Аналитика в ритейле
Известно, что розничная торговля – это самая динамично развивающаяся отрасль российской экономики. Растущая конкуренция мотивирует сети искать новые инструменты и решения для анализа исследований рынка ритейла. Чтобы быть на шаг впереди, необходимо грамотно использовать имеющуюся информацию о транзакциях, продукции, ценах, скидках, отчеты по закупкам и поставкам и т.д..
В недалеком прошлом, бизнес-аналитикам, маркетологам и прочим специалистам достаточно было использовать Excel для исследования продаж, теперь же, это сейчас невыполнимо из-за колоссального объема информации. Объемы таких данных увеличиваются с каждым годом, и такая тенденция будет сохраняться. А это ведет к увеличению рынка аналитики для розничной торговли.
Какие же на сегодняшний день существуют инструменты для аналитики ритейла?
- Софт для составления отчетности – это в основном бухгалтерские программы, которые формируют отчеты по параметрам продаж, например, 1С или АСТОР.
- Структуры для автоматизации бизнес-процессов в торговле – это системы, которые помогают модернизировать процессы транзакций, управлять логистической деятельностью, складскими процессами, регулировать системами закупок и заказа, например, Open Store, Poster, 1C.
- Структуры расширенного анализа данных – системы, которые позволяют переводить неструктурированные показатели в понятную и удобную форму, чтобы выстраивать высокоэффективную стратегию развития бизнеса, например, Oracle, SAP, IBM и т.д..
В ритейле выделяют аналитику внутренних и внешних данных:
- Аналитика внутренних данных – это данные, которые находятся внутри компании:
- объем и динамика продаж
- перечень товаров
- запасы товаров на складе
- чеки
- создание дисконтных программ, промо-акций
- методы образования цен и наценки
- Аналитика внешних данных – это мониторинг макропоказателей, конкурентов и потребителей:
- анализ рынка ритейла
- движение цен на продукцию
- оценка основных конкурентов
- оценка потребителей
Вся работа по аналитике внутренних и внешних данных обязана быть направлена на улучшение бизнес-процессов компании. Всегда в первых рядах будут те представители ритейла, которые смогут спрогнозировать предпочтения и прихоти потребителей, предложив требуемый товар в нужное время. Поэтому первостепенной задачей систем аналитики являются извлечение важнейших инсайтов, которые дадут возможность ритейлерам постигать скрытое, настоящее и будущее поведение покупателей, а, следовательно, повысить их лояльность к компании.
Таким образом мы уже сейчас подходим к абсолютной автоматизации всех процессов ритейла.
Что ждет аналитику завтра?
- Глобальное использование мобильных приложений как представителями торговых сетей, так и потребителями.
- Использование облачных технологий для хранения данных.
- Предугадывание и удовлетворение желания потребителей станет основным внутри аналитических систем для ритейла. Усовершенствование омни-канальных (omni-channel) стратегий дадут возможности соединить online- и offline- каналы для удержания клиентов.
Все участники рынка розничной торговли сознают, что кратковременные действия по однократному привлечению покупателей и получению прибыли не достигнут продолжительного результата в будущем.
Необходимы шаги по наращиванию лояльности покупателей, созданию с ними долговременных отношений на базе грамотных аналитических решений.
Александр Кац, журналист