Генпрокуратура проверит связи АФК «Система» с налоговиками
Депутат Госдумы просит правоохранительные органы выяснить роль сотрудников МИФНС № 1 в сделке по продаже «Башнефти»
Фото: ИТАР-ТАСС/Сергей Бобылев
Депутат Государственной думы Антон Ищенко направил запрос в Генпрокуратуру (имеется в распоряжении «Известий») с просьбой проверить действия налоговиков, которые в 2007 году в Арбитражном суде Москвы доказывали, что сделки с акциями предприятий башкирского топливно-энергетического комплекса незаконны, и выиграли иск, а спустя 2 года неожиданно отозвали свои претензии. Отзыв иска позволил АФК «Система» купить «Башнефть» по заниженной цене, в чем сейчас СКР обвиняет главу АФК Владимира Евтушенкова и сына экс-главы Башкирии Урала Рахимова. Депутат Ищенко требует проверить, почему сотрудники Федеральной налоговой службы (ФНС) так кардинально изменили свое решение, в результате чего государству был нанесен ущерб в размере как минимум 31 млрд рублей.
Как пояснил «Известиям» Антон Ищенко, речь идет о нескольких судебных делах, которые в 2007 году рассматривались в Московском арбитражном суде. Тогда Межрайонная инспекция ФНС (МИФНС) № 1 по крупнейшим налогоплательщикам опротестовала передачу акций предприятий Башкирского ТЭКа благотворительным фондам «Юрюзань», «Инзер», «Урал» и «Агидель». Исковые заявления были направлены к ООО «Башкирский капитал», председателем совета директоров которого был Урал Рахимов.
В 2004–2005 годах ООО «Башкирский капитал» владел акциями всех крупнейших предприятий энергетического комплекса республики — АНК «Башнефть», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Уфимский НПЗ», ОАО «Новоуфимский НПЗ», ОАО «Уфаоргсинтез» и ОАО «Башкирнефтепродукт», — формировавших 60% бюджета республики. В 2006 году эти акции были переданы на баланс благотворительных фондов и ООО, а затем переведены в одноименные инвестфонды.
По словам председателя Общественной палаты Башкирии Рамиля Бигнева, тогда общественность республики очень сильно возмущалась произволом местных властей. В Уфе проходили массовые митинги, а под требованием отменить незаконную приватизацию ТЭКа было собрано 160 тыс. подписей жителей республики. Однако несмотря на протесты, Урал Рахимов начал процедуру продажи пакетов акций предприятий АФК «Система». Но неожиданно сделка была заблокирована решением Московского арбитражного суда.
— Представители МИФНС № 1 по крупнейшим налогоплательщикам в ходе проверок ООО «Башкирский капитал» заподозрили, что сделки с акциями предприятий и их передача то одним, то другим компаниям и фондам Урала Рахимова осуществляются для «размытия пакетов акций» и ухода от налогов, — рассказывает «Известиям» источник в правоохранительных органах. — После чего обратились в арбитраж с требованием признать сделки с акциями предприятий Башкирского ТЭКа недействительными и взыскать их в пользу государства.
В распоряжении «Известий» оказалось решение Арбитражного суда Москвы по одному из четырех благотворительных фондов, «Агидель», от 20 августа 2007 года. Как следует из документа, суд выяснил, что в марте 2006 года ООО «Башкирский капитал» по договору пожертвования ценных бумаг безвозмездно в качестве благотворительного взноса передало БФ «Агидель» акции башкирских предприятий АНК «Башнефть», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Уфимский НПЗ», ОАО «Новоуфимский НПЗ», ОАО «Уфаоргсинтез» и ОАО «Башкирнефтепродукт» на общую сумму 31 млрд рублей.
В свою очередь, БФ «Агидель» учредил ООО «Агидель-Инвест», в которое перевел все полученные ценные бумаги. Однако эти действия были признаны незаконными, поскольку БФ не может юридически отвечать за деятельность ООО или другой коммерческой организации, уставом которой не предусмотрена благотворительная деятельность.
При этом за целый год существования двух «Агиделей» была реализована только одна благотворительная программа — называлась она «Гармоничное развитие личности детей и подростков». Суд посчитал, что заключение договоров между «Агиделями» и передача акций были способом уклонения от уплаты налогов, что привело к нанесению ущерба госбюджету на сумму стоимости акций — 31 млрд рублей.
