Под настроение..)))
День сегодня как-то не задался, и собеседования перенеслись, и техника хандрит, печатать не хочет, флешки попрятались, хотя их явно не одна-единственная, и с Клерк-википедией общение не заладилось как-то В общем, решила я, ну его все, и заняться красотой, то бишь полистать наши архивы по поездкам, ну и вам, заодно, показать.. А то чего-то все только обещаю-обещаю, периодически, и там это и остается.. А мы же не только по заграницам колесим.. )))
Фото зарисовок, планируется, много, поэтому буду давать дозированно.. Особо в историю мест-городов постараюсь не забираться, а то так и точно не завершусь никогда.. )) Но зная себя.. В общем, посмотрим, по ходу дела.. ))
Начнем с последних поездок, а еще точнее, с Ну да-да, того самого, декабрьского, вы же помните, почему мы там оказались ?? Хотя планы были совсем другие.. )) Но нет худа без добра, мы его всегда транзитом в ночи, в основном проезжали, а теперь уже как-то и летом навестить его хочется, и так, более основательно, дня на 2.. Тем более, что фото прогулку я проболела, и Мишкин гулял по городу без меня..
Итак, Вы́шний Волочёк — расположен в Тверской области, на северо-восточной окраине Валдайской возвышенности (высшей точки древних Алаунских гор), на реке Цне (Вышневолоцкое водохранилище), в 119 км к северо-западу от Твери. В Вышнем Волочке берет исток река Тверца.
Вышний Волочёк из-за своего географического положения с древнейших времён находился на торговом водном пути из Невы, через Ладожское озеро и р. Волхов в озеро Ильмень (по реке Мста-Цна) и в бассейн Волги (река Тверца и далее по р. Ламе до Волока Ламского (Волоколамска), как его изначально называли). Это северная часть древнего пути «из Варяг в Греки» по притокам Днепра, а также торгового пути через бассейн реки Волга в Волжскую Болгарию и Хазарскую столицу г. Итиль, через который в IX—X вв. проходил караванный путь из Китая в Испанию.
Поселение впервые упоминается в 1437 году, и то, не как селение, а как транспортный узел. В 1437 по дороге из Москвы во Флоренцию на всехристианский церковный собор митрополит Исидор ехал именно через Волочёк, с чего начинается повесть "Хождение на Флорентийский Собор": "А от Москвы до Твери сто восемьдесят верст. А от Твери до Торжка шестьдесят верст, а от Торжка до Волочка семьдесят верст. А от Волочка поехал в ладье по реке Мсте к Великому Новгороду, а кони шли берегом. А от Волочка до Новгорода по реке триста верст."Но, археологические исследования уже установили, что первые поселенцы появились здесь более 10 тысяч лет назад, после отступления валдайского ледника.. Кстати, первые археологические исследования были проведены здесь лишь в начале 20 века князем П. А. Путятиным и молодым Н. К. Рерихом, которые докладывали о результатах своих находок на всемирном археологическом конгрессе в Париже в 1905 году, но вплоть до наших дней произведено лишь внешнее описание имеющихся памятников археологии. Так что, здесь в этих краях еще немало археологических и исторических открытий, и находок..
И еще из занятного - название "Вышний Волочёк" старше самого города. "Волочок", т.е. небольшой волок, находился на кратчайшем водном пути из бассейна Волги к Новгороду и далее на Балтику. Корабли поднимались от Твери по реке Тверца до Николо-Столпенского монастыря (ныне село Белый Омут), откуда их тащили посуху 10 км до реки Цны в черте нынешнего города. Цна впадает в озеро Мстино в 1.5 км от Вышнего Волочка. Из этого озера вытекает Мста, впадающая в озеро Ильмень, по которому можно дойти до Новгорода. На Мсте в районе Боровицких порогов был ещё один волок, длиной 105 км. Так как он располагался ниже по течению Мсты, его называли Нижним Волоком, а волок между Тверцой и Цной Вышним, т.е. Верхним.
При Иване Третьем был учрежден Вышневолоцкий ям. В Смутное время Волочек захватили и разрушили польские войска.
