сегодня - Успение Богородицы !
слово "Успение", "успеть" раньше употреблялось в значении "уснуть". А т.к. по канонам христианства человек живет вечно, и смерть человеческая есть только дверь в другую жизнь(а вот КУДА ИМЕННО перейдет душа человека после телесной смерти, это уже зависит от самого человека), то становится понятно, что успение Божией Матери есть не смерть, а переход Её в рай.
В обычном порядке вещей люди не знают времени окончания своей земной жизни. Но святым Господь иногда открывает эту тайну для их душевной пользы. Подобное извещение о дне Своего преставления получила в откровении Пресвятая Богородица. Ей, по Божию повелению, явился Архангел Гавриил и возвестил о времени Ее успения. При этом Архангел вручил Божией Матери райскую светоносную ветвь со словами: «Радуйся, Благодатная! Тебя, Божию Невесту, призывает в Божественный Чертог Небесный Жених для бесконечного боголепного веселия».
Получив откровение, Божия Матерь пребывала в обычных молитвах и посте и ожидала наступления дня отшествия в загробный мир с радостью.
Самовидцы и слуги Слова в это время, рассеявшись по различным странам, проповедовали всюду Святое Евангелие. В один из дней Божественная сила, по Христову повелению, вдруг единовременно восхитила апостолов на воздух в местах их проповеди и по воздушной широте на легких облаках перенесла к Иерусалимскому дому апостола Иоанна Богослова, где жила Божия Матерь. В числе прибывших в Иерусалим церковное предание упоминает, кроме святых апостолов из числа 12, Тимофея, Дионисия Ареопагита и Иерофея из числа 70.
Собравшиеся Христовы ученики после благоговейнейшего приветствия Богоматери узнали от Нее о цели их собрания в Иерусалиме и горько плакали.
Утешая их, Пресвятая Богородица говорила: «Чада Господа и Сына Моего! Радости Моего отшествия к Богу не претворяйте в плач слезами вашими. Вот, Я отхожу превыше мира Ходатаицей о вас пред Богом. С вами же Я всегда буду в мире... А вы погребите Мое Тело в Гефсиманской веси». И еще молитвенно сказала: «Сыне и Боже Мой! Тех, Которых Ты дал Мне, сохрани во веки».
При последней беседе Божией Матери с апостолами не могли удержаться от плача также святой апостол Иоанн Богослов и многие честные жены, собравшиеся к этому дню в его доме. Исполненный скорби, апостол Иоанн говорил Пречистой: «Куда отходишь, Мати? Возьми к Твоему Божественному Сыну и меня, Твое чадо. …».
Пресвятая Богородица всех утешала, обещая быть их всегдашней Молитвенницей и по успении.
Но вот настало возвещенное свыше время отшествия Ее из этого мира болезней и печали. Апостолы и многие из иерусалимских христиан окружили одр, на котором Она возлежала. Лик Всесвятой Госпожи блистал светом и радостью. Вдруг кровля дома святого Иоанна Богослова от нестерпимых лучей небесного света как бы раскрылась. Перед одром Богоматери явился Сам Господь Спаситель, окруженный многочисленными Ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцев, пророков и праведников. Пречистая в умилении привстала, молитвенно воздела руки к Нему, насколько могла, поклонилась и с любовью тихо промолвила: «Славлю Тебя, Сын Мой, и Твое крайнее благосердие. Поклоняюсь славе Твоего величества. Песнословлю державу Твоего Божества, Твое снисхождение и человеколюбие. Что Тебе воздам Раба Владыке? Что Тебе ныне принесу на небеса, если не душу и тело?»
Господь в ответ на слова Богоматери сказал: «Прииди, Ближняя Моя, прииди, Прекрасная Моя! Прииди, Матерь Моя, в Божественную радость и Царство — туда, где споклоняемы Отец, Сын и Дух Святой».
Исходившую из тела Богоматернюю душу Спаситель принял на Свои живоначальные длани.
Святые апостолы при виде преставления Богоматери и радовались, и плакали, и с любовью лобызали Ее пречистое тело, благоухавшее небесным миром. Всесвятой лик Пречистой дышал благодатью и жизнью, как у мирно спящей, и озарял боголепным сиянием прощавшихся с Нею.
