Поиск Написать

дети

Травля в детской группе, рекомендации для родителей

Так вот, про что можно сделать. Конечно, ситуации очень разнообразны, это общие принципы и шаги.

1. Назвать явление
Никаких "У моего сына (у Пети Смирнова) не ладится с одноклассниками". Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда его толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют -- это называется ТРАВЛЯ. Насилие. Пока не назовете своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит.
Дальше нужно понять, кто готов взять на себя ответственность за прекращение этого дела. Признак того, что готов -- как раз готовность назвать травлю травлей. Идеально, если это сразу учитель. Если же он продолжает петь песню про "Ну, он такой" -- придется идти выше. Надо найти того, кто назовет происходящее своим именем. И с него начинать работу. Если это руководитель, пусть отдаст распоряжение и отследит выполнение, или сделает сам, раз подчиненные не способны. Обращаться во внешние инстанции - крайний вариант, но если нет другого выхода, тянуть не надо. В нашем случае только с уровня директора пошли изменения. Директор тоже попыталась играть в игру "а что же вы со своим ребенком не поработали", но после вопроса "То есть вы расписываетесь в том, что ваш педколлектив с травлей ребенка в классе справиться не может?" быстро сменила стиль разговора и мы обо всем мило договорились.
Дальше тот взрослый, кто взял на себя общественность, для простоты будем называть его учителем, хотя это может быть школьный психолог, вожатый в лагере, тренер, завуч и т. д. должен поговорить с группой, в которой происходит травля и НАЗВАТЬ явление группе.
По многим комментам бывших "травильщиков" видно, насколько дети не осознают, что именно делают. У них в голове это называется "мы его дразним" или "мы так играем" или "мы его не любим". Они должны узнать от взрослого, что когда они делают так и эдак, это называется вот так и это -- недопустимо.
Бывает, небходимо описать ситуацию ст очки зрения жертвы. Мне, как ни странно, потребовалось делать это для педагогов. Иначе не получалось вытащить их из "подумаешь, дети всегда друг друга дразнят". Я им предложила представить себе: "Вот вы приходите на работу. Никто не здоровается, все отворачиваются. Вы идете по коридору -- сзади смешки и шепот. Вы приходите на педсовет, садитесь. Тут же все сидящие рядом встают и демонстративно отсаживаются подальше. Вы начинаете контрольную -- и обнаруживаете, что заранее записанное на доске задание кто-то стер. Вы хотите заглянуть в свой ежедневник -- его нет на месте. Позже вы находите его в углу туалета, со следами ног настраницах. Однажды вы срываетесь и кричите, вас тут же вызывают к директору и отчитывают за недопустимое поведение. Вы пытаетесь пожаловаться и слышите в ответ: нужно уметь ладить с коллегами!" Ваше самочувствие? Как долго вы сможете выдержать?"
Важно: не давить на жалость. Ни в коем случае не "представляете, как ему плохо, как он несчастен?". Только : как было бы ВАМ в такой ситуации? Что чувствовали бы ВЫ? И если в ответ идут живые чувства, не злорадствовать и не нападать. Только сочувствие: да, это всякому тяжело. Мы люди и нам важно быть вместе.
Иногда первого пункта и хватает, если только-только началось.

2. Дать однозначную оценку.
Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные человеки, что они способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы . Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Можно привести применры, что нам может казаться неправильным в других людях: внешность, национальность, реакции, увлечения и т. д. Привести примеры, как одно и то же качество в разные времена и в разных группах оценивалось по-разному. Есть еще классная ролевая игра про кареглазых и голубоглазых, но ее должны проводить профессионалы. А мозги хорошо прочищает.
Конечно, все это получится, только если сам взрослый так искренне считает. Это должна быть проповедь, а не нотация.

