От Руси Изначальной до Рериха
От Руси Изначальной до Рериха
18.11.2007
Экскурсия по старинным полузабытым полуразрушенным (а то и разрушенным) усадьбам, последняя остановка - Извара(Бог на санскрите). Почему "От Руси изначальной"? Рерих в мистических целях поиска первоначального варианта заповедей, ниспосланных Моисею на горе Синай, много занимался изучением быта местных чухонских и финских племён. Кто-то решил, что они происходят от одного из пропавших колен израильских. Через наши земли шли варяги, Рерих (фамилия не то шведская, не то немецкая, экскурсовод сказал, что Рерих - из прибатийских немцев. Его папа был юристом) производил своё имя от Рёрих (Рюрик).
Эксурсовод рассказывает о сходстве питерского и новгородского населения.
О термине "национальность" - как её определять? Питерские татары - татарского не знают, на татар не похожи, но их объединяет ислам. До революции главным была религия. В Питере и Ленобласти полный племенной винегрет. В музее Рериха, помимо традиционных для домов-музеев личных вещей, фото и фотографий, много археологических находок.
В наших краях богатый материал дают раскопки сопок (как могильных, так и памятных, и курганах (только могилы, и меньше размером). Мужчин хоронили с убитыми (т.е. сломанными) инструментами (мечом, топором, серпом), многда с женщинами, собакой, кошкой - нашли и такое.
При захоронении тело располагали ногами в сторону рая. По западным понятиям - на восток, по восточным - на запад.
Самые интересные захоронения - незамужних девушек. Чтобы они не восстали из могилы в поисках мужа, их хоронили в подвенечном наряде. У славянок - лёгкие височные кольца, скандинавок - пряжки-фибулы. У чухны женщина нечистая, много подвесок. Водляне хоронили своих покойников в сидячей позе.
Места, по которым мы проезжали, по Столбовому договору 1612 года перешли шведам. Условиями было - русская сторона не принимает беженцев, шведы не насаждают лютеранство. Обе стороны не исполнили обещаний, как результат - религиозное восстание местной православной чухны в 1650 г. (возможно, я ошиблась с годом, не нашла на этот счёт ничего в интернете, хотя в 1650 году было много восстаний в разных местах), жестоко подавленное. Шведы роздали земли выходцам из Германии, а взамен беженцев переселяли сюда ингерманландских финнов. Финны делятся на племена: суоми - собственно финские финны, хями - беженцы из Карелии, есть ещё инкери - но они жили и живут здесь. Саамы (лопари, самоеды) - вообще не финны, зато самые сильные колдуны. В "Снежной королеве" помочь Герде могла только лопарка, Иван Грозный при всей своей религиозности держал у себя человек пятьдесят колдунов.
Здесь жили много немцев. Из перенаселённой Германии (там ещё и майорат был, младшим сыновьям приходилось искать счастье самим) приезжали и дворяне на службу, и колонисты (особенно при Екатерине).
Возделывать картошку стали немцы колонисты в Гатчине. Была раньше знаменита волосовская картошка (Волосово - от Велеса). Сейчас картошку здесь не выращивают.
Проезжали мы мимо посёлка, где живут цыгане. Экскурсовод говорит - о них знаем меньше, чем о папуасах. Цыганская музыка а-ля "Ромэн" к цыганам отношения не имеет. Экскурсовод говорит, что отличает цыган разных регионов - венгерские, молдавские, таджикские (люля).
Первая остановка - Ропша. Пётр I везде искал минеральную воду. В Ропшинский дворец Николай I привёз жену после свадьбы. Ямщик был пьян, вывалил молодожёнов в грязь, но они не огорчились, и потом Александра Фёдоровна обожала Ропшу. Использовался как охотничий домик.
До 1991 года дворец был цел, в 80-х здесь был санаторий. Потом украли кровельное железо, часть кирпичей, и теперь здание разваливается.
Интересный сад.
На кладбище в поисках ценностей раскапывали дворянские усадьбы. Напрасно - даже ордена, в которых покойник лежал в церкви, перед похоронами снимали и сдавали в казну (иностранные - иностранному государству). В Ропше был источник "Иордань", домик Петра (сейчас на его месте - останки кирхи), шведская усадьба.
Проездом (без остановок) нам повстречались Терпилицы.- усадьба друзей Рериха Врангелей, и Вильповицы - Лапино. Принадлежала Фельтену - петровскому повару, дяде архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Тоже разваливается, мы проехали, не останавливаясь.