Но самые существенные события в истории Вышнего Волочка начались в 1703 году, когда Петр Первый решил создать регулярную систему каналов для водного сообщения между бассейнами различных морей. В январе 1703 года он подписал указ о строительстве канала на месте волока между Цной и Тверцой. Строительство велось по проекту голландских мастеров и общим надзором князя Матвея Петровича Гагарина, позже ставшего сибирским губернатором и повешенного за злоупотребление властью и казнокрадство. Строили канал согнанные со всей России крепостные, конечно же, чтобы сэкономить на строительстве, и уже в 1706 году, через Гагаринский ( а сейчас Тверецкий) канал, впервые соединивший Каспийское и Балтийское моря, было проведено 672 судна..
К 1708 году была построена гидросистема, состоящая из Тверецкого канала, соединяющего Тверцу и Цну, а также шлюзы на Цне для выравнивания уровней воды. В 1709 году открылось сквозное судоходство из Волги в Ильмень, а летом 1710 года выяснилось, что канал слишком мелок и большие суда через него летом не проходят, судоходство возможно лишь весной по большой воде и осенью. Некоторое время исследовали другие реки для возможности соединения их каналами, но в итоге реконструкцией канала занялся Михаил Иванович Сердюков, гидротехник-самоучка, до этого бывший владельцем винокуренного завода около Волочка, главным поставщиком провианта на строительстве Тверецкого канала, а также бравший самые разнообразные подряды в Волочке. В 1718 году он написал письмо Петру с предложением перенаправить русло реки Шлины, притока Цны, так, чтобы она впадала в Цну выше устья канала и тем самым увеличила объём воды в канале. Петра в проекте прельстило предложение заплатить организатору за работы только в случае успеха, Сердюков был вызван в Петербург для доклада, и в июне 1719 года был издан указа Сената, передававший Тверецкий канал и шлюзы на Цне в его ведение . Работы он выполнял на собственные средства, рассчитывая на доходы от принадлежащих ему кабаков и мельниц в течение 15 лет.
Судоходство по Цне было небезопасно, так как эта река в черте города делает 2 резких поворота. К 1722 году для спрямления Цны была построена существующая поныне Верхне-Цнинская плотина, или Цнинский бейшлот. Она направляет воды реки в прямой Цнинский канал, ныне полностью окруженный городскими домами, а также проложили каналы из Шлины в Цну и из Шлины в Ключино озеро, что изменило русло Шлины. Кроме того, он провёл реконструкцию Тверецкого канала, после чего тот стал пропускать большие суда, и водный путь из Петербурга на Волгу заработал в полную силу. Канал оставался в ведении Сердюкова до его смерти (предположительно в 1754 году, точная дата неизвестна); в 1740 году он создал последнее свое гидротехническое сооружение — Заводское водохранилище на Цне. В 1743 году по указу Елизаветы Сердюкову было пожаловано потомственное дворянство.
Наследники Сердюкова каналом управляли плохо, и в результате в 1765 году на канал был назначен государственный управляющий, а в 1774 году он был полностью передан в казну. В 1770 году Волочек получил статус уездного города Новгородской губернии, в 1772 году — герб. В 1773 году была создана должность директора водяных коммуникаций, которую занял новгородский губернатор Яков Ефимович Сиверс. Он разработал программу усовершенствования всей Вышневолоцкой водной системы, но в 1782 году ушёл в отставку. В 1785 году лично Екатерина II осмотрела сооружения Вышневолоцкой водной системы, которые, по всей видимости, произвели на неё впечатление, так что по возвращении в Петербург она издала указ об улучшении всей системы. Предполагалось заменить деревянные сооружения каменными, что и было выполнено с 1790 по 1797 год.
В 1797 году, уже при Павле, управляющим всеми водными коммуникациями России вновь был назначен Сиверс. Несмотря на то, что отчасти его стараниями были построены сразу несколько водных путей, соединявших Волгу и Неву, Вышневолоцкий оставался из них основным и в середине XIX века нуждался в реконструкции. Реконструкцией занялся директор Вышневолоцкого водораздельного участка Осип Иванович Корицкий. В 1824 году он исследовал канал и предложил проект реконструкции, а с 1825 по 1828 год руководил этой реконструкцией, при которой была увеличена дамба на Заводском водохранилище и существенно увеличена площадь самого водохранилища.