В итоге суд постановил признать ничтожность всех сделок и взыскать акции в доход государства.
Аналогичные решения были приняты в отношении трех других фондов — «Юрюзань», «Инзер» и «Урал», в которые также были переведены акции предприятий ТЭКа из ООО «Башкирский капитал».
Однако 26 февраля 2009 года МИФНС № 1 неожиданно обратилась в вышестоящую инстанцию — Федеральный арбитражный суд Московского округа с ходатайством об отказе от всех исков к ООО «Башкирский капитал» и благотворительным фондам. А уже через две недели ходатайство налоговиков было удовлетворено. Именно это решение суда позволило АФК «Система» приобрести предприятия Башкирского ТЭКа.
— Если бы решения Московского арбитражного суда 2007 года остались в силе, то АФК «Система» было бы намного сложнее получить контроль над акциями «Башнефти», потому что они находились бы в госсобственности, — говорит эксперт по арбитражным судам Артем Радионов. — Возможно, Евтушенкову вообще пришлось бы отказаться от сделки.
В соответствии с редакцией Арбитражно-процессуального кодекса (АПК), действующего в России на тот момент, действительно у истца была возможность в любой инстанции отказаться от иска, что автоматически приводило к отмене всех вынесенных по делу судом решений, поясняет президент Российской гильдии арбитражных управляющих Станислав Клейменов.
— Мне сложно представить, какие законные мотивы могли быть у ФНС для принятия решения об отказе от уже выигранного в суде спора, — говорит Клейменов. — Направленный депутатом Ищенко запрос не приведет к пересмотру того старого дела, максимум прокуратура найдет крайнего и кто-то из сотрудников налоговой понесет дисциплинарную или уголовную ответственность по факту превышения должностных полномочий. В связи с тем что налоговики отказались от выигранного спора, АФК «Система» приобретала акции не на публичном аукционе в порядке приватизации, а по прямым договорам с указанными коммерческими организациями, что несомненно легче.
Депутат Ищенко просит Генпрокуратуру проверить, почему сотрудники налоговой службы так кардинально изменили свое решение: не оказывалось ли на них какое-нибудь давление или, наоборот, в этом была коррупционная составляющая.
В МИФНС № 1 оперативный комментарий получить не удалось.
Между тем в АФК «Система» утверждают, что сделка по приобретению акций «Башнефти» была законной и прозрачной.
— Сейчас компания оказывает полное содействие расследованию и намерена использовать все предусмотренные законом средства для отстаивания своей позиции, — заявили «Известиям» в АФК «Система».
Адвокат Урала Рахимова Ильнур Салимьянов заявил «Известиям», что его клиент не имел никакого отношения к решениям налоговиков и арбитражных судей.
— Очевидно, налоговики поняли, что их требования незаконны и поэтому отозвали свои иски, — пояснил он. — Более того, эти арбитражные тяжбы никоим образом не влияли на сделки с АФК «Система».
Между тем в Общественной палате Башкирии, предлагающей передать акции «Башнефти» государству, о чем писали «Известия», считают, что в результате продажи предприятий ТЭКа бюджет республики потерял не 31 млрд, а 209 млрд рублей.
Скандал вокруг Башкирского ТЭКа разгорелся 16 сентября 2014 года, когда Басманный райсуд Москвы взял под домашний арест председателя совета директоров АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Следственный комитет России (СКР) предъявил ему обвинение в легализации (отмывании) денежных средств (ч. 4 ст. 174 УК РФ) при покупке «Башнефти» у сына экс-главы Башкирии Урала Рахимова.
АФК «Система» получила контрольные пакеты акций башкирских нефтяных компаний, которые были консолидированы в группу «Башнефть» весной 2009 года, за $2,5 млрд. По версии следствия, компания приобрела активы в результате незаконной приватизации на $500 млн дешевле договорной цены.
Сразу после возбуждения уголовного дела в отношении Владимира Евтушенкова Арбитражный суд Москвы по требованию Генпрокуратуры России арестовал акции нефтяной компании «Башнефть», принадлежащие АФК «Система» и «Система-Инвест». Также в рамках расследования этого уголовного дела предъявлены обвинения Уралу Рахимову (объявлен в розыск) и бизнесмену Левону Айрапетяну (находится под арестом), выступавшему посредником в сделке.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/577508#ixzz3F44TG54X