3. Обозначить травлю как проблему группы
Когда на людей наезжают, предъявляя им моральное обвинение, они начинают защищаться. В этот момент их не интересует, правы они или нет, главное -- оправдаться. Дети не исключение. Особенно дети, зачинщики травли, потому что очень часто это дети с нарциссической травмой, абсолютно неспособные переносить стыд и вину. И они будут драться, как гладиаторы за свою роль "супер-пупер альф". То есть в ответ на называние травли насилием, вы услышите: "А чего он? А мы ничего.. А это не я." и все в таком духе. Понятно, что толку от обсуждения в таком ключе не будет. Поэтому не надо его вести. Не надо спорить о фактах, выяснять, что именно "он", кто именно что и т. д. Нужно обозначить травлю как болезнь ГРУППЫ. Так и сказать: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть - насилием. Это очень грустно, это всем вредно и плохо. И давайте-ка вместе срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс. Это позволит зачинщикам сохранить лицро и даже предоставит им возможность хотя бы попробовать примерить роль недеструктивной "альфы", которая "отвечает за здоровье класса". И, чтоособено важно, это снимает противопоставление между жертвами-насильниками-свидетелями. Все в одной лодке, общая проблема, давайте вместе решать.
С детьми постарше можно посмотреть и обсудить "Повелителя мух" или (лучше) "Чучело". С маленькими -- "Гадкого утенка".

4. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор
Резулььат не будетпрочным, если дети просто погнутся под формальные требования учителя. Задача -- вывести их из "стайного" азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего. Можно предложить детям оценить, каков из вклад в болезнь класса под названием "травля". Допустим 1 балл -- это " я никогда в этом не участвую", 2 балла -- "я иногда это делаю, но потом жалею", 3 балла -- "травил, травлю и буду травить, это здорово". Пусть все одновременно покажут на пальцах -- сколько баллов они поставили бы себе? Если это не подростки, "троек" не будет, даже у самых отпетых агрессоров. В этом месте ни вкоем случае нельзя пытаться уличить: нет,на самом деле ты травишь. Наоборот, нужно сказать:"Как я рад, у меня от сердца отлегло. Никто из вас не считает, что травить -- это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечить свой класс". Так моральная оценка травли становится не внешней, навязанной взрослым, ее дают сами дети.
Если группа очень погрязла в удовольствии от насилия, конфронтация может быть более жесткой. Я описывала прием с "Гадким утенком" в книжке, перескажу здесь коротко. Напомнив детям тот отрывок, в котором описана травля, можно сказать примерно следующее: "Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?".
Этот же прием может помочь родителям осознать, что если травят не их ребенка, а наоборот, это тоже очень серьезно. Их дети находятся в роли тупых и злобных кур, а такие роли присыхают так крепко, что начинают менять личность. Они этого хотят для своих детей?
Для индивидуального разговора с ребенком, не понимающим, что плохого в травле, это тоже подходит.

5. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт
До сих пор речь шла о том, как не надо. Ошибкой было бы остановиться на этом, потому что, запретив детям прежние способы реагировать и вести себя и не дав других, мы провоцируем стресс, растерянность и возвращение к старому.
Момент, когда прежняя, "плохая" групповая динамика прервана, раскрутка ее губительной спирали прекращена, самый подходящий, чтобы запустить динамику новую. И это важно делать вместе.
Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например: "У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся -- их разнимают.". Если дети постарше, можно разобрать более сложные ситуации, например, то, что люди по-разному чувствительны, и то, что для одного -- дружеская борьба, для другого может быть больно. Это может найти отражение в таком, например, правиле. "Если я вижу, что невольно задел и обидел человека, я прекращу делать то, что я делаю немедленно". Но слишком много, тонко и сложно не надо, по крайней мере для начала.
Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют. Еще лучше -- чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. Этот прием называется "заключение контракта", он прекрасно работает в терапевтических и тренинговых группах для взрослых, и с детьми тоже вполне эффективен. Если правила кто-то нарушает, ему могут просто молча указать на плакат с его собственной подписью.

