Испания 2011. Барселона.
О том, что впечатлило в Барселоне исключительно.
Собор Святого Семейства. Когда он показался из-за угла, у меня откровенно перехватило дух и я сделала вот так: "ааааааааааааааа". Попасть внутрь сложно, но можно, мы, скажу честно, не пытались, так как по времени были ограничены, а очередь стояла часа на 3.
Строительство начато в 1882 году, закончено будет предположительно в 2040 году, идет на финансирование паломников и благотворительные взносы.
А.Гауди успел постороить только один фасад.
После его кончины шли долгие дебаты, стоит ли продолжать строительство. В итоге продолжили. От себя скажу - наверное не стоило, так как старина от новодела отличается разительно, стили отличаются разительно, но может быть, когда закончат, в этом и будет его .... фишка что ли.
Хотя фишка уже есть в бесконечном строительстве. Дома, магазины и кафе, расположенные вокруг должны будут быть снесены и на их месте должны будут быть разбиты парки.
Не могу удержать и не скопировать статью из путеводителя [SPOILER]Искупительный Собор Святого Семейства, Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Familia) расположен к северу от Старого Города Барселоны в районе Eixample. Строительство храма, начатое в 1882 году, до сих пор не завершено.
Проект собора был изначально разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (Francisco de Paula del Villar y Lozano), который спустя год после начала строительства был замещён Антонио Гауди. Гауди полностью переработал проект, выполнив его в стиле модерн. Финансирование строительства производилось по подписке, из пожертвований католической общины и государственных грантов.
В 1882 году городские власти Барселоны начали строительство церкви, посвящённой Святому Семейству - Саграда Фамилия. Для нового храма был выделен свободный участок, находившийся в то время в нескольких километрах от города. Первоначальный проект храма принадлежит архитектору Франческо дель Вильяру. Дель Вильяр задумал возвести церковь в неоготическом стиле, но успел построить только крипту под апсидой. В 1891 году главным архитектором строительства стал Антонио Гауди. Строительство Саграда Фамилия продолжалось все последующие годы жизни Гауди.
На вопросы о необычно долгой длительности работ он отвечал: . С самого начала Гауди решил не следовать путём обычной архитектуры неоготического стиля. Церковь должна была быть готической только по духу и в основных формах, имея план в форме "латинского креста", но во всём остальном архитектор намеревался использовать свой собственный язык визуальных образов. По мере того, как строительство прогрессировало, собор приобретал свой необычный для католического храма вид: веретенообразные башни, по форме напоминающие песчаные замки, элементы крыши, выполненные в стиле кубизма.
Следуя своему обычному методу, Гауди не составлял предварительных планов работ. Он, скорее, набрасывал в общих чертах основные формы строительства, а затем импровизировал конструкции и детали по мере продвижения вперёд. Для этого ему необходимо было постоянно присутствовать на строительной площадке, и в итоге он переселился в одну из комнат в недостроенном здании собора. Наблюдая за постройкой, Гауди постоянно вмешивался в ход работ: ему приходили в голову неожиданные мысли и он стремился их воплотить, иногда даже останавливая работы и ломая построенное... Так над домами Барселоны начало подниматься одно из самых удивительных в мире сооружений, вызвавшее некоторое замешательство у горожан: какая же это церковь? Это не то муравейник, не то вырастающий из земли сталагмит, каменная сосулька!
По замысду Гауди все три фасада Саграда Фамилии должны были иметь стилистически одинаковое оформление и увенчиваться четырьмя высокими башнями криволинейных очертаний. В результате над храмом возвышались бы двенадцать башен, каждая из которых символизировала бы одного из двенадцати апостолов. А каждый из трёх фасадов был посвящён одному из трёх центральных сюжетов земной жизни Христа: "Рождество", "Страсти Христовы" и "Воскресение". По замыслу Гауди, фасады должны были украшать огромные панно и рельефы на соответствующие темы.
Несмотря на то, что Гауди строил храм на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть трансепта и апсида, составляющие большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроены. Более того - и сам Рождественский фасад был достроен только в 1950-е годы.
Гауди особенно трепетно относился к внутреннему убранству Храма Святого Семейства. Колонны, поддерживающие своды, символизировали апостолов и святых, которым посвящены приходские церкви всего мира. Необычна и форма колонн. В них Гауди использовал различные виды многоугольников, которые изменяются по мере движения ввысь. Колонны напоминают гигантские деревья, на кронах которых застыл небесный свод. "Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проёмы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звёзды", - писал Гауди.
