Поиск Написать

6 марта ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ



Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов, рыбы, яиц) или прощёным воскресеньем.
«Прощёным», потому что в этот день Церковь призывает каждого человека испросить прощение у своих ближних и , в свою очередь, простить всех тех, кто вольно или невольно обидел или огорчил его.

Существует этот обычай для того, что бы люди через смирение очистили свою душу от бремени непрощённых обид и приготовились таким образом к встрече Великого поста.

Появилась эта традиция в первые столетия христианства у египетских монахов, которые на время Великого поста покидали монастырь и уединялись в пустыне. Некоторым из них не суждено было вернуться, поэтому, собравшись перед уходом для общей молитвы, монахи также просили друг у друга прощения, зная, что они могут не встретиться больше.

Постепенно этот обычай утвердился в общественной практике и существует по сей день.
Сегодняшнее Евангелие начинается со слов: «ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не просит вам согрешений ваших.»
Так Господь поясняет слова самой главной христианской молитвы «Отче наш» : «И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим» .
Прощать и просить о прощении - это два самых великих качества, принадлежащих человеку. Оба требуют напряжения веры и воли. Оба требуют подвига любви. И оба включают «свет разума», ясность ума, зоркость мудрости.
Надеяться на прощение наших грехов мы можем лишь тогда, когда простим своего ближнего, поэтому и существует в Уставе Церковном особый чин прощения, совершаемый в хармах после вечерней службы в Прощёное воскресенье, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
«Прости меня!» «Бог простит! И ты меня прости» - раздаются тихие голоса в храме. А на Руси и после богослужения люди ходили ко всем своим родственникам и знакомым, особенно к тем, кому принесли больше обид в прошедшем году, и от всего сердца просили прощения. Бывало, что барин просил прощения у крестьянина, вельможа – у своего подчиненного: смиряя гордыню и искренне раскаиваясь, люди забывали о сословных и имущественных различиях. Царь испрашивал прощения у своих подданных, объезжал войска (с 18-го века – расположения расквартированных в столице полков), просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

Прощёное воскресенье – это день проверки нашей духовной зрелости, день нашей строгой самопроверки: способны ли мы следовать за Христом, выполняя все Его заповеди? Многие из нас из собственного жизненного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощения у того, кого чем-либо обидел. Тут гордость наша мешает нам признать себя виновным. Но прежде чем испрашивать прощения друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что платили ему чёрствой неблагодарностью и за Его голгофские страдания, и за Его крестную смерть, которые он перенёс ради искупления наших грехов. За то, что так мало у нас любви к Нему...

…пройдёт всего несколько часов, и мы с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится, произойдёт нечто, что наложит на всё печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния. Начинается Великий пост…

Текст взят из журнала «Святой родник», который, в свою очередь, ссылается на материалы сайта Татьянин день, Православие и мир

Комментарии:
 

Подтвердите удаление записи