Апостольский сонм, излив свои чувства и оплакав разлучение свое с Богоматерью, приготовил Ее тело к погребению. Погребальный одр апостолы приняли на свои рамена и торжественно понесли в Гефсиманскую гробницу. Это была высеченная из камня пещера, вход в которую закрывался большим камнем. Апостольскому пению явно для слуха участников погребальной процессии вторил невидимый ангельский хор.
Торжественная обстановка погребения Божией Матери вызвала вспышку злобы в сердцах иудеев, ненавистников христианства. Один из ярых врагов первохристианского общества, некто Аффоний, иудейский священник, пламенея сатанинской злобой, — подбежал к погребальным носилкам, на которых износилось тело Богоматери. Он схватил носилки за край, намереваясь опрокинуть их. В это мгновение невидимая сила Божия отсекла кисти его рук, а сам он, ослепнув, с криком ужаса и боли упал на землю. Пораженный чудесной Божией карой и пришедший в сознание греха своего, Аффоний стал каяться пред всеми в своем замысле. Плача и исповедуя Божию Матерь Богородицей, он просил указания у апостолов, как ему загладить свой грех, тогда апостол Петр научил его просить прощения у Божией Матери и приложить обрубленные части рук к отсеченным кистям. Аффоний последовал апостольскому повелению и тотчас получил исцеление. Так Господь наказал иудейскую дерзость и сохранил честь Своего одушевленного Кивота.
Достигнув Гефсиманской пещеры, апостолы погребли здесь тело Богоматери и ко входу в пещеру, по еврейскому обычаю, привалили большой камень.
Пречистое тело Божией Матери почивало в погребальной пещере около трех дней. Гефсимания была для Нее местом лишь трехдневного упокоения.
Один чудесный случай привел апостолов и всех христиан к уверению в факте воскрешения и преображения тела Богородицы.
Вот что повествует церковное предание об этом событии.
Среди апостолов, собравшихся в Иерусалим на погребение Божией Матери, по Божию смотрению, отсутствовал апостол Фома. Божественная сила восхитила его в Иерусалим позднее прочих апостолов. Он прибыл сюда из Индии, где проповедовал Евангелие, в то время, как Божия Матерь уже два с половиной дня почивала в гробнице. Узнав об обстоятельствах Успения Пресвятой Богородицы, апостол Фома долго и горько плакал и скорбел о том, что не удостоился быть при последних минутах земной жизни и погребении Пречистой и не получил Ее благословения.
Сострадая ему и желая его утешить, апостолы направились с ним к пещере, в которой покоилось Богоматернее тело. Чтобы апостол Фома имел возможность проститься с Божией Матерью, они отвалили камень от входа гробницы. Все апостолы вошли в нее. Но каково было их изумление, когда вместо тела Пресвятой Богородицы они увидели на смертном ложе одни погребальные пелены, и для них стало очевидным чудо воскрешения Господом Своей Пресвятой Матери для жизни на Небе во плоти».
Пораженные этой чудесной неожиданностью, святые апостолы по возвращении в Сионский дом апостола Иоанна Богослова некоторое время пребывали в молитве. Уже к вечеру они сели за общую трапезу, чтобы подкрепиться пищей. По своему обыкновению на главном месте за столом они всегда полагали отдельный хлеб в честь и память Господа Спасителя. Такой хлеб лежал на переднем месте застолья и в этот раз. По окончании трапезы, когда апостолы возносили этот хлеб вверх со словами: «Господи Иисусе Христе, помогай нам», вдруг пред их очами разверзлась кровля дома, и их взорам в воздухе предстала Божия Матерь в небесной славе, окруженная бесчисленным сонмом Ангелов и святых. Из уст Пречистой послышался сладостный голос: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». Апостолы в умилении пали пред Богоматерью и воскликнули радостно: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»
Величание Успению Пресвятой Богородицы
Величаем Тя,
Пренепорочная Мати Христа Бога нашего,
и всеславное славим
Успение Твое.
Тропарь праздникаглас 1
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
перевод:
Родив, целомудрие сохранила, и по смерти своей не оставила мира, Богородица,
перешла к жизни, Мать вечной Жизни (т.е. Христа), и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
http://www.pravoslavie.ru/put/27499.htm
http://days.pravoslavie.ru/Days/20120815.htm
а это фотография, сделанная в пещере на Гробе Божией Матери в Гефсиманском саду в 2006 г.
В обычном порядке вещей люди не знают времени окончания своей земной жизни. Но святым Господь иногда открывает эту тайну для их душевной пользы. Подобное извещение о дне Своего преставления получила в откровении Пресвятая Богородица. Ей, по Божию повелению, явился
Получив откровение, Божия Матерь пребывала в обычных молитвах и посте и ожидала наступления дня отшествия в загробный мир с радостью.
Самовидцы и слуги Слова в это время, рассеявшись по различным странам, проповедовали всюду Святое Евангелие. В один из дней Божественная сила, по Христову повелению, вдруг единовременно восхитила апостолов на воздух в местах их проповеди и по воздушной широте на легких облаках перенесла к Иерусалимскому дому апостола Иоанна Богослова, где жила Божия Матерь. В числе прибывших в Иерусалим церковное предание упоминает, кроме святых апостолов из числа 12, Тимофея, Дионисия Ареопагита и Иерофея из числа 70.
Собравшиеся Христовы ученики после благоговейнейшего приветствия Богоматери узнали от Нее о цели их собрания в Иерусалиме и горько плакали.
Утешая их, Пресвятая Богородица говорила: «Чада Господа и Сына Моего! Радости Моего отшествия к Богу не претворяйте в плач слезами вашими. Вот, Я отхожу превыше мира Ходатаицей о вас пред Богом. С вами же Я всегда буду в мире... А вы погребите Мое Тело в Гефсиманской веси». И еще молитвенно сказала: «Сыне и Боже Мой! Тех, Которых Ты дал Мне, сохрани во веки».
При последней беседе Божией Матери с апостолами не могли удержаться от плача также святой апостол Иоанн Богослов и многие честные жены, собравшиеся к этому дню в его доме. Исполненный скорби, апостол Иоанн говорил Пречистой: «Куда отходишь, Мати? Возьми к Твоему Божественному Сыну и меня, Твое чадо. …».
Пресвятая Богородица всех утешала, обещая быть их всегдашней Молитвенницей и по успении.
Но вот настало возвещенное свыше время отшествия Ее из этого мира болезней и печали. Апостолы и многие из иерусалимских христиан окружили одр, на котором Она возлежала. Лик Всесвятой Госпожи блистал светом и радостью. Вдруг кровля дома святого Иоанна Богослова от нестерпимых лучей небесного света как бы раскрылась. Перед одром Богоматери явился Сам Господь Спаситель, окруженный многочисленными Ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцев, пророков и праведников. Пречистая в умилении привстала, молитвенно воздела руки к Нему, насколько могла, поклонилась и с любовью тихо промолвила: «Славлю Тебя, Сын Мой, и Твое крайнее благосердие. Поклоняюсь славе Твоего величества. Песнословлю державу Твоего Божества, Твое снисхождение и человеколюбие. Что Тебе воздам Раба Владыке? Что Тебе ныне принесу на небеса, если не душу и тело?»
Господь в ответ на слова Богоматери сказал: «Прииди, Ближняя Моя, прииди, Прекрасная Моя! Прииди, Матерь Моя, в Божественную радость и Царство — туда, где споклоняемы Отец, Сын и Дух Святой».
Исходившую из тела Богоматернюю душу Спаситель принял на Свои живоначальные длани.
Святые апостолы при виде преставления Богоматери и радовались, и плакали, и с любовью лобызали Ее пречистое тело, благоухавшее небесным миром. Всесвятой лик Пречистой дышал благодатью и жизнью, как у мирно спящей, и озарял боголепным сиянием прощавшихся с Нею.
Апостольский сонм, излив свои чувства и оплакав разлучение свое с Богоматерью, приготовил Ее тело к погребению. Погребальный одр апостолы приняли на свои рамена и торжественно понесли в Гефсиманскую гробницу. Это была высеченная из камня пещера, вход в которую закрывался большим камнем. Апостольскому пению явно для слуха участников погребальной процессии вторил невидимый ангельский хор.
