Усадьба Шереметевых в Петербурге
24 сентября 2011 года я сходила на экскурсию, устроенную группой «Петербург – Узнай место».
Большой участок земли был в 1712 году пожалован Петром I фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву, участнику битвы под Полтавой и первому носителю графского титула. Благодаря огромному богатству семьи и эффективному управлению после реформы 1861 года размер усадьбы сохранился с даты пожалования по 1917 год. К юбилею, 300-летию усадьбы, созданную в 1838 году И.Д.Корсини нарядную решётку, забрали на реставрацию. Начинаю рассказ со снимка, сделанного зимой.
+23
В настоящее время на территории бывшей усадьбы 17 построек, включая дворец. Назначение их менялось с течением времени, вплоть до квартир, сдаваемых в наём. Первыми архитекторами были крепостные (не названные), впрочем, до середины XYIII века основной резиденцией графов было поместье Кусково под Москвой.
Великолепное барочное здание было возведено после 1750 года (было множество перестроек) по проектам архитекторов Саввы Ивановича Чевакинского и крепостного Фёдора Семёновича Аргунова. Лепнина, как нам сказали, сделана по рисункам Корсини. Флигели тоже богато украшены. Мы вышли за пределы парадного двора через ворота, украшенные колоннами с коричневыми капителями (керамика) и гербом Шереметевых. О подробностях касательно герба можно почитать по ссылке, упомяну только «мохнатое ведро» - так обозвал юный экскурсант боярская шапка, лежащую над скрещенным оружием.
Дальше – совсем не так радужно.
Жилой пятиэтажный (с 1947 года), раньше трёхэтажный певческий дом был для Шереметевской капеллы – хора крепостных, набранных в основном из малороссийских (так нам рассказали) имений набожного графа. О судьбе певчих, когда голоса их слабели, о том, как относились они к разлуке с семьями и видели ли родных после переезда в Санкт-Петербург, сведений нам никаких не сообщили. На первом этаже раньше конюшня была. Больничный флигель - для крепостных - двухэтажный, с цветами, ныне жилой. К нему примыкает четырёхэтажный - для одного из сыновей графа, сообщавшийся со дворцом.
Дальше – очень интересно, здание бывшего манежа и конюшен. В сложные для графьёв времена его придумали сдавать под что попало. Самым занятным обитателем было общество велосипедистов. Увы, в сети я не нашла информации, но гид сказала – это место весьма нынешними любителями железных коней почитается. Всё правильно – на смену лошадкам пришло двухколёсное изобретение. Ныне здесь театр «На Литейном».
Со стороны сада можно полюбоваться портиком бывшего манежа, сохранившимся от проекта Джакомо Кваренги.
Вокруг театра - пятиэтажные доходные дома. Графский управляющий Лодыжинский (надеюсь, правильно записала фамилию, в сети ничего о нём не выявила) нашёл способ сохранить усадьбу за владельцем путём постройки предназначенных в аренду домов для среднего дома. От Литейного театр отгораживает дом, прилично выглядящий только со стороны проспекта. Арка симпатичнее многих – всё-таки вход в театр.
Далее предприимчивый хозяин под возмущение прессы пожертвовал частью сада, решёткой и гротом ради постройки, как ныне говорят, торгового центра, а тогда сие называлось «пассаж» или торговые ряды. Первоначально двухэтажное, здание было в 30-е надстроено ещё тремя этажами. О бывшем владельце напоминают фрагменты герба Шереметевых (два креста) на капителях колонн.
Любопытная ещё информация – В 1910-е гг. планировалось соединить ул. Жуковского с Итальянской ул., возведя мост через Фонтанку. И через Певческий мост вывести улицу на Шведский пер. Но план дублирования Невского пр., созданный инженером-строителем Ф. Енакиевым, не был осуществлен из-за отказа Шереметева (за что автомобилисты его не поблагодарят).
Граф не успел запустить бизнес-проект в дело. Началась Первая мировая. Пришлось переоборудовать здание под госпиталь и построить стену, отделяющую его от усадьбы (а то ходят тут всякие).
Последняя, самая приятная часть прогулки по усадьбе – сад. В 90-е на его территории проводились раскопки, и были найдены остатки фонтанов. Первоначально (до 1830-х) парадным был въезд со стороны Литейного, так что дворовые фасады не уступают обращённым к Фонтанке. Некогда на второй этаж вела деревянная лестница, сгнившая задолго до революционных волнений.
Похожий на могилу памятный знак Прасковье Жемчуговой установлен недавно. Прежний не сохранился, он был ближе к окнам спальни, где женщина умерла, как я поняла, около домовой церкви дворца Шереметевых.
Сегодня у сада несколько хозяев – музей Фонтанный дом, где жила Ахматова, и музей Музыки между собой не сообщаются. Мы направились обратно к входу со стороны Фонтанки, чтобы попасть в парадные залы, но это уже другая история.
Запись размещена в сообществах:
Культурная Столица
ПРОГУЛКИ ПУТЕШЕСТВИЯ
ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ
Больше всего люблю Россию
ПИТЕР - МОЙ ГОРОД!
русская усадьба
Прогулки по Петербургу
Карта СПб
АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Открытие. Взгляд через объектив
Российские города самые городатые города
Города и веси России
Большой участок земли был в 1712 году пожалован Петром I фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву, участнику битвы под Полтавой и первому носителю графского титула. Благодаря огромному богатству семьи и эффективному управлению после реформы 1861 года размер усадьбы сохранился с даты пожалования по 1917 год. К юбилею, 300-летию усадьбы, созданную в 1838 году И.Д.Корсини нарядную решётку, забрали на реставрацию. Начинаю рассказ со снимка, сделанного зимой.
+23
В настоящее время на территории бывшей усадьбы 17 построек, включая дворец. Назначение их менялось с течением времени, вплоть до квартир, сдаваемых в наём. Первыми архитекторами были крепостные (не названные), впрочем, до середины XYIII века основной резиденцией графов было поместье Кусково под Москвой.
Великолепное барочное здание было возведено после 1750 года (было множество перестроек) по проектам архитекторов Саввы Ивановича Чевакинского и крепостного Фёдора Семёновича Аргунова. Лепнина, как нам сказали, сделана по рисункам Корсини. Флигели тоже богато украшены. Мы вышли за пределы парадного двора через ворота, украшенные колоннами с коричневыми капителями (керамика) и гербом Шереметевых. О подробностях касательно герба можно почитать по ссылке, упомяну только «мохнатое ведро» - так обозвал юный экскурсант боярская шапка, лежащую над скрещенным оружием.
Дальше – совсем не так радужно.
Жилой пятиэтажный (с 1947 года), раньше трёхэтажный певческий дом был для Шереметевской капеллы – хора крепостных, набранных в основном из малороссийских (так нам рассказали) имений набожного графа. О судьбе певчих, когда голоса их слабели, о том, как относились они к разлуке с семьями и видели ли родных после переезда в Санкт-Петербург, сведений нам никаких не сообщили. На первом этаже раньше конюшня была. Больничный флигель - для крепостных - двухэтажный, с цветами, ныне жилой. К нему примыкает четырёхэтажный - для одного из сыновей графа, сообщавшийся со дворцом.
Дальше – очень интересно, здание бывшего манежа и конюшен. В сложные для графьёв времена его придумали сдавать под что попало. Самым занятным обитателем было общество велосипедистов. Увы, в сети я не нашла информации, но гид сказала – это место весьма нынешними любителями железных коней почитается. Всё правильно – на смену лошадкам пришло двухколёсное изобретение. Ныне здесь театр «На Литейном».
Со стороны сада можно полюбоваться портиком бывшего манежа, сохранившимся от проекта Джакомо Кваренги.
Вокруг театра - пятиэтажные доходные дома. Графский управляющий Лодыжинский (надеюсь, правильно записала фамилию, в сети ничего о нём не выявила) нашёл способ сохранить усадьбу за владельцем путём постройки предназначенных в аренду домов для среднего дома. От Литейного театр отгораживает дом, прилично выглядящий только со стороны проспекта. Арка симпатичнее многих – всё-таки вход в театр.
Далее предприимчивый хозяин под возмущение прессы пожертвовал частью сада, решёткой и гротом ради постройки, как ныне говорят, торгового центра, а тогда сие называлось «пассаж» или торговые ряды. Первоначально двухэтажное, здание было в 30-е надстроено ещё тремя этажами. О бывшем владельце напоминают фрагменты герба Шереметевых (два креста) на капителях колонн.
Любопытная ещё информация – В 1910-е гг. планировалось соединить ул. Жуковского с Итальянской ул., возведя мост через Фонтанку. И через Певческий мост вывести улицу на Шведский пер. Но план дублирования Невского пр., созданный инженером-строителем Ф. Енакиевым, не был осуществлен из-за отказа Шереметева (за что автомобилисты его не поблагодарят).
Граф не успел запустить бизнес-проект в дело. Началась Первая мировая. Пришлось переоборудовать здание под госпиталь и построить стену, отделяющую его от усадьбы (а то ходят тут всякие).
Последняя, самая приятная часть прогулки по усадьбе – сад. В 90-е на его территории проводились раскопки, и были найдены остатки фонтанов. Первоначально (до 1830-х) парадным был въезд со стороны Литейного, так что дворовые фасады не уступают обращённым к Фонтанке. Некогда на второй этаж вела деревянная лестница, сгнившая задолго до революционных волнений.
Похожий на могилу памятный знак Прасковье Жемчуговой установлен недавно. Прежний не сохранился, он был ближе к окнам спальни, где женщина умерла, как я поняла, около домовой церкви дворца Шереметевых.
Сегодня у сада несколько хозяев – музей Фонтанный дом, где жила Ахматова, и музей Музыки между собой не сообщаются. Мы направились обратно к входу со стороны Фонтанки, чтобы попасть в парадные залы, но это уже другая история.
Запись размещена в сообществах:
Культурная Столица
ПРОГУЛКИ ПУТЕШЕСТВИЯ
ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ
Больше всего люблю Россию
ПИТЕР - МОЙ ГОРОД!
русская усадьба
Прогулки по Петербургу
Карта СПб
АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Открытие. Взгляд через объектив
Российские города самые городатые города
Города и веси России