С 1914 года Гауди все силы отдавал только строительству своего храма. Церковь стала его навязчивой идеей. Углубляясь в себя, он становился всё более эксцентричным, свято верил в своё мессианское предназначение, жил отшельником в своей мастерской, расположенной на строительной площадке, и выходил только время от времени "с шапкой в руке" для сбора средств на строительство церкви (решением инициаторов основания храма - Ассоциации почитателей Св.Иосифа - строительство должно было финансироваться только за счет пожертвований прихожан, поэтому работы не раз приостанавливались из-за нехватки средств).
Однажды, в 1926 году, направляясь в близлежащую церковь к вечерне, недалеко от строительной площадки Гауди был сбит трамваем. Никто не узнал в старике, одетом в поношенную одежду и похожем на бродягу, известного всей Барселоне архитектора. Он был отправлен в госпиталь Святого Петра и Святого Креста - больницу для бедных. Через два дня в возрасте 74 лет Антонио Гауди умер. Он похоронен в крипте недостроенного им собора.
После смерти Гауди в 1926 г работы над храмом продолжились под руководством Доминика Суграньеса (каталан. Domenech Sugranyes). Но вскоре события Гражданской Войны в Испании на несколько лет прервали строительство. Во время войны каталонские анархисты разрушили модель собора и уничтожили чертежи Гауди. Самому зданию также был нанесен ущерб. В 40-х годах работы были возобновлены. В 80-х гг по инициативе архитектора Jordi Bonet i Armengol для расчета конструкций собора стали применять компьютерные модели.
В середине 90-х гг вокруг недостроенного собора возникли споры о целесообразности продолжения работ. Группа архитекторов и градостроителей, которую возглавил известный каталонский архитектор Oriol Bohigas, призывала к полному их прекращению. Тем не менее проект был продолжен, финансируемый теперь консервативными католическими организациями, частными лицами и из-за рубежа (значительная часть средств поступает, например, из Японии).
Скорому окончанию проекта также препятствует сложность изготовления каменных блоков, формирующих эксцентричные формы собора. Согласно компьютерной модели, каждый из них требует индивидуальной обработки и подгонки. Предварительной датой завершения строительства указывается 2026 г - столетие со дня смерти автора проекта Антонио Гауди. В 2008 г предстоит завершить важный этап - покрытие кровлей центрального нефа здания.
В 2008 году группа из более чем 400 деятелей культуры Испании (в т.ч. ведущие архитекторы, режиссеры, галеристы) призвала остановить работы по завершению строительства собора. По их мнению, творение великого архитектора стало жертвой небрежной, неумелой реставрации в угоду туристической индустрии.[1]
Благодаря своему необычному внешнему виду, недостроенный собор стал одной из главных достопримечательностей Барселоны. По сведениям газеты El Periodico de Catalunya, в 2006 г собор посетило 2,26 миллиона человек, что ставит его в один ряд по популярности с музеем Прадо и дворцом Альгамбра.[/SPOILER]
Хочется сказать огромные слова благодарности всем гидам, которые "таскали" нас по экскурсиям - люди настолько увлечены своим делом и настолько в нем развиваются, что просто захватывают и ведут за собой, настолько было интересно просто слушать, не передать.
Собор Святого Семейства - мое самое сильное впечатление, но это и понятно, так как у меня не особо развит художественный вкус, меня впечатляет все большое, монументальное и масштабное. В музеях я тоже предпочитаю полотна во всю стену с кучей участников , а именно это и характеризует неразвитость эстетического вкуса.
Плюс католические соборы вообще не меня всегда производили впечатление своей необычностью и непривычностью для моего восприятия, такими они мне кажутся крайне строгими и лаконичными, что хочется просто замолчать и смотреть. Когда-то такое же впечатление на моего друга Казанский собор произвел.
старый фасад ещё и просто даже по цвету кардинально отличается.
Не исключаю, что потом все как-то приведут к одному цвету, фасад Гауди отреставрируют под новодел. Ведь то, что стоится сейчас это ещё третий вариант и уже отличается от всего.
Вот здесь хорошо видно, насколько они разные.
Ну и покажу, что предполагается в итоге:
Мы в очереди в Саграду Фамилию стояли минут 10