«Электра», «Свадебка», «Соловей»
14 февраля 2013
Оперу Рихарда Штрауса я впервые услышала в 1999 году в Вене. Поняла из текста только «Цурюк, цурюк» - «назад, назад», и всё-таки осталась под впечатлением. Мощная, энергичная музыка, опера идёт примерно час пятьдесят без антракта и слушалась на одном дыхании. Декорации и костюмы с претензиями на глубокий смысл – сцена мрачная, полупустая и с памятником (остатками памятника? – уже плохо помню) в стиле тоталитаризма на заднем плане. Певицы были одеты в некие полулохмотья и колпаки. Главную партию пела здоровущая тётка, нагрузка на неё колоссальная – вообще не уходила со сцены и пела большую часть времени. Сейчас на сайте Венской оперы я не нашла эту постановку. Нашла в сети описание (возможно, не той самой, которую видела я, а более поздней), но так акцентированы надуманные автором отзыва стороны произведения, поэтому ссылку давать не буду.
Нашла в сети фотографию певицы Деборы Поласки, её Электра именно такая, как я запомнила.

+7
В результате я решила сходить на «Электру» в Мариинку. Поют наши артисты, но почему-то на немецком. Над сценой прикреплён экран для субтитров. Может быть, зря, если знаешь общую канву сюжета, даже и проще слушать, чем красочные перепевы на тему дымящихся от крови жертв. Античность, она такая была, миф древнегреческий…
Постановка была бы очень недурна, будь голоса посильнее. Прекрасный оркестр забивает певцов – не могу сказать, чья вина. Пространство сцены разделено по горизонтали – верхняя часть декораций в стиле модерн, когда жил Рихард Штраус, нижняя – подвал, где обосновалась Электра (фото из сети).

Костюмы, движение – нормально, но, увы, певцов порой не было слышно. Похоже, с оперой в России нынче ещё хуже, чем с балетом (где хоть солисты остались).
Зал, тем не менее, был полон, публика аплодировала.
Анекдотец из жизни Фаины Раневской до кучи.
У Раневской спросили, любит ли она Рихарда Штрауса, и услышали в ответ:
— Как Рихарда я люблю Вагнера, а как Штрауса — Иоганна.
Не любила она Рихарда Штрауса, не любила… но я её вкус не разделяю.
На «Соловей» и «Свадебку» мы с той же подругой, что на «Электру», сходили 24 января. «Свадебка» показалась несколько унылой, хотя не лишённой стиля, зато всего 20 минут. А вот «Соловей» - караул, голоса слабые, сопрано-соловей – резкий голос, рыбак упорно напоминает Ленского, «близится рассвет, а соловья всё нет» - почти «Пиковая дама». На этом фоне «Свадебка» вспомнилась как вполне приемлемая постановка. Хореография Брониславы Нижинской 1923 года, русскую свадьбу она представляла как зрелище торжественно-горестное.

Но в финале красиво.

Основа спектакля – кордебалет, а он слаб, хотя и не так, как певцы «Соловья». От скуки на «Соловье» я щёлкала фотоаппаратом (без вспышки), хотя обычно таких вольностей себе не позволяю, костюмы забавные.

И себя пощёлкала над царской ложей. Сидели мы сбоку, надо сказать – не стоит вплотную к ложе билеты брать, украшения мешают обзору.