Пётр был очень недоверчив, боялся, что его отравят, под конец жизни не доверял и Фельтену. Ему готовила старуха-чухонка. Но умер Пётр не от отравления, а от аденомы простаты, усиленной пьянкой после известия об измене жены.
К усадьбе обычно ведёт липовая аллея - пыле и шумоизолятор. Можно придумать и более поэтично-мистическое объяснение, но наш экскурсовод - рационалист.
К обещанному программой родоновому озеру в имении Герингов рядом с Гостилицами не подъехать зимой – лёд, опасно, да и не видно под снегом. В результате мы заехали в Воронино, где я была осенью. Смогла сравнить дуб-солитер зимой и осенью.
В крепости Копорье я была совсем недавно - на экскурсии по Ингерманландии. Копорье зимой смотрится довольно интересно, хотя не так эффектно, как осенью.
Вот что я не услышала в прошлый раз. Вера в духов была настолько сильна, что после разорения дворянских усадеб на дворянских надгробиях поотбивали лица – чтобы бывшие владельцы не могли вернуться и отомстить.
В Копорье нам повезло - приехал дедушка с пирожками. Он сорок лет работал в организации, занимающейся ленинградским водопроводом, под старость сбежал на природу. Теперь его жена печёт дивные пирожки, а муж продаёт их туристам. У него же можно купить чай, кофе или бульон, приготовленные на нехлорированной воде.
Очень много кошек просят поесть - им холодно, дачники разъехались. Я поделилась с ними пирожками, но они отнеслись к ним с подозрением, а на колбасу с бутербродов другой экскурсантки набросились, отталкивая мелких.
По дороге мимо совсем разрушенной, к тому же заснеженной (фамильную усыпальницу в другое время года посмотреть можно) усадьбе Дубельтов нам рассказали чуть-чуть о масонах. Во времена Пушкина большинство светских людей были масонами, хотя не все принимали это всерьёз. Точно не были масонами. http://www.istorya.ru/person/arak4eev.php]Алексей Андреевич Аракчеев[/url] и http://www.hrono.ru/biograf/rostopchin.html] Федор Васильевич Ростопчин[/url]. Сейчас православная церковь считает членство в масонской ложе несовместимым с православием. http://www.hrono.ru/biograf/dubelt.html] Леонтий Васильевич Дубельт[/url]. был фактическим руководителем знаменитого http://www.hrono.ru/organ/3otdelenie.html]Третьего отделения[/url]. Умный, деятельный и образованный человек, переводил "Айвенго". В жандармский корпус был конкурс, как в КГБ при застое. А вот http://www.hrono.ru/biograf/benkendorf.html] Александр Христофорович Бенкендорф[/url], которому в Париже пришла в голову завести жандармский корпус в России, там только числился.
Байка о Бенкендорфе - рассеянный был человек. Зашёл как-то к соседу, не застал его дома, решил подождать, да и забыл, что в гостях. Облачился в хозяйский халат, съел хозяйский ужин, а когда хозяин вернулся домой, они долго беседовали - каждый ждал, когда другой откланяется.
Торосово - усадьба Врангелей.
Лютеранская кирха церковь Ингрии рядом с ней действующая, в отличном состоянии,
а на усадьбу смотреть больно - развалины. Хозяин в своё время построил кирпичный и цеметный завод для своего дома, хозяйственных служб и оранжереи. Его убили во время революции, а вдова с детьми уехала в Германию. Редкость – подъездная аллея из лиственниц, а не липовая.
Как долго усадьбы будут продолжать разрушаться, и останется ли от них что-нибудь через несколько лет - невозможно предугадать. Как у нас реставрируют старинные здания, можно рассказать на примере восстановления Мариинской больницы. Было ветхое, но бесплатное отделение, теперь отремонтированное платное.
Пожалуй, самый интересный, хотя и не самый знаменитый пункт нашей экскурсии - Троицкая церковь в усадьбе Пятая гора дворян Брискорн, хозяев соседних деревенек. Каждый дворянин ставил в своей деревне церковь и кабак. Но в Пятой горке (местонахождение первой-четвёртой науке не известно) всё странно.
Троицкая церковь необычной формы. Обычно в православном храме одна апсида - алтарная на востоке, вход с западной стороны (Казанский собор - исключение из-за того, что нужен был вход с Невского). А здесь здание симметричное, с двумя апсидами - и на востоке, и на западе. Архитектор Николай Александрович Львов, масон. Похожие церкви (возможно, один прект) есть в районе Торжка. Экскурсовод сказал, что в Прямухино, где год назад сгорел священник с семьёй, такая же. Храм гораздо больше, чем нужно для небольшой деревни.