6. Мониторинг и поддержка позитивных изменений
Это очень важно. В нашем случае это была главная ошибка: я поговорила с директором, та кого-то приструнила, вроде стало лучше и мы не стали дожимать, надеясь, что все постепенно выправится. А оно притихло, но тлело, как торфяное болото.
Очень важно чтобы взрослый, который взялся разруливать ситуацию, не бросал группу. Он должен регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь. Можно сделать "счетчик травли", какой-нибудь сосуд или доску, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похожее на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По количеству камешков определяется, хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем на прошлой и т. д. Да множество есть всяких фишек, тренеры и игротехники их знают. Можно ставить спектакли, сочинять сказки и делать коллажи про "хронику выздоровления", сделать "график температуры! и т. д.
Суть в том, что группа постоянно получает заинтересованный интерес от авторитетного взрослого и по-прежнему считает победу над травлей своим общим делом.

7. Гармонизировать иерархию
Вот теперь пора думать про популярность. Про то, чтобы каждый имел признание в чем-то своем, мог предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней. Праздники, конкурсы, смотры талантов, походы, экспедиции, игры на командообразование -- арсенал богатый, гуляй-не хочу. Чем дольше группе предстоит прожить в этом составе, тем этот этап важнее.
Признак гармоничной групповой иерархии -- отсутствие жестко закрепленных ролей "альф", "бет" и "омег", гибкое перетекание ролей: в этой ситуации лидером становится тот, в той -- другой. Один лучше всех рисует, другой хохмит, третий забивает голы, четвертый придумывает игры. Чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем здоровее группа.
Ну, это уже из серии "совсем хорошо". Даже если так прям не получается, достаточно мирного, спокойного сосуществования, а реализовываться дети могут в других местах.

Как-то так. Никакой тут нет Америки и непонятно, почему учителей чему-то такому не учат. Конечно, есть множество осложненных ситуаций, например, агрессивное поведение жертвы, или устойчивая виктимность, или поддержка травли родителями. Но это уже надо вникать и думать, как быть в данном случае. А общую стратегию я примерно описала. Источник http://ludmilapsyholog.livejournal.c...BE%D0%BB%D0%B0

Комментарии:
Есть один замечательный рецепт. "Жертва" при первых намеках на травлю (при первых намеках!!!) дает по роже неформальному лидеру и так сильно, чтоб кровища из носу хлестала, неважно, что будет потом - ругань, драка, скандал... но травля будет пресечена на корню.
ЗЫ. Проверено на себе в детстве, два раза.
Есть один замечательный рецепт. "Жертва" при первых намеках на травлю (при первых намеках!!!) дает по роже неформальному лидеру и так сильно, чтоб кровища из носу хлестала, неважно, что будет потом - ругань, драка, скандал... но травля будет пресечена на корню.
если жертва не способна ударить , если трое против одного
если жертва не способна ударить , если трое против одного
Да хоть 10 против одного.
Главная проблема в том - что жертва не способна, и тем самым подписывает себе приговор, а жаль
"Жертва" при первых намеках на травлю (при первых намеках!!!) дает по роже неформальному лидеру
Это уже не жертва, если может по роже дать. Сильным и способных дать сдачи всегда проще, даже если сами они в лидеры не стремятся.
Это уже не жертва, если может по роже дать. Сильным и способных дать сдачи всегда проще
Да как сказать - та же жертва, только с кулаками. Тут иногда словом можно убить человека особенно это важно в подростковой среде ... На своем опыте проверено
Есть один замечательный рецепт. "Жертва" при первых намеках на травлю (при первых намеках!!!) дает по роже неформальному лидеру и так сильно, чтоб кровища из носу хлестала, неважно, что будет потом - ругань, драка, скандал... но травля будет пресечена на корню.
Боюсь, что вынуждена согласиться.
Главная проблема в том - что жертва не способна, и тем самым подписывает себе приговор, а жаль
Сначала был выбор "способен-не способен", а потом уже человек становится жертвой. Жертвой не рождаются.
если жертва не способна ударить , если трое против одного
Да хоть 10 против одного.
пусть потом будет драка, пусть и побьют, но эти трое будут знать, что хотя бы один из их будет ходить по меньшей мере с фонарем, по большому счету со сломанным носом. Сама прошла через это, но жертвой не стала, хотя и трусила отчаянно, но "на миру и смерть красна". После двух драк и двух же сломанных носов от меня отстали навсегда.
Есть один замечательный рецепт. "Жертва" при первых намеках на травлю (при первых намеках!!!)
при первых намеках или позже, если жертва не сопротивлялась, сработает рецепт согласна если жертва сможет его применить один на один.
Главная проблема в том - что жертва не способна, и тем самым подписывает себе приговор, а жаль
как вариант всегда можно уйти в другую школу класс, жаль что след от травли может отразиться на психике ребенка. Жаль, что взрослые закрывают глаза на проблему "Директор тоже попыталась играть в игру "а что же вы со своим ребенком не поработали", дети в начальных классах не понимают , что делают "У них в голове это называется "мы его дразним" или "мы так играем" или "мы его не любим".
Тут иногда словом можно убить человека особенно это важно в подростковой среде ... На своем опыте проверено
Сделать жертвой, убить словом или просто обидеть можно только того, кто поддается.
Я очень надеюсь, что мне удалось привить своему ребенку отсутствие излишней тонкости душевной организации, которая позволяет получать раны от пустых злобных слов (Физически она по природе не слаба)
То, что в статье описано - это уже преодоление последствий. А ведь неспроста у кого-то есть проблемы, у кого-то нет, и смена школ не всегда помогает.
Это уже не жертва, если может по роже дать.
В том то и дело. Жертвой после этого уже не будешь. Порочный круг будет разорван в самом начале.