Новые районы города строились, в основном, между историческим центром и водохранилищем, в результате чего Вышний Волочёк фактически превратился в город, протянувшийся вдоль восточного берега водохралища. Ещё один важный промышленный и жилой район протянулся от центра на северо-восток вдоль Бежецкого тракта.Во второй половине XIX века Вышневолоцкая водная система приходит в упадок окончательно. Через Вышний Волочёк в 1849 году прошла Николаевская железная дорога, взявшая на себя большую часть грузопотока. А водное сообщение постепенно переместилось в более удобную Мариинскую водную систему, ныне Волго-Балтийский водный путь. К началу 1890-х годов транзитное движение по Вышневолоцкой водной системе полностью прекратилось, и она использовалась только для местного движения, а также для лесосплава. Хотя систему ещё дважды реконструировали после этого, в 1920-е и в 1940-е годы, она в настоящее время практически не имеет никакого значения для судоходства. От старых гидротехнических сооружений осталось очень немного.
Ну а теперь, прогулка по городу..
Кинотеатр "Родина"
Просто красивое здание
Вышневолоцкий драматический театр
Памятник Великой тезке (Екатерина II)
Центр города..
Памятник Венецианову
Богоявленский собор
Автобусная станция и Гостинный двор
Богоявленский собор и дровни около него..
Санкт-Петербургский мост.
А про этого друга прохожие сказали, что у него умер хозяин, и он теперь бездомный, живет на улице... Очень ласковый и добрый, и видно, недавно бездомничает, потому что еще не одичал, и чистенький..
Здание бывшей городской управы с пожарной каланчой.
Путевой дворец и банковская контора.
Школа.
Из местного деревянного зодчества
Цна. Вид на бейшлоты.
Тверецкий канал
В краеведческом музее..
Фото выстовка..
Вот такой он оказался, наш Волочек.. Если честно, я не жалею, все-таки, что так дорога наша сложилась.. Как говорится, не было бы счастья, да не счастье помогло.. )) Без приключений, Волочок так и остался бы для нас транзитным городом, а теперь даже хочется вернутся, иногда.. ))) В общем, я советую, если у кого есть свободная минутка, и подходящее настроение, не проезжать этот город транзитом, а хоть на пару часиков окунуться в него.. Уверена, не пожалеете..
Фото зарисовок, планируется, много, поэтому буду давать дозированно.. Особо в историю мест-городов постараюсь не забираться, а то так и точно не завершусь никогда.. )) Но зная себя.. В общем, посмотрим, по ходу дела.. ))
Начнем с последних поездок, а еще точнее, с
Итак, Вы́шний Волочёк — расположен в Тверской области, на северо-восточной окраине Валдайской возвышенности (высшей точки древних Алаунских гор), на реке Цне (Вышневолоцкое водохранилище), в 119 км к северо-западу от Твери. В Вышнем Волочке берет исток река Тверца.
Вышний Волочёк из-за своего географического положения с древнейших времён находился на торговом водном пути из Невы, через Ладожское озеро и р. Волхов в озеро Ильмень (по реке Мста-Цна) и в бассейн Волги (река Тверца и далее по р. Ламе до Волока Ламского (Волоколамска), как его изначально называли). Это северная часть древнего пути «из Варяг в Греки» по притокам Днепра, а также торгового пути через бассейн реки Волга в Волжскую Болгарию и Хазарскую столицу г. Итиль, через который в IX—X вв. проходил караванный путь из Китая в Испанию.
Поселение впервые упоминается в 1437 году, и то, не как селение, а как транспортный узел. В 1437 по дороге из Москвы во Флоренцию на всехристианский церковный собор митрополит Исидор ехал именно через Волочёк, с чего начинается повесть "Хождение на Флорентийский Собор": "А от Москвы до Твери сто восемьдесят верст. А от Твери до Торжка шестьдесят верст, а от Торжка до Волочка семьдесят верст. А от Волочка поехал в ладье по реке Мсте к Великому Новгороду, а кони шли берегом. А от Волочка до Новгорода по реке триста верст."Но, археологические исследования уже установили, что первые поселенцы появились здесь более 10 тысяч лет назад, после отступления валдайского ледника.. Кстати, первые археологические исследования были проведены здесь лишь в начале 20 века князем П. А. Путятиным и молодым Н. К. Рерихом, которые докладывали о результатах своих находок на всемирном археологическом конгрессе в Париже в 1905 году, но вплоть до наших дней произведено лишь внешнее описание имеющихся памятников археологии. Так что, здесь в этих краях еще немало археологических и исторических открытий, и находок..