От хозяйского дома совсем рядом остался только фундамент, по которому видно, насколько дом меньше церкви. Кладбище рядом с церковью - это нормально, но погост был виден из окон жилого дома - впервые с таким сталкиваюсь. Чуть дальше в саду год назад чёрные следопыты раскопали загадочное сооружение, напоминающее огромный колодец. Но рядом пруд, копать на пригорке так глубоко не было смысла. Кто-то предположил - дренажный колодец, но уверенности нет. Есть предположение, что это использовалось для наказания крестьян - усадьбу основала знаменитая Салтычиха. Жена Бринкерна, личного аптекаря кого-то там из цариц, по рождению молдавская боярышня, отличалась редкой жестокостью. Секла крестьян, прижигала девушек утюгом и в конце концов, при Николае I, угодила-таки под опеку.
Сейчас в эту полуразрушенную церковь приезжают шаманить мистики и рерихнутые (так наш экскурсовод назвал называющих подобные места "сильными" и слышащих в вое ветра "Рерих". Кто-то из окрестных священников поставил крест у входа в храм, но едва ли это его защитит.
Наконец, объехав усадьбы знакомых Рериха, мы добрались до принадлежащей его отцу Извары. Много писать о ней не буду - интересующиеся Рерихом знают всё лучше меня.
Рерих был мистиком, верил в махатм под Гималаями - знатными кукловодами нашего мирового театра. Господ этих ради пущего вразумления искали разные экспедиции, посланные что Гитлером, что III интернационалом (а англичанам это не нравилось). В Изваре только два его подлинника, много репродукций, археологические находки. Моя подруга, с которой я ездила на экскурсия, была на Камчатке, а по возвращении попала на выставку Рериха. Самое невероятное на его картинах – что яркость красок - отнюдь не преувеличение.
На территории усадьбы – хозяйственные постройке с колоннами а-ля греческий храм, внаклонку выращенные деревья. Кроме усадьбы в Изваре есть ещё здание сельскозяйственной колонии.
и исток реки Извары
18.11.2007
Экскурсия по старинным полузабытым полуразрушенным (а то и разрушенным) усадьбам, последняя остановка - Извара(Бог на санскрите). Почему "От Руси изначальной"? Рерих в мистических целях поиска первоначального варианта заповедей, ниспосланных Моисею на горе Синай, много занимался изучением быта местных чухонских и финских племён. Кто-то решил, что они происходят от одного из пропавших колен израильских. Через наши земли шли варяги, Рерих (фамилия не то шведская, не то немецкая, экскурсовод сказал, что Рерих - из прибатийских немцев. Его папа был юристом) производил своё имя от Рёрих (Рюрик).
Эксурсовод рассказывает о сходстве питерского и новгородского населения.
О термине "национальность" - как её определять? Питерские татары - татарского не знают, на татар не похожи, но их объединяет ислам. До революции главным была религия. В Питере и Ленобласти полный племенной винегрет. В музее Рериха, помимо традиционных для домов-музеев личных вещей, фото и фотографий, много археологических находок.
В наших краях богатый материал дают раскопки сопок (как могильных, так и памятных, и курганах (только могилы, и меньше размером). Мужчин хоронили с убитыми (т.е. сломанными) инструментами (мечом, топором, серпом), многда с женщинами, собакой, кошкой - нашли и такое.
При захоронении тело располагали ногами в сторону рая. По западным понятиям - на восток, по восточным - на запад.
Самые интересные захоронения - незамужних девушек. Чтобы они не восстали из могилы в поисках мужа, их хоронили в подвенечном наряде. У славянок - лёгкие височные кольца, скандинавок - пряжки-фибулы. У чухны женщина нечистая, много подвесок. Водляне хоронили своих покойников в сидячей позе.
