Санкт-Петербург. Малая Садовая.
Фонтанная композиция "Каскад - Вращающийся шар" - это уникальный фонтан-часы, состоящий из 12 плоских гранитных ступеней с бронзовыми цифрами и тяжелым гранитным шаром, весом в 739 кг, вращающимся от движения воды. По идее, каждый час должно изменяться направление струй воды, перемещающихся со ступени на ступень и указывающих на цифры.
Согласно новой традиции, загадывают желание и бросают монетку через плечо, повернувшись спиной к фонтану. Стоять надо на самом углу трапеции. Какая ступенька выпадет, столько раз надо прокрутить шар и через столько месяцев сбудется желание.
После шара на улице появились бронзовые и чугунные скульптуры животных: в одном из внутренних дворов Малой Садовой поселилась бродячая собака по имени Гаврюша:
А на карниз выходящего на Невский проспект дома посадили кота, которому жители Санкт-Петербурга общими усилиями придумывали имя. В конце концов кота стали звать Елисеем:
А на противоположной стороне улицы появилась его подружка - кошка Василиса:
Елисей и Василиса - памятники Ярославским кошкам, их завезли в войну 1941-1945гг спасать город от расплодившихся крыс. Необходимость в те годы в кошках была велика - в городе их практически не осталось, крысы атаковали и без того скудные запасы продуктов. В Ленинград привезли четыpe вагона дымчатых кошек. Эшелон с "мяукающей дивизией", как прозвали питерцы этих кошек, надежно охранялся (по понятным причинам...). Кошки стали очищать город от грызунов. К моменту прорыва блокады, практически все подвалы были освобождены от крыс.
Расположены скульптуры кошек в нескольких метрах от земли на карнизах домов по обеим сторонам улицы, напротив друг друга. Кот Елисей на фасаде Елисеевского магазина, а кошка Василиса на фасаде дома №3 по Малой Садовой.
По примете, они исполняют желания, если подкинутая монетка останется на их постаменте!
Некоторое время спустя группа скульптур на Малой Садовой пополнилась еще двумя персонажами - уличным фотографом и его маленьким бульдогом:
Именно на Малой Садовой в доме № 3 с начала ХХ века и до 30-х годов располагалось фотоателье знаменитой династии фотомастеров Булла.
До сих пор неизвестно, что заставило десятилетнего мальчишку из обеспеченной немецкой семьи взобраться на борт парохода, плывущего в Россию. В 1862 году мальчик сошел на берег в Петербурге, устроился посыльным в местную фотофирму "Дюнант". Владельцы заведения звали мальчишку по имени - Карлом, поручали ему мелкие работы в салоне, а со временем, за старание произвели в лаборанты. Молодой человек не оправдал доверия хозяев - проработав некоторое время в фирме, отправился на "вольные хлеба": приобрел аппаратуру и зарабатывал на жизнь изготовлением частных фотопортретов. Дело разрасталось - в 1875 году Булла открыл собственное ателье, а через некоторое время сделался самым популярным фотохудожником столицы. Появившиеся свободные средства сказались на характере деятельности Карла Карловича - Булла начал экспериментировать со "светом и тенью", возводя камерную "дагерротипию" в ранг всеобъемлющего ("всезапечатляющего") искусства. С середины 70-х годов обрусевший немец снимает все, что видит, - импровизирует на пленере, фиксируя жизнь столичных улиц, изготавливая занимательные "виды" петербургской архитектуры (первый электроперевоз через Неву и последние наплавные мосты, Исаакиевский, Казанский соборы и многое другое). Продолжает пополнять и портретную галерею империи - продолжает весьма успешно, став в 1896 году штатным фотографом Министерства Императорского двора. Пробует "военно-полевое" фото - в 1896 году снимает маневры русской армии, а позднее работает "светолетописцем" на фронтах русско-японской войны. Карл Карлович: Булла сохранил для потомков "настоящих" Николая II и Льва Толстого, изготовил серию потрясающих фотозарисовок "нового смутного времени" (революции 1905-1907 гг.). В 1916 году мастер неожиданно для всех отошел от дел - ателье передал сыновьям (Виктору и Семену), а сам уехал на небольшой островок Эзель в Эстонии, где и умер в 1929 году. Дети продолжали дело отца - трудились в собственном, а затем и "национализированном" салоне, не раз побеждали в советских фотоконкурсах, работали корреспондентами в газетах. Сегодня в помещении булловского ателье по-прежнему располагается фотостудия, вход в нее - с Невского проспекта.
Так же на Малой Садовой есть памятник репродуктору. Памятная надпись всё рассказывает: