Белым по чёрному
И можно просьбу от меня лично - напиши, пожалуйста, о том, что у нас хорошо?))) Ну есть же такое, наверняка есть.
Один хороший человек
Несколько дней я старательно оглядывался вокруг, пытаясь найти хорошее во всём, что происходит сейчас внутри и вокруг России. Очень сложно сохранять способность к конструктивному размышлению, зная о том, что в нескольких сотнях километров от твоего подъезда русские с украинцами убивают друг друга.
Тем не менее, хорошее обнаружилось в достаточно больших количествах – в силу того обстоятельства, что не бывает тьмы без света, чем тени гуще, тем солнце ярче. И я не имею в виду доброе с вечным – речь не идет о радугах, влюбленности и детском смехе. Оказывается, хорошее есть и там, где, кажется, кроме теней ничего не осталось – в политике и в экономике, в обществе и в перспективах на будущее.
Давайте сейчас поразглядываем нашу ситуацию без эмоций, хоть это и непросто.
Я думаю, что главным процессом сейчас можно считать реализацию двух главных общественно-значимых проектов: «BackinUSSR» и «Кругом враги». В рамках этих проектов происходит или произошло следующее:
· Базы НАТО будут теперь по всему западному периметру и впритык к нашим границам, вдоль которых завершается строительство нового занавеса – не такого железного, и чуть менее непроницаемого, чем первый, но вполне способного регулировать нежелательные движения туда-сюда.
· В результате украинского кризиса страна приросла и территориями, и людьми, население РФ увеличилось на несколько миллионов человек.
· Внутри страны завершено формирование однопартийной системы, все основные демократические механизмы уже демонтированы или вот-вот будут. Выборы, конкуренция, общественный контроль – вот это всё.
· На информационном поле достигнут беспрецедентный уровень национального согласия: более 80% населения желают видеть только то, что им показывают, и обожают как отечество, так и царя. Недовольное меньшинство надёжно изолировано в охраняемых заповедниках типа ФСБука, где сохранена возможность высказывать своё недовольство, главным образом друг другу.
· Мощь и авторитет исполнительной власти достигли максимума, восстановлен советский абсолютный, полный мандат на реализацию любых идей, включая откровенно абсурдные.
· В экономике завершается структурная перестройка, целью которой является закрепление планово-государственной модели в стратегических отраслях, с выраженным акцентом на добыче и экспорте необработанного сырья. Правила свободного рынка применяются ограниченно, и не выходят за рамки сельского хозяйства, торговли, сервиса и мелкотоварного производства.
· Несколько человек сосредоточили в руках контроль надо всеми ресурсами, какие есть в стране, и могут поступать с ними по собственному усмотрению, без оглядки на чьё-либо мнение.
· Взят и реализуется курс на снижение объёма сотрудничества с закатными странами, одновременно крепчает дружба со странами восходными.
· Наш царь стал самым популярным и авторитетным политиком мира.
Теперь поищем жемчуга.
1. Наша страна сейчас находится в совершенно уникальной ситуации, в которой любое значимое решение любого масштаба может быть реализовано в рекордные сроки – достаточно единственной резолюции единственного невысокого мужчины. Это феноменальное быстродействие диктатуры, безусловно, дает России огромное конкурентное преимущество перед всеми иными формами государственного устройства, где для совершения минимального действия государству нужно год проводить общественные слушания, а само действие выполнять, постоянно озираясь кругом, чтобы не наступить на какое-нибудь обидчивое меньшинство. Из глубин ямы, в которой находится наше государство, это свойство диктатуры почти выглядит как благо, и если допустить, что тот самый невысокий мужчина вдруг начнет принимать правильные, общественно-полезные решения, то сидеть в яме мы будем недолго, и это хорошо.
2. В нашей стране идея возвращения в СССР постепенно становится основной идеологией, вытесняя культ золотого телёнка, и это хорошо, поскольку мало есть на свете вещей более отвратительных, чем власть денег. Жить в стране, где высшей добродетелью считается личное богатство, очень тяжело. Я не питаю иллюзий по поводу возможности реанимировать Советский Союз, и знаю, какими бывают результаты попыток оживления трупов. Но я хочу надеяться, что из всего множества свойств прежнего Союза эта неосоветская идеология унаследует способность ставить интересы большинства выше интересов отдельных граждан. Это свойство в СССР мне очень нравилось. Кроме того, эта неновая идеология, несмотря на заплесневелый ымперский привкус, объединяет и сплачивает народ лучше любой доступной альтернативы, формируя одновременно и потрясающе мощный кинетический потенциал, и инструмент для его использования. Те самые 80% довольных охотно пойдут туда, куда предложит идти их лидер. И если допустить, что лидер предложит им верное направление, то 80% смогут прибыть в желанную точку назначения с рекордной быстротой, потому что организованная и дисциплинированная колонна всегда идёт быстрее разрозненной толпы. Есть серьёзные сомнения в способности лидера выбрать правильное направление, но есть и надежда, и это тоже – хорошо.
3. Как бы ни малочисленна была наша нынешняя элита, она всё же состоит из нескольких людей, каждый из которых достаточно могуществен. Ни одному из них в отдельности не под силу противостоять альфа-стерху, но объединив свои потенциалы, они, безусловно, способны организовать отбор короны. И пусть эти Неизвестные Отцы разделены на два отчетливых крыла (либеральное и силовое), оба крыла все равно приделаны к одному телу, которое желает одного – власти, стабильности, богатства. Собственно, действующий в России общественный договор на этом и основан: рейтинг в обмен на продовольствие, мы им рукоплещем, а они с нами делятся нефтяной рентой. Этот процесс может продолжаться очень долго, потому что нефти много, и, несмотря на эти ваши сланцы, спрос на нее останется высоким ещё много лет. Олигархи обеих фракций – и ястребы, и голуби – одинаково сильно хотят, чтоб эта песня не кончалась, и поэтому не позволят своему лидеру сорваться с катушек настолько, чтобы совершить нечто необратимо-катастрофичное. То есть Рагнарека в ближайшем будущем не будет, и это – хорошо.
4. Наша страна первой из крупных держав сказала «нет» послевоенной диктатуре США в мировой политике. В этом есть, конечно, своеобразная ирония – диктатор-человек, бросающий вызов диктатору-стране – но для всего мира это хорошо, потому что США с их агрессивным мессианством и верой в свою непогрешимость уже перешагнули грань, и нуждаются в отрезвлении. Есть вопросы, какими методами это будет достигнуто, и чего это будет стоить нам, но вектор в целом верный – ни одна модель общественного устройства не имеет права претендовать на монополию и универсальность, потому что мир всё ещё очень неоднороден.
5. Наш частный недобизнес сейчас переживает непростые времена, и это не только плохо, но и хорошо, поскольку выработать иммунитет можно лишь одним способом - пережив болезнь. В неравной борьбе с полчищами бюрократов и паразитов, в условиях полной беззащитности перед произволом властей бизнес закаляется, изобретает новые технологии выживания, мутирует во что-то значительно более жизнеспособное. Эта бесконечная полоса препятствий – отличная школа, и когда те из нас, которые прошли это всё и выжили, выйдут в мир, наши анемичные конкуренты содрогнутся от нашей мощи.
6. Огосударствление стратегических предприятий – это тоже хорошо. Все экономики мира пришли к этому же решению, но более извилистым путём, который к тому же обильно полит кровью двух мировых войн. Конкуренция в фундаментальных, столбовых отраслях – вредна, поскольку подразумевает расходование минимум двух единиц энергии и двух единиц материала там, где цена одной единицы неоправданно высока. У нас есть уникальная возможность синтезировать положительный советский опыт с китайскими достижениями, и выработать оптимальную экономическую схему, в которой гибкость, адаптивность и динамичность экономики будет обеспечиваться малым и средним бизнесом, а тяжеловесные отрасли будут избавлены от капиталистических болезней типа проблемы моногородов. Есть, конечно, сомнения в том, что наши правители видят это именно так, но есть и надежда. Будем смотреть.
Вот такие плюсы вижу я. Думаю, что их намного больше, и предлагаю вам поучаствовать в поисках. Поделитесь своими наблюдениями, пожалуйста.