Места, по которым мы проезжали, по Столбовому договору 1612 года перешли шведам. Условиями было - русская сторона не принимает беженцев, шведы не насаждают лютеранство. Обе стороны не исполнили обещаний, как результат - религиозное восстание местной православной чухны в 1650 г. (возможно, я ошиблась с годом, не нашла на этот счёт ничего в интернете, хотя в 1650 году было много восстаний в разных местах), жестоко подавленное. Шведы роздали земли выходцам из Германии, а взамен беженцев переселяли сюда ингерманландских финнов. Финны делятся на племена: суоми - собственно финские финны, хями - беженцы из Карелии, есть ещё инкери - но они жили и живут здесь. Саамы (лопари, самоеды) - вообще не финны, зато самые сильные колдуны. В "Снежной королеве" помочь Герде могла только лопарка, Иван Грозный при всей своей религиозности держал у себя человек пятьдесят колдунов.
Здесь жили много немцев. Из перенаселённой Германии (там ещё и майорат был, младшим сыновьям приходилось искать счастье самим) приезжали и дворяне на службу, и колонисты (особенно при Екатерине).
Возделывать картошку стали немцы колонисты в Гатчине. Была раньше знаменита волосовская картошка (Волосово - от Велеса). Сейчас картошку здесь не выращивают.
Проезжали мы мимо посёлка, где живут цыгане. Экскурсовод говорит - о них знаем меньше, чем о папуасах. Цыганская музыка а-ля "Ромэн" к цыганам отношения не имеет. Экскурсовод говорит, что отличает цыган разных регионов - венгерские, молдавские, таджикские (люля).
Первая остановка - Ропша. Пётр I везде искал минеральную воду. В Ропшинский дворец Николай I привёз жену после свадьбы. Ямщик был пьян, вывалил молодожёнов в грязь, но они не огорчились, и потом Александра Фёдоровна обожала Ропшу. Использовался как охотничий домик.
До 1991 года дворец был цел, в 80-х здесь был санаторий. Потом украли кровельное железо, часть кирпичей, и теперь здание разваливается.
Интересный сад.
На кладбище в поисках ценностей раскапывали дворянские усадьбы. Напрасно - даже ордена, в которых покойник лежал в церкви, перед похоронами снимали и сдавали в казну (иностранные - иностранному государству). В Ропше был источник "Иордань", домик Петра (сейчас на его месте - останки кирхи), шведская усадьба.
Проездом (без остановок) нам повстречались Терпилицы.- усадьба друзей Рериха Врангелей, и Вильповицы - Лапино. Принадлежала Фельтену - петровскому повару, дяде архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Тоже разваливается, мы проехали, не останавливаясь.
Пётр был очень недоверчив, боялся, что его отравят, под конец жизни не доверял и Фельтену. Ему готовила старуха-чухонка. Но умер Пётр не от отравления, а от аденомы простаты, усиленной пьянкой после известия об измене жены.
К усадьбе обычно ведёт липовая аллея - пыле и шумоизолятор. Можно придумать и более поэтично-мистическое объяснение, но наш экскурсовод - рационалист.
К обещанному программой родоновому озеру в имении Герингов рядом с Гостилицами не подъехать зимой – лёд, опасно, да и не видно под снегом. В результате мы заехали в Воронино, где я была осенью. Смогла сравнить дуб-солитер зимой и осенью.
В крепости Копорье я была совсем недавно - на экскурсии по Ингерманландии. Копорье зимой смотрится довольно интересно, хотя не так эффектно, как осенью.
Вот что я не услышала в прошлый раз. Вера в духов была настолько сильна, что после разорения дворянских усадеб на дворянских надгробиях поотбивали лица – чтобы бывшие владельцы не могли вернуться и отомстить.
В Копорье нам повезло - приехал дедушка с пирожками. Он сорок лет работал в организации, занимающейся ленинградским водопроводом, под старость сбежал на природу. Теперь его жена печёт дивные пирожки, а муж продаёт их туристам. У него же можно купить чай, кофе или бульон, приготовленные на нехлорированной воде.
Очень много кошек просят поесть - им холодно, дачники разъехались. Я поделилась с ними пирожками, но они отнеслись к ним с подозрением, а на колбасу с бутербродов другой экскурсантки набросились, отталкивая мелких.
По дороге мимо совсем разрушенной, к тому же заснеженной (фамильную усыпальницу в другое время года посмотреть можно) усадьбе Дубельтов нам рассказали чуть-чуть о масонах. Во времена Пушкина большинство светских людей были масонами, хотя не все принимали это всерьёз. Точно не были масонами. http://www.istorya.ru/person/arak4eev.php]Алексей Андреевич Аракчеев[/url] и http://www.hrono.ru/biograf/rostopchin.html] Федор Васильевич Ростопчин[/url]. Сейчас православная церковь считает членство в масонской ложе несовместимым с православием. http://www.hrono.ru/biograf/dubelt.html] Леонтий Васильевич Дубельт[/url]. был фактическим руководителем знаменитого http://www.hrono.ru/organ/3otdelenie.html]Третьего отделения[/url]. Умный, деятельный и образованный человек, переводил "Айвенго". В жандармский корпус был конкурс, как в КГБ при застое. А вот http://www.hrono.ru/biograf/benkendorf.html] Александр Христофорович Бенкендорф[/url], которому в Париже пришла в голову завести жандармский корпус в России, там только числился.
