приобретает все мясные прибамбасы для производства: мясо на 60 млн руб., специи на 30 млн руб. По договору на переработку давальческого сырья отдает свинину-говядину-соль-перец в ООО «101 сосиска» и платит за производственные услуги 20 млн руб. После получения готовых колбасных изделий компания реализует продукцию покупателям без НДС.
ООО «101 сосиска» также «работает на себя»: производит и продает самостоятельно продукцию покупателям с НДС на 350 млн руб. На покупку мяса толлинговая компания потратила 140 млн руб., а на специи – 70 млн руб.
Вывод
Таким образом, сравнивая абсолютно легальный бизнес без применения способов законной оптимизации налогов с не менее белым бизнесом с участием в деятельности перепродавца, а также законной схемой с обратным толлингом, мы получаем следующую экономию.
Этот вариант часто используют производители, чьи мощности или большая численность персонала не позволяют перейти на УСН. Главное, произвести четкое разделение потребителей с НДС и без НДС. Для прибыльности данной схемы нужно иметь от 20% до 40% клиентов без НДС, а для миллиардного бизнеса достаточно 5-10% потребителей без НДС. Также необходимо провести анализ расходов с НДС и без НДС.
Затем создать торговые дома на УСН, и часть покупателей начнут приобретать товар у таких компаний. При этом, часть доходов переносится в зону без НДС. Способы есть, осталось выбрать и посчитать, какой выгоден именно для вашего бизнеса.