И еще из занятного - название "Вышний Волочёк" старше самого города. "Волочок", т.е. небольшой волок, находился на кратчайшем водном пути из бассейна Волги к Новгороду и далее на Балтику. Корабли поднимались от Твери по реке Тверца до Николо-Столпенского монастыря (ныне село Белый Омут), откуда их тащили посуху 10 км до реки Цны в черте нынешнего города. Цна впадает в озеро Мстино в 1.5 км от Вышнего Волочка. Из этого озера вытекает Мста, впадающая в озеро Ильмень, по которому можно дойти до Новгорода. На Мсте в районе Боровицких порогов был ещё один волок, длиной 105 км. Так как он располагался ниже по течению Мсты, его называли Нижним Волоком, а волок между Тверцой и Цной Вышним, т.е. Верхним.
При Иване Третьем был учрежден Вышневолоцкий ям. В Смутное время Волочек захватили и разрушили польские войска.
Но самые существенные события в истории Вышнего Волочка начались в 1703 году, когда Петр Первый решил создать регулярную систему каналов для водного сообщения между бассейнами различных морей. В январе 1703 года он подписал указ о строительстве канала на месте волока между Цной и Тверцой. Строительство велось по проекту голландских мастеров и общим надзором князя Матвея Петровича Гагарина, позже ставшего сибирским губернатором и повешенного за злоупотребление властью и казнокрадство. Строили канал согнанные со всей России крепостные, конечно же, чтобы сэкономить на строительстве, и уже в 1706 году, через Гагаринский ( а сейчас Тверецкий) канал, впервые соединивший Каспийское и Балтийское моря, было проведено 672 судна..
К 1708 году была построена гидросистема, состоящая из Тверецкого канала, соединяющего Тверцу и Цну, а также шлюзы на Цне для выравнивания уровней воды. В 1709 году открылось сквозное судоходство из Волги в Ильмень, а летом 1710 года выяснилось, что канал слишком мелок и большие суда через него летом не проходят, судоходство возможно лишь весной по большой воде и осенью. Некоторое время исследовали другие реки для возможности соединения их каналами, но в итоге реконструкцией канала занялся Михаил Иванович Сердюков, гидротехник-самоучка, до этого бывший владельцем винокуренного завода около Волочка, главным поставщиком провианта на строительстве Тверецкого канала, а также бравший самые разнообразные подряды в Волочке. В 1718 году он написал письмо Петру с предложением перенаправить русло реки Шлины, притока Цны, так, чтобы она впадала в Цну выше устья канала и тем самым увеличила объём воды в канале. Петра в проекте прельстило предложение заплатить организатору за работы только в случае успеха, Сердюков был вызван в Петербург для доклада, и в июне 1719 года был издан указа Сената, передававший Тверецкий канал и шлюзы на Цне в его ведение . Работы он выполнял на собственные средства, рассчитывая на доходы от принадлежащих ему кабаков и мельниц в течение 15 лет.
Судоходство по Цне было небезопасно, так как эта река в черте города делает 2 резких поворота. К 1722 году для спрямления Цны была построена существующая поныне Верхне-Цнинская плотина, или Цнинский бейшлот. Она направляет воды реки в прямой Цнинский канал, ныне полностью окруженный городскими домами, а также проложили каналы из Шлины в Цну и из Шлины в Ключино озеро, что изменило русло Шлины. Кроме того, он провёл реконструкцию Тверецкого канала, после чего тот стал пропускать большие суда, и водный путь из Петербурга на Волгу заработал в полную силу. Канал оставался в ведении Сердюкова до его смерти (предположительно в 1754 году, точная дата неизвестна); в 1740 году он создал последнее свое гидротехническое сооружение — Заводское водохранилище на Цне. В 1743 году по указу Елизаветы Сердюкову было пожаловано потомственное дворянство.
Наследники Сердюкова каналом управляли плохо, и в результате в 1765 году на канал был назначен государственный управляющий, а в 1774 году он был полностью передан в казну. В 1770 году Волочек получил статус уездного города Новгородской губернии, в 1772 году — герб. В 1773 году была создана должность директора водяных коммуникаций, которую занял новгородский губернатор Яков Ефимович Сиверс. Он разработал программу усовершенствования всей Вышневолоцкой водной системы, но в 1782 году ушёл в отставку. В 1785 году лично Екатерина II осмотрела сооружения Вышневолоцкой водной системы, которые, по всей видимости, произвели на неё впечатление, так что по возвращении в Петербург она издала указ об улучшении всей системы. Предполагалось заменить деревянные сооружения каменными, что и было выполнено с 1790 по 1797 год.
В 1797 году, уже при Павле, управляющим всеми водными коммуникациями России вновь был назначен Сиверс. Несмотря на то, что отчасти его стараниями были построены сразу несколько водных путей, соединявших Волгу и Неву, Вышневолоцкий оставался из них основным и в середине XIX века нуждался в реконструкции. Реконструкцией занялся директор Вышневолоцкого водораздельного участка Осип Иванович Корицкий. В 1824 году он исследовал канал и предложил проект реконструкции, а с 1825 по 1828 год руководил этой реконструкцией, при которой была увеличена дамба на Заводском водохранилище и существенно увеличена площадь самого водохранилища.
Новые районы города строились, в основном, между историческим центром и водохранилищем, в результате чего Вышний Волочёк фактически превратился в город, протянувшийся вдоль восточного берега водохралища. Ещё один важный промышленный и жилой район протянулся от центра на северо-восток вдоль Бежецкого тракта.Во второй половине XIX века Вышневолоцкая водная система приходит в упадок окончательно. Через Вышний Волочёк в 1849 году прошла Николаевская железная дорога, взявшая на себя большую часть грузопотока. А водное сообщение постепенно переместилось в более удобную Мариинскую водную систему, ныне Волго-Балтийский водный путь. К началу 1890-х годов транзитное движение по Вышневолоцкой водной системе полностью прекратилось, и она использовалась только для местного движения, а также для лесосплава. Хотя систему ещё дважды реконструировали после этого, в 1920-е и в 1940-е годы, она в настоящее время практически не имеет никакого значения для судоходства. От старых гидротехнических сооружений осталось очень немного.
Ну а теперь, прогулка по городу..
Кинотеатр "Родина"
Просто красивое здание
Вышневолоцкий драматический театр
Памятник Великой тезке (Екатерина II)
Центр города..
Памятник Венецианову
Богоявленский собор
Автобусная станция и Гостинный двор
Богоявленский собор и дровни около него..
Санкт-Петербургский мост.
А про этого друга прохожие сказали, что у него умер хозяин, и он теперь бездомный, живет на улице... Очень ласковый и добрый, и видно, недавно бездомничает, потому что еще не одичал, и чистенький..
Здание бывшей городской управы с пожарной каланчой.
Путевой дворец и банковская контора.
Школа.
Из местного деревянного зодчества
Цна. Вид на бейшлоты.
Тверецкий канал
В краеведческом музее..
Фото выстовка..
Вот такой он оказался, наш Волочек.. Если честно, я не жалею, все-таки, что так дорога наша сложилась.. Как говорится, не было бы счастья, да не счастье помогло.. )) Без приключений, Волочок так и остался бы для нас транзитным городом, а теперь даже хочется вернутся, иногда.. ))) В общем, я советую, если у кого есть свободная минутка, и подходящее настроение, не проезжать этот город транзитом, а хоть на пару часиков окунуться в него.. Уверена, не пожалеете..
А еще. я поняла, что мне нравятся такие малые города.. Понимаешь, что когда-то здесь была история, бурлила и кипела жизнь, а новые времена как бы.. спрятали такие места.. У меня остается ощущение, как от "Спящей красавицы" - этот город просто уснул, но вот придет его принц, ии... Интересно.. ))
З.Ы. Ну вот, и опыт с с фото-рассказом в новой форме тоже не сложился.. ))) ну значит, не судьба, пока.. )) Есть к чему стремиться..)))
Редактировано: 26 марта 2013
А Вышний Волочек мы тоже только транзитом. А центр там где? Где Гостиный двор?