Торжественная обстановка погребения Божией Матери вызвала вспышку злобы в сердцах иудеев, ненавистников христианства. Один из ярых врагов первохристианского общества, некто Аффоний, иудейский священник, пламенея сатанинской злобой, — подбежал к погребальным носилкам, на которых износилось тело Богоматери. Он схватил носилки за край, намереваясь опрокинуть их. В это мгновение невидимая сила Божия отсекла кисти его рук, а сам он, ослепнув, с криком ужаса и боли упал на землю. Пораженный чудесной Божией карой и пришедший в сознание греха своего, Аффоний стал каяться пред всеми в своем замысле. Плача и исповедуя Божию Матерь Богородицей, он просил указания у апостолов, как ему загладить свой грех, тогда апостол Петр научил его просить прощения у Божией Матери и приложить обрубленные части рук к отсеченным кистям. Аффоний последовал апостольскому повелению и тотчас получил исцеление. Так Господь наказал иудейскую дерзость и сохранил честь Своего одушевленного Кивота.
Достигнув Гефсиманской пещеры, апостолы погребли здесь тело Богоматери и ко входу в пещеру, по еврейскому обычаю, привалили большой камень.
Пречистое тело Божией Матери почивало в погребальной пещере около трех дней. Гефсимания была для Нее местом лишь трехдневного упокоения.
Один чудесный случай привел апостолов и всех христиан к уверению в факте воскрешения и преображения тела Богородицы.
Вот что повествует церковное предание об этом событии.
Среди апостолов, собравшихся в Иерусалим на погребение Божией Матери, по Божию смотрению, отсутствовал апостол Фома. Божественная сила восхитила его в Иерусалим позднее прочих апостолов. Он прибыл сюда из Индии, где проповедовал Евангелие, в то время, как Божия Матерь уже два с половиной дня почивала в гробнице. Узнав об обстоятельствах Успения Пресвятой Богородицы, апостол Фома долго и горько плакал и скорбел о том, что не удостоился быть при последних минутах земной жизни и погребении Пречистой и не получил Ее благословения.
Сострадая ему и желая его утешить, апостолы направились с ним к пещере, в которой покоилось Богоматернее тело. Чтобы апостол Фома имел возможность проститься с Божией Матерью, они отвалили камень от входа гробницы. Все апостолы вошли в нее. Но каково было их изумление, когда вместо тела Пресвятой Богородицы они увидели на смертном ложе одни погребальные пелены, и для них стало очевидным чудо воскрешения Господом Своей Пресвятой Матери для жизни на Небе во плоти».
Пораженные этой чудесной неожиданностью, святые апостолы по возвращении в Сионский дом апостола Иоанна Богослова некоторое время пребывали в молитве. Уже к вечеру они сели за общую трапезу, чтобы подкрепиться пищей. По своему обыкновению на главном месте за столом они всегда полагали отдельный хлеб в честь и память Господа Спасителя. Такой хлеб лежал на переднем месте застолья и в этот раз. По окончании трапезы, когда апостолы возносили этот хлеб вверх со словами: «Господи Иисусе Христе, помогай нам», вдруг пред их очами разверзлась кровля дома, и их взорам в воздухе предстала Божия Матерь в небесной славе, окруженная бесчисленным сонмом Ангелов и святых. Из уст Пречистой послышался сладостный голос: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». Апостолы в умилении пали пред Богоматерью и воскликнули радостно: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»
Величание Успению Пресвятой Богородицы
Величаем Тя,
Пренепорочная Мати Христа Бога нашего,
и всеславное славим
Успение Твое.
Тропарь праздникаглас 1
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
перевод:
Родив, целомудрие сохранила, и по смерти своей не оставила мира, Богородица,
перешла к жизни, Мать вечной Жизни (т.е. Христа), и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
http://www.pravoslavie.ru/put/27499.htm
http://days.pravoslavie.ru/Days/20120815.htm
а это фотография, сделанная в пещере на Гробе Божией Матери в Гефсиманском саду в 2006 г.