ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА*
______________
* Л.С.Выготский. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.
Вечные законы природы превращаются
все более и более в исторические законы.
Ф. Энгельс
1. Проблема
В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание
культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные
способы мышления. В развитии поведения ребенка следует, таким образом,
различать две основные линии. Одна - это линия естественного развития
поведения, тесно связанная с процессами общеорганического роста и созревания
ребенка.
функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами
поведения.
Так, например, ребенок старшего возраста может запоминать лучше и
больше, чем ребенок младшего возраста по двум совершенно различным причинам.
Процессы запоминания проделали в течение этого срока известное развитие, они
поднялись на высшую ступень, но по какой из двух линий шло это развитие
памяти, - это может быть вскрыто только при помощи психологического анализа.
Ребенок, может быть, запоминает лучше потому, что развились и
усовершенствовались нервно-психические процессы, лежащие в основе памяти,
развилась органическая основа этих процессов, короче - "мнема" или
"мнемические функции" ребенка. Но развитие могло идти и совершенно другим
путем. Органическая основа памяти, или мнема, могла и не измениться за этот
срок сколько-нибудь существенным образом, но могли развиться самые приемы
запоминания, ребенок мог научиться лучше пользоваться своей памятью, он мог
овладеть мнемотехническими способами запоминания, в частности - способом
запоминать при помощи знаков.
В действительности всегда могут быть открыты обе линии развития, потому
что ребенок старшего возраста запоминает не только больше, чем ребенок
младшего, но он запоминает также иначе, иным способом. В процессе развития
происходит все время это качественное изменение форм поведения, превращение
одних форм в другие. Ребенок, который запоминает при помощи географической
карты или при помощи плана, схемы, конспекта, может служить примером такого
культурного развития памяти.
Есть все основания предположить, что культурное развитие заключается в
усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании и
употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной
психологической операции; что культурное развитие заключается именно в
овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество
создало в процессе своего исторического развития, и какими являются язык,
письмо, система счисления и др. В этом убеждает нас не только изучение
психологического развития примитивного человека, но и прямые и
непосредственные наблюдения над детьми.
Для правильной постановки проблемы культурного развития ребенка имеет
большое значение выделенное в последнее время понятие детской примитивности.
Ребенок-примитив - это ребенок, не проделавший культурного развития или
стоящий на относительно низкой ступени этого развития. Выделение детской
примитивности, как особой формы недоразвития, может способствовать
правильному пониманию культурного развития поведения. Детская примитивность,
т. е. задержка в культурном развитии ребенка, бывает связана большей частью
с тем, что ребенок по каким-либо внешним или внутренним причинам не овладел
культурными средствами поведения, чаще всего - языком.
Однако примитивный ребенок- здоровый ребенок. При известных условиях
ребенок-примитив проделывает нормальное культурное развитие, достигая
интеллектуального уровня культурного человека. Это отличает примитивизм от
слабоумия. Правда, детская примитивность может сочетаться со всеми степенями
естественной одаренности.
Примитивность, как задержка в культурном развитии, осложняет почти
всегда развитие ребенка, отягченного дефектом. Часто она •сочетается с
умственной отсталостью. Но и при такой смешанной форме все же примитивность
и слабоумие остаются двумя различными по своей природе явлениями, судьба
которых также глубоко различна. Одно есть задержка органического или
естественного развития, коренящаяся в дефектах мозга. Другое - задержка в
культурном развитии поведения, вызванная недостаточным овладением средствами
культурного мышления. Приведем пример:
Девочка 9 лет, вполне нормальна, примитивна. Девочку спрашивают: 1) В
одной школе некоторые дети хорошо пишут, а некоторые хорошо рисуют, все ли
дети в этой школе хорошо пишут и рисуют? - Ответ: Откуда я знаю, что я не
видела своими глазами, то я не могу объяснить. Если бы я видела своими
глазами. 2) Все игрушки моего сына сделаны из дерева, и деревянные вещи не
тонут в воде. Могут потонуть игрушки моего сына или нет? - Ответ: Нет. -
Почему? - Потому что дерево никогда не тонет, а камень тонет. Сама видела.
3) Все мои братья жили у моря, и все они умеют хорошо плавать. Все ли люди,
которые живут около моря, умеют хорошо плавать или не все? - Ответ:
Некоторые хорошо, некоторые совсем не умеют: сама видела. У меня есть
двоюродная сестра, она не умеет плавать. 4) Почти все мужчины выше, чем
женщины. Выше ли мой дядя, чем его жена, или нет? - Ответ: Не знаю. Если бы
я видела, то я бы сказала, если бы я видела вашего дядю: он высокий или
низкий, то я сказала бы вам. 5) Мой двор меньше сада, а сад меньше огорода.
Меньше ли двор, чем огород, или нет? - Ответ: Тоже не знаю. А как вы
думаете: разве, если я не видела, я разве могу вам объяснить? А если я скажу
большой огород, а если это не так?**
______________
** Петрова А.Н. "Дети-примитивы" // Вопросы педол. и детск. психоневрол. Вып. 2 // Сб. под ред. проф. М. О. Гуревича. М., 1926.
http://bookz.ru/authors/vigotskii-le...tskijls04.html
Редактировано: 27 января 2008