как вариант всегда можно уйти в другую школу класс
Уйти можно, но останется страх перед повторением ситуации.

Жаль, что взрослые закрывают глаза на проблему
Да не всегда. В том классе, где мой сын учится, девочки задразнили толстую девочку и еще одну, не толстую, но одевается как то не так. Учительница на каждом собрании об этой проблеме, и что делать, и что она сама делает, и как решить
Но там похоже родители масла в огонь подливают, я уже писала где-то - не класс, а змеюшник, они сами еще с детства что-то между собой не поделили
А ведь неспроста у кого-то есть проблемы, у кого-то нет, и смена школ не всегда помогает.Сделать жертвой, убить словом или просто обидеть можно только того, кто поддается.
глупости, не надо делить на плохих и хороших, все разные, тем более дети, я говорю про маленьких детей. Январь, зачем обижать, убивать словом?
Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные человеки, что они способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы . Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным.

как вариант всегда можно уйти в другую школу класс
Уйти можно, но останется страх перед повторением ситуации.
может появиться уверенность, что не все такие как твой бывший класс .
Сделать жертвой, убить словом или просто обидеть можно только того, кто поддается.
+1. Именно так. Поэтому второй замечательный рецепт - в самом начале травли никак не реагировать внешне на проявления травли, если конечно она не выражается в физических действиях.
если конечно она не выражается в физических действиях.
К сожалению, она скорее всего будет выражаться в физических действиях, если не побои, то сломанные вещи и т.д.
P.S. На самом деле травля - серьезная проблема детских коллективов, как говорила одна моя знакомая психолог, дети жестоки как зверята, объектом травли может стать любой "не такой как все". Почему не могут помочь взрослые? Причин несколько. Одна из них - жаловаться стыдно (и есть вариант, что еще больше затравят)
К сожалению, она скорее всего будет выражаться в физических действиях, если не побои, то сломанные вещи и т.д.
это скорее у мелких детей, у детей-тинейджеров может и словесно. У нас в классе дразнили пацаны прозвищем одну девченку, которая тут же кричала "дурак" на дразнящего, так они ещё сильней старались. Думаю, если бы она не обратила внимание, то кличка бы быстро отпала.
 

Подтвердите удаление записи