Байка о Бенкендорфе - рассеянный был человек. Зашёл как-то к соседу, не застал его дома, решил подождать, да и забыл, что в гостях. Облачился в хозяйский халат, съел хозяйский ужин, а когда хозяин вернулся домой, они долго беседовали - каждый ждал, когда другой откланяется.
Торосово - усадьба Врангелей.
Лютеранская кирха церковь Ингрии рядом с ней действующая, в отличном состоянии,
а на усадьбу смотреть больно - развалины. Хозяин в своё время построил кирпичный и цеметный завод для своего дома, хозяйственных служб и оранжереи. Его убили во время революции, а вдова с детьми уехала в Германию. Редкость – подъездная аллея из лиственниц, а не липовая.
Как долго усадьбы будут продолжать разрушаться, и останется ли от них что-нибудь через несколько лет - невозможно предугадать. Как у нас реставрируют старинные здания, можно рассказать на примере восстановления Мариинской больницы. Было ветхое, но бесплатное отделение, теперь отремонтированное платное.
Пожалуй, самый интересный, хотя и не самый знаменитый пункт нашей экскурсии - Троицкая церковь в усадьбе Пятая гора дворян Брискорн, хозяев соседних деревенек. Каждый дворянин ставил в своей деревне церковь и кабак. Но в Пятой горке (местонахождение первой-четвёртой науке не известно) всё странно.
Троицкая церковь необычной формы. Обычно в православном храме одна апсида - алтарная на востоке, вход с западной стороны (Казанский собор - исключение из-за того, что нужен был вход с Невского). А здесь здание симметричное, с двумя апсидами - и на востоке, и на западе. Архитектор Николай Александрович Львов, масон. Похожие церкви (возможно, один прект) есть в районе Торжка. Экскурсовод сказал, что в Прямухино, где год назад сгорел священник с семьёй, такая же. Храм гораздо больше, чем нужно для небольшой деревни.
От хозяйского дома совсем рядом остался только фундамент, по которому видно, насколько дом меньше церкви. Кладбище рядом с церковью - это нормально, но погост был виден из окон жилого дома - впервые с таким сталкиваюсь. Чуть дальше в саду год назад чёрные следопыты раскопали загадочное сооружение, напоминающее огромный колодец. Но рядом пруд, копать на пригорке так глубоко не было смысла. Кто-то предположил - дренажный колодец, но уверенности нет. Есть предположение, что это использовалось для наказания крестьян - усадьбу основала знаменитая Салтычиха. Жена Бринкерна, личного аптекаря кого-то там из цариц, по рождению молдавская боярышня, отличалась редкой жестокостью. Секла крестьян, прижигала девушек утюгом и в конце концов, при Николае I, угодила-таки под опеку.
Сейчас в эту полуразрушенную церковь приезжают шаманить мистики и рерихнутые (так наш экскурсовод назвал называющих подобные места "сильными" и слышащих в вое ветра "Рерих". Кто-то из окрестных священников поставил крест у входа в храм, но едва ли это его защитит.
Наконец, объехав усадьбы знакомых Рериха, мы добрались до принадлежащей его отцу Извары. Много писать о ней не буду - интересующиеся Рерихом знают всё лучше меня.
Рерих был мистиком, верил в махатм под Гималаями - знатными кукловодами нашего мирового театра. Господ этих ради пущего вразумления искали разные экспедиции, посланные что Гитлером, что III интернационалом (а англичанам это не нравилось). В Изваре только два его подлинника, много репродукций, археологические находки. Моя подруга, с которой я ездила на экскурсия, была на Камчатке, а по возвращении попала на выставку Рериха. Самое невероятное на его картинах – что яркость красок - отнюдь не преувеличение.
На территории усадьбы – хозяйственные постройке с колоннами а-ля греческий храм, внаклонку выращенные деревья. Кроме усадьбы в Изваре есть ещё здание сельскозяйственной колонии.
и исток реки Извары