Не примем декларации у «нищебродов»…
В идеале, чтобы налогоплательщик был богат, как на работников, так и на имущество, был щедр в уплате налогов, и, конечно же, грамотен. А вот нищенское состояние – это отличный повод послать…
Итак, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 31.08.2018 года по делу №А67-7436/2017.
Ситуация: компания отправила в инспекцию электронную декларацию по НДС, а инспекция отказала в приеме документа со ссылкой на п.28 Административного регламента ФНС России. Якобы «декларация содержит ошибки и не принята к обработке». Декларация подписана директором, статус которого подтвержден в ЕГРЮЛ, документ содержит все необходимые реквизиты, соответствует установленному формату, с усиленной электронной подписью тоже все в порядке…
Краткая справочка по п.28 Административного регламента ФНС России или «6 причин для отказа в приеме декларации»:
При этом инспектор обязан четко указать, в чем именно ошибся налогоплательщик. И никакой отсебятины: данный перечень из шести пунктов не может расширяться по усмотрению проверяющего.
Кроме этого, налоговый орган должен не позднее четырех часов с момента получения электронной декларации проверить ее на соответствие многочисленным требованиям, которые описаны в Приложении №1 Методических рекомендациях по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@. И, в случае обнаружения ошибок, сформировать сообщение об ошибке. Но это «как надо»: в реальности все наоборот…
Вот и в нашем деле, что-то пошло не так… Инспекция не указала «конкретных пунктов раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям, на соответствие которым проводилась проверка соответствующим программным обеспечением, а также конкретных оснований, указанных в пунктах 28, 194 Административного регламента». Типа, есть ошибки, предусмотренные нашим «личным законодательством», у нас более высокие планки для приема деклараций.
Собственно, в чем заключались эти «особые» требования? Я бы назвала их «ты нам не нравишься, ты нищеброд, хотя и грамотный. Именно поэтому мы не примем у тебя декларацию». Ну, а теперь перейдем к деталям. Отказали, потому что налогоплательщик обладает признаками транзитной организации. А именно:
- Нет движимого и недвижимого имущества;
- Нет работников;
- Не находится по юридическому адресу;
- Нет платежей по ведению хозяйственной деятельности;
- Взаимодействие с другими организациями и участие в цепочке сомнительных операций;
- Доля вычетов в сумме налога, исчисленного с налогооблагаемых операций, составляет 100%.
Суды не согласились с таким подходом. Есть закон – соблюдай, что написано, а не интерпретируй по-своему: «По убеждению суда, обстоятельства, негативно, с точки зрения налогового органа, характеризующие налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления налоговой декларации и не могут служить основанием для отказа в ее принятии, поскольку не указаны в качестве таковых ни в статье 80 НК РФ, ни в нормах Административного регламента, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии деклараций.
Мнение налогового органа о том, что, исходя из положений статьи 80 НК РФ, достоверность сведений, отраженных в декларации, должна быть проверена на этапе приема налоговой декларации, а выводы налогового органа о недостоверности сведений могут служить основанием для отказа в приеме налоговой декларации, признается судом ошибочным, противоречащим пункту 4 статьи 80 НК РФ, основанным на расширительном толковании норм НК РФ, что не допустимо в сфере публичных правоотношений» (из решения суда первой инстанции).
Аналогичная ситуация произошла и в Постановлении АС Западного-Сибирского округа от 25.07.2018 года по делу №А67-9224/2017. Налогоплательщик, конечно же, выиграл:
Кстати, теперь ФНС предложила «узаконить» такой подход к приему деклараций: Письмо ФНС России №ЕД-4-15/13247@ от 10 июля 2018 года. Компаниям, которые обладают признаками неблагонадежности, налоговики имеют право отказать в приеме деклараций… Только вот под многие из этих критериев подойдут порядочные, но малообеспеченные налогоплательщики… Например, «проживание ответственных за заполнение декларации лиц не по месту регистрации… Или «отправка «нулевых» отчетов в течение нескольких налоговых периодов»… Или «среднесписочная численность сотрудников – 1 человек либо персонал отсутствует совсем».
Юрист и старший налоговый консультант «Туров и партнеры»:
Вообще письма ФНС являются разъясняющими документами и могут устанавливать норму права, но фактически данное письмо вводит еще одно основание для проведения мероприятий налогового контроля. Если раньше налогоплательщики знали, что допросы, экспертизы, различные запросы проводятся в рамках камеральной или выездной налоговой проверки, то теперь это может быть осуществлено в целях проверки налогоплательщика для последующего признания сданной декларации аннулированной. При этом, под признаки недобросовестности подпадают субъекты малого предпринимательства. А как же тенденция по поддержке малого бизнеса? Т.е., теперь, чтобы мою декларацию приняли, я должна нанимать штат сотрудников, даже когда они мне не приносят ценного конечного продукта???
В итоге радует одно, что сотрудники нашей судебной системы – высококвалифицированные специалисты и могут рекомендации отличить от существующей или несуществующей нормы права. Они сдерживают произвол налоговиков.
Такое письмо также можно рассмотреть в ракурсе увеличения поступлений в бюджет. Как? Очень просто: всем известно, что наше законодательство о налогах не отличается простотой изложения, что влечет непонимание со стороны налогоплательщиков, и допуск различных непреднамеренных ошибок в уплате налогов, а как следствие штрафов и пеней. А пока по новому подходу налогоплательщик будет доказывать налоговым органам, что он честный и хочет задекларировать доходы, у него уже набегут пени, и казна государства пополнится.
Поэтому мониторим практику судов по данному вопросу, которая пока в пользу налогоплательщиков, и